В чем сущность классических и современных концепций воспитания?
Как только люди попытались осмыслить свое бытие, свой социальный опыт, они начали вести поиск наиболее приемлемых для общества моделей воспитания. Эти модели или концепции были самые разные. Их отличие друг от друга было обусловлено как объективными факторами (характером общественных отношений и государственной власти), так и субъективными, связанными с личностью педагога-ученого.
Еще в древней Греции в двух соперничающих городах - в Спарте и Афинах были различные подходы к воспитанию молодежи. Если в Спарте главной целью воспитания была подготовка к военной службе, то в Афинах дети получали широкое философское, литературное и политическое образование.
В трудах древнегреческих философов довольно полно рассматриваются вопросы воспитания. Демокрит (460-370 гг. до н. э.) одним из первых поставил вопрос о природосообразности воспитания, указывал на огромную роль труда в нем. Сократ (470-399 гг. до н. э.) считал, что главное - познать вечные нравственные понятия и применять их в жизни. Платон (428—347 гг. до н. э.) впервые поставил вопрос о дошкольном воспитании и дифференцированном подходе к подготовке человека к жизни. Кто проявляет склонность к умственным занятиям, тот должен становиться философом, а кто не имеет этой склонности - воином. Аристотель (384—322 до н. э.) считал необходимым учить детей делать правильный выбор между недостатком и излишеством.
В древнем Риме Квинтилиан (35-96 гг. до н. э.) высказал мысль о том, что все дети являются сообразительными от природы и нуждаются только в правильном воспитании.
В эпоху Возрождения шло дальнейшее развитие педагогической мысли. Эразм Роттердамский (1439-1536) выступал против схоластики и догматической религиозности, признавая равенство всех людей, независимо от их происхождения. Воспитанию личности он отводил решающую роль в деле преобразования мира. Франсуа Рабле (1494-1553) считал, что воспитание должно развивать личность и отвечать интересам экономического развития общества. Мишель Монтень (1533-1592) провозгласил опыт основой человеческого знания. Он считал, что нельзя ребенку внушать готовые истины. Все, что ему нужно, достигается его собственным опытом.
Особое значение для развития теории воспитания имели работы Яна Амоса Коменского (1592-1670) - выдающегося чешского педагога. Воспитательные усилия Коменского были направлены на просвещение всего человечества. «Всех нужно вести к тому, чтобы они, надлежащим образом впитав в себя знания, могли с пользой пройти настоящую жизнь... Если мы позволим развивать ум только некоторым, исключив остальных, то будем несправедливы по отношению к тем, кто обладает той же природой».
Джон Локк (1632-1704), английский философ и педагог, стремился доказать, что в сознании человека нет врожденных идей и представлений, и обосновать опытное происхождение человеческого знания. Из этих положений вытекал тезис о решающей роли воспитания в формировании личности и значении среды в процессе воспитания.
Локк ориентировался на воспитание «делового человека, джентльмена». Целью жизни, а следовательно, и воспитания, он считал обеспечение «здорового духа в здоровом теле» и выделял три взаимообусловленных компонента воспитания: физическое воспитание, воспитание души (нравственное) и образование.
Жан-Жак Руссо (1712-1778), французский мыслитель и педагог, утверждал, что в каждом индивиде заложены неисчерпаемые возможности для совершенствования. Он считал, что дети должны воспитываться естественно, сообразно с природой. Это значит, что в воспитании надо следовать природе ребенка, учитывать его возрастные особенности.
Он требовал уважать личность ребенка, считаться с его интересами, запросами, отрицал принуждение как метод воспитания. Исходя из этого, Руссо своеобразно определяет роль воспитателя, который лишь наводит своего воспитанника на решение вопросов, оказывает на ребенка, главным образом, косвенное воздействие. Он организует всю среду, все окружающие ребенка влияния так, что они подсказывают определенные решения.
Генрих Песталоцци (1746-1827) - известный швейцарский педагог, ставил целью развитие в детях истинной человечности, их нравственное самоусовершенствование. Он считал, что необходимо развить все природные силы и способности человека - разносторонне и гармонично. Воспитание должно находиться в согласии с природой ребенка, т. е. быть приро-досообразным. Оказать детям помощь в развитии всех человеческих сил должно правильно поставленное воспитание. Песталоцци различал силы человеческой природы троякого рода: умственные, физические, нравственные. Эти силы следует развивать во взаимосвязи, избегая односторонности.
Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) - крупнейший немецкий педагог, считал, что цель воспитания состоит в формировании добродетельного человека, уважающего существующий порядок и подчиняющегося ему.
В педагогическом процессе Гербарт выделял три части: управление, обучение и нравственное воспитание.
Управление, по его мнению, еще не воспитание, а создание предпосылок для воспитания. С точки зрения Гербарта обучение и воспитание нельзя разделять — это единый, сложный процесс (воспитывающее обучение).
Гербарт разработал конкретные средства нравственного воспитания, к которым он относил следующее: удерживать воспитанника, определять воспитанника, устанавливать четкие правила поведения, поддерживать в душе воспитанника «спокойствие и ясность», «волновать» душу ребенка одобрением и порицанием, «увещевать» воспитанника, указывать и исправлять его промахи.
Фридрих Вильгельм Адольф Диетервег (1790-1866) - выдающийся
немецкий педагог, выдвинул идею общечеловеческого воспитания. Для достижения успеха в воспитании следует опираться на три принципа: при-родосообразности, культуросообразности и самодеятельности. Под приро-досообразностью он понимал следование за процессом естественного развития человека с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей; под культуросообразностью - учет в воспитании условий места и времени, в которых родился человек, особенности страны, являющейся родиной ученика; под самодеятельностью - активность, направленную на служение истине, красоте и добру.
Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) - великий русский педагог, обосновал антропологическую концепцию воспитания.
Велика заслуга К. Д. Ушинского в разработке идеи народности воспитания. Реализация принципа народности предполагала:
создание широкой сети народных школ, обеспечивающих обязательность обучения всех детей; делом воспитания должен руководить сам народ;
воспитание должно давать детям реальное образование, развивать их умственные способности с тем, чтобы они могли быть использованы в интересах народа;
центральное место в формировании человека должен занимать родной язык - «сокровищница духа» народа;
воспитание должно формировать человека, для которого труд является первой потребностью, формировать патриота с твердей волей и характером;
женщинам должно быть обеспечено образование, равное с мужчинами;
недопустимо слепое заимствование и внедрение в практику иноземных систем, не соответствующих духу русской народности.
Антон Семенович Макаренко (1888-1939) - выдающийся педагог советского периода, внес большой вклад в теорию и методику воспитания. В своих учреждениях он создавал коллектив, основанный на принципах соединения воспитания и обучения с трудом. Его воспитанники участвовали в производительном труде: работали в мастерских и в цехах заводов, на полях и на фермах, в саду и на огороде.
Ядро учения Макаренко - теория воспитательного коллектива, в котором формируются присущие объединению людей нормы, стиль жизни и отношения. Он разрабатывал вопросы строения и организации коллектива, методов воспитания в нем, взаимоотношений с личностью ребенка и связи с другими коллективами, методику организации трудового и эстетического воспитания, формирования сознательной дисциплины, создания воспитывающих традиций, которые он рассматривал в единстве с многосторонней жизнедеятельностью детей Его организационно-педагогические находки -разновозрастные отряды, советы командиров, общее собрание - были привлекательны для воспитанников и позволяли достигать намеченных воспитательных целей.
Современные концепции воспитания призваны ответить натри основных вопроса: каковы цели воспитания на современном этапе развития общества? каковы содержание и структура воспитательного процесса? кто в большей степени выступает в качестве субъекта воспитания?
В начале 90-х годов коллективом ученых под руководством А. А. Бо-далева, 3. И. Мальковой, Л. И. Новиковой была предложена концепция воспитания учащейся молодежи в современном мире. Она ориентирует педагогов на гуманистическое воспитание, социальное взаимодействие с личностью.
Цель воспитания, которая определяется в этой концепции, - всестороннее развитие личности. Задачи воспитания были сформированы следующим образом: приобщение учащихся к системе ценностей; выявление творческого потенциала детей; формирование чувства свободы, способности к объективной самооценке; уважение к правилам, нормам совместной жизни; воспитание положительного отношения к труду.
О. С. Газман и А. В. Иванов в своих концепциях обратились к проблеме целей воспитания и наряду с идеальной целью - формирования гармонической, всесторонне развитой личности - предложили реальную. Цель - дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе представить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах.
Концепция воспитания И. М. Ильинского предлагает в качестве цели формирование жизнеспособной, гуманистически ориентированной по отношению к обществу и самой себе индивидуальности.
В соответствии с предложенной стратегической моделью жизнеспособной, гуманистически ориентированной индивидуальности молодой человек должен обладать следующими личностными и гражданскими качествами:
быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, уметь ориентироваться в экономической, социально-политической обстановке, сохраняя свою мировоззренческую позицию, гуманистические идеалы и ценности;
обладать высокой социальной активностью, целеустремленностью и предприимчивостью, стремлением к поиску нового и способностью находить оптимальные решения жизненных проблем в нестандартных ситуациях;
иметь потребность в жизненных достижениях и успехе, способности к самостоятельному принятию решений, постоянному саморазвитию своего интеллекта и профессиональных качеств;
быть законопослушным, социально ответственным, обладать развитым чувством внутренней свободы и собственного достоинства, способностью к объективной самооценке и конкуренции с другими;
иметь в разумной мере индивидуалистические установки, ориентацию на себя, свои интересы и потребности, обладать рациональным, альтернативным мышлением и прагматическим отношением к жизни;
иметь национальное сознание российского гражданина, быть патриотом, борющимся за сохранение единства России и ее становление как великой державы, занимающей одно из ведущих мест в мировом сообществе.
Кроме того, каждый жизнеспособный человек должен уметь понимать и быть готовым отстаивать интересы своей социально-возрастной, профессиональной, этнической, социальной общности, к которой он принадлежит по своему происхождению и социальному статусу и т. п.
Системно-синергетический подход к воспитанию лежит в основе концепции Н. М. Таланчука, который определяет путь в будущее через «ос-вобождение от философии борьбы, через освоение разумной и цивилизованной философии жизни, т.е. через воспитание человека разумного, человека цивилизованного, ориентированного не на разрушение, а на созидание». Исходные положения, изложенные в концепции Н. М. Таланчука следующие:
сущность всех педагогических явлений и процессов составляет системный синергетизм;
любая педагогическая система рассматривается как синергетическая целостность.
источниками и движущими силами развития являются не противоречия, не борьба, не отрицание отрицания, а системный синергетизм.
Особое внимание Н. М. Таланчук уделяет характеру взаимодействия воспитателя и воспитанников, рассматривая это взаимодействие как главную систему в педагогическом процессе, от функционирования которой решающим образом зависит качество воспитания. По его мнению, эта система есть синергетическая целостность. Её движущей силой являются не противоречия и борьба, а синергетизм субъектов взаимодействия: «эффект воспитания достигается не педагогическим воздействием, а синергетическим взаимодействием педагога и учащихся».
И. А. Колесникова, А. С. Навагина, Е Н. Барышников разработали региональную концепцию воспитания. Цель воспитания, по их мнению, «ориентирована на формирование у личности рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соотнесении с жизнью других людей», будучи потенциальным носителем различных социальных ролей (семьянин, член детского сообщества, ученый, житель города, гражданин Отечества, гражданин мира), школьник является кроме этого в плане самореализации неповторимой индивидуальностью, источником творческого начала, субъектом жизнедеятельности.
В концепции наряду с известными принципами культуросообразности в природосообразности, целостности педагогических процессов, демократизации определены также принципы ценностно-смыслового равенства взрослого и ребенка, креативности, творческого начала в воспитании.
С начала 1990-х годов под руководством М.И. Рожкова был разработан ряд концепций, которые отражали различные аспекты организации воспитания молодежи. Все концепции были объединены общей идеей развития субъектности ребенка в его социальном развитии.
В 1990 г. была принята в качестве основополагающей концепция со-циализации ребенка в деятельности детских организаций, в 1996 г. в Ярославской области была разработана концепция региональных подходов к организации воспитательной работы, в 1998 г. - концепция деятельности классного руководителя.
- Часть I. Общие основы педагогики
- 1. Что является объектом и предметом исследования науки педагогики и каковы ее функции? в каких случаях педагогика представляется как наука и в каких — как искусство?
- 2. Раскройте содержание следующих категорий педагогики: воспитание, перевоспитание, самовоспитание, образование, обучение
- 3. Какова система педагогических наук (общая структура и отрасли)?
- 4. Дайте общую характеристику методов педагогического исследования (теоретических, эмпирических и математических). В чем логика педагогического исследования?
- 5. Какова типология и каково многообразие современных образовательных учреждений?
- Часть II. Теория воспитания
- В чем сущность классических и современных концепций воспитания?
- 2. В чем сущность и содержание современных подходов воспитания учащихся (системный, деятельностный, личностно-ориентированный, философско-антропологический, синергетический)?
- 3. В чем сущность и содержание физического воспитания школьников? Каковы формы, методы и средства совершенствования физической и духовно здоровой личности?
- 4. В чем сущность формирования эстетической культуры школьников? Каковы содержание, формы, методы и средства эстетического воспитания учащихся в школе?
- Часть III. Дидактика
- 1. Раскройте сущность и содержание основных законов, закономерностей и принципов обучения. Что такое обучение и каковы его признаки?
- 2. Проанализируйте следующие дидактические концепции: традиционная, педоцентрическая, проблемное обучение, программированное обучение, развивающее обучение.
- 3. Раскройте сущность, содержание и пути реализации на практике основных функций обучения.
- 5.В чем сущность и содержание государственного образователь- ного стандарта?
- 6. Какова сущность происходящих в настоящее время инноваци- онных образовательных процессов? Какова структура инновацион- ных процессов в системе образовании?
- Часть IV. Педагогические технологии
- 1. Какие существуют педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся?
- 2. Какие существуют педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса?
- Особенности содержания технологии
- Концептуальные положения
- Особенности содержания
- Особенности методики
- Концептуальные положения
- Особенности методики
- Концептуальные положения
- Особенности организации
- Часть V. История педагогики и образования
- 2. Как развивалась педагогическая мысль в России после коре пых преобразований в экономической, .Политической, культурно жизни, осуществленных Петром I? Каковы были при этом школь реформы?
- Часть VI. Педагогическая диагностика
- 1. В чем сущность и функции педагогической диагностики? Каковы возможности педагогической диагностики в совершенствовании учебно-воспитательного процесса в школе?
- 2. Какова методика диагностического исследования процесса социального развития учащихся? Каковы особенности этой методики в работе с младшими школьниками?
- 3. В чем сущность и содержание работы классного руководителя по диагностике основных направлений выбора школьниками будущей профессии?
- 4.Какова методика диагностического исследования общего со- стояния учебного процесса в классе (школе)?
- Часть. VII. Управление педагогическими системами
- 1. В чем сущность и содержание педагогического менеджмента? Каковы государственно-общественные системы управления образованием в нашей стране?
- 2. Что такое педагогическая система? Каковы ее структурные компоненты.
- 3. В чем сущность и содержание педагогической культуры учителя и руководителей школы? Каковы основные компоненты этой культуры, как они формируются и практически реализуются?
- 4Обучающая функция.
- 4. Каковы общие критерии в оценке труда учителя? Какие существуют формы и методы подготовки учителя к аттестации и каков порядок ее проведения?
- Часть VIII. Коррекционная педагогика
- 1. Что такое «норма» и «отклонение» в физическом, психическом, интеллектуальном и моторном развитии человека? Как в настоящее время в школе исследуются учащиеся по этим показателям?
- ЧастьIx. Методика музыкального воспитания младших школьников
- Часть X. Методика преподавания изо в начальной школе
- 1. Какова методика проведения уроков рисования с натуры, по памяти и по представлению? Каковы особенности методики проведения уроков по изображению родной природы и предметов быта чувашского народа?
- Каковы особенности методики проведения уроков по изображению родной природы и предметов быта чувашского народа?
- 2. Какова методика проведения уроков декоративного рисования? Каковы особенности методики проведения уроков по изучению украшения одежды, изделий труда, жилища чувашей?
- Каковы особенности методики проведения уроков по изучению украшения одежды, изделий труда, жилища чувашей?
- 3. Какова методики проведения уроков тематического рисования? Каковы особенности методики проведения уроков по иллюстрированию сказок и других литературных произведений чувашского народа?
- Часть XI. Методика преподавания технологии в начальной школе
- 1. Дайте краткий анализ авторских программ по трудовому обучению младших школьников (трудовое обучение в.Г. Машинистова, школа мастеров т.М. I сроним ус, основы дизайн-образования н.М. Конышевой)
- 2. Каково должно быть оснащение класса-кабинета трудового обучения для учащихся начальных классов?
- 3. Какова методика преподавания технологии в начальной школе?