3. Какова методики проведения уроков тематического рисования? Каковы особенности методики проведения уроков по иллюстрированию сказок и других литературных произведений чувашского народа?
Рисование на темы - это создание композиции на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведётся по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры.
Детям рекомендуется рисовать на разных форматах листа белой или цветной бумаги, в зависимости от учебной задачи урока. Учащиеся должны усвоить выразительные возможности различных форматов (вытянутый по вертикали, прямоугольный, квадратный, вытянутый по горизонтали, крупный и др.).
Основные этапы создания изобразительной работы:
1.Выбор сюжета, формирование замысла композиции.
2.Выполнение эскиза (только в 3-4 классах).
3.Выполнение рисунка композиции.
4.Выполнение цветового решения композиции.
Обычно урок начинается с беседы, эмоционально настраивающей учащихся на работу. Она помогает восстановить в памяти учащихся или сформировать у них представления об объектах, которые необходимо будет рисовать.
В зависимости от темы и задач урока учащиеся или вместе с учителем в 1-2 классах, или самостоятельно в З-4 классах выбирают сюжеты, героев своих работ. Важно, чтобы дети чётко представили себе то, что они будут рисовать. Для этого учитель задаёт им ряд проблемных вопросов, использует метод словесного рисования, даёт несколько минут на обдумывание композиции, знакомит с необходимым иллюстративным и натурным материалом.
После такой подготовки учащимся разрешают приступить к выполнению рисунка без предварительного эскиза, поскольку мелкие изображения в эскизах младшим школьникам плохо удаются. Им трудно перенести композицию на большой лист, соблюдая найденные пропорции и размеры. Но некоторые ученики 1-3 классов успешно справляются с этой задачей. Им можно рекомендовать поиск композиции в эскизе. Начиная с 4 класса это задание обязательно для всех.
Следующий этап работы над рисунком - выполнение композиции в карандаше. Но если на работу отводится один урок, её можно выполнить без предварительного рисунка карандашом сразу в цвете. В этом случае рекомендуется использовать тонированный фон, гуашевые краски, мелки.
Некоторые ученики уже на первом уроке по теме начинают работу в цвете. Одни успевают затонировать общий фон неба, земли, леса, а другие раскрашивают персонажи без прорисовки деталей. Считаем оба подхода верными. В связи с выполнением композиции детям следует предоставить возможность сделать наброски и зарисовки с натуры, наблюдать явления природы, изучать исторический и искусствоведческий материал, необходимый для конкретизации образов, обстановки.
В начале второго урока обычно проводится небольшая беседа о выразительных возможностях разнообразных цветовых решений с использованием наглядно-методических средств. Затем дети уточняют свои рисунки, используя собранный натуральный материал, прорисовывают детали, завершают работу в цвете.
Методика проведения уроков по иллюстрированию сказок эффективнее всего проводится по следующей схеме. Вводная беседа строится на материале выставки иллюстраций к одной или нескольким сказкам. Особое внимание обращается на роль художника в создании сказочного образа. Обобщая ответы учащихся о сказочных героях и их характерах, учитель делает соответствующие выводы. В народных сказках имя и прозвище героя сразу создают его зрительный образ, например: солнечная девушка, Юман-батыр, Алмас-батыр, змей-ненавистник, старуха-кровопийца, «стар-старичок, сам с локоток, а борода - сажень длиной» и т. п.
Далее учитель в эмоционально-образной беседе раскрывает, как в сказках описываются и изображаются добрые, положительные герои и как - злые, отрицательные персонажи, какими изобразитель новы разительными средствами. В этой обучающей части урока учитель знакомит учащихся с законами, правилами и приёмами композиции. На каждом уроке даётся только один-два элемента теории изобразительной грамоты, композиции и методики рисования.
Чтобы настроить учеников на собственное изобразительное творчество на тему сказки, активизировать воображение, учитель применяет различные методические приёмы по оживлению в памяти прочитанной сказки: пересказ, чтение в лицах, представление, лицедейство, живые картинки-загадки и т. д. Перед выполнением практической работы учитель должен чётко поставить перед учениками задачу урока. Можно предложить нескольким учащимся представить себе свои будущие работы и описать их словами. Такой приём в методике преподавания изобразительного искусства называется «устным рисованием».
Во время самостоятельной работы внимание учителя направлено на различные формы индивидуальной работы с учащимися. Замысел каждой детской иллюстрации надо понять и оказать рисующему необходимую помощь: советом, добрым словом, дружеским замечанием, новым методическим приёмом, чтобы помочь лучше выразить характер изображаемого. Желательно во время работы тихо включать музыку, песни.
В конце урока желательно организовать выставку рисунков. Оценивать работы в начальной школе можно с использованием разнообразных игровых приёмов, введением призов, приглашением сказочных героев. Следует поощрять оценочные высказывания детей. В итоговом обсуждении работ оценивается главное — как сумели школьники выразить характер произведения изобразительными средствами. Особенно поощряется оригинальность композиции. В конце урока важно ещё раз напомнить воспитательное значение сказки для сегодняшних дней.
Творческие работы учащихся рекомендуется использовать для украшения интерьера и в школе, и дома, эти работы также могут быть хорошим подарком для близких и друзей.
Каждый учитель волен по-своему строить канву урока тематической композиции, однако необходимым условием успеха является достижение гармонического единства художественного образования и эстетического воспитания школьников.
Каковы особенности методики проведения уроков по иллюстрированию сказок и других литературных произведений чувашского народа?
Композиции на темы окружающей жизни прямо или косвенно связаны с родной землёй, с жизнью и деятельностью на этой земле. В канву любого урока, практически, можно добавить несколько сюжетов о жизни, традициях и обычаях своего народа. Фантазируя о прошлом или будущем, учитель тоже может «окунуть» ребят в мир древней Чувашии или же в завтрашнее будущее своего города или села. Самыми эффективными уроками по формированию эстетических идеалов своего народа и приобщению к национальной культуре справедливо считаются уроки иллюстрирования произведений народного и профессионального чувашского искусства. Именно они раскрывают национальный характер, создают фольклорный колорит, дают почувствовать дух чувашского народа.
Чтобы наиболее эффективно провести урок по иллюстрированию сказок и других литературных произведений чувашского народа учителю необходимо:
1. В яркой эмоционально-образной беседе раскрыть содержание и лив эстетический анализ произведения, привлекая для этого древнюю мифологию, историю и эстетические идеалы чувашского народа.
Оптимально использовать межпредметные связи для создания художественного образа произведения литературными, музыкальными и изобразительными средствами, тем самым осуществляя синтез чувашского народного искусства.
Эстетический анализ картин и иллюстраций профессиональных художников Чувашии, наглядно демонстрирующих разнообразные средства художественной выразительности для создания сказочного образа.
Обучение законам, правилам, приёмам и средствам композиции проводить поэлементно, на каждом уроке раскрывая одно-два положения теории изобразительной грамоты и методики рисования.
Все методы и приёмы обучения и воспитания школьников довести до такой степени выразительности, чтобы пробудить фантазию ребят, их творческий потенциал, чтобы формировать художественную культуру нации.
- Часть I. Общие основы педагогики
- 1. Что является объектом и предметом исследования науки педагогики и каковы ее функции? в каких случаях педагогика представляется как наука и в каких — как искусство?
- 2. Раскройте содержание следующих категорий педагогики: воспитание, перевоспитание, самовоспитание, образование, обучение
- 3. Какова система педагогических наук (общая структура и отрасли)?
- 4. Дайте общую характеристику методов педагогического исследования (теоретических, эмпирических и математических). В чем логика педагогического исследования?
- 5. Какова типология и каково многообразие современных образовательных учреждений?
- Часть II. Теория воспитания
- В чем сущность классических и современных концепций воспитания?
- 2. В чем сущность и содержание современных подходов воспитания учащихся (системный, деятельностный, личностно-ориентированный, философско-антропологический, синергетический)?
- 3. В чем сущность и содержание физического воспитания школьников? Каковы формы, методы и средства совершенствования физической и духовно здоровой личности?
- 4. В чем сущность формирования эстетической культуры школьников? Каковы содержание, формы, методы и средства эстетического воспитания учащихся в школе?
- Часть III. Дидактика
- 1. Раскройте сущность и содержание основных законов, закономерностей и принципов обучения. Что такое обучение и каковы его признаки?
- 2. Проанализируйте следующие дидактические концепции: традиционная, педоцентрическая, проблемное обучение, программированное обучение, развивающее обучение.
- 3. Раскройте сущность, содержание и пути реализации на практике основных функций обучения.
- 5.В чем сущность и содержание государственного образователь- ного стандарта?
- 6. Какова сущность происходящих в настоящее время инноваци- онных образовательных процессов? Какова структура инновацион- ных процессов в системе образовании?
- Часть IV. Педагогические технологии
- 1. Какие существуют педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся?
- 2. Какие существуют педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса?
- Особенности содержания технологии
- Концептуальные положения
- Особенности содержания
- Особенности методики
- Концептуальные положения
- Особенности методики
- Концептуальные положения
- Особенности организации
- Часть V. История педагогики и образования
- 2. Как развивалась педагогическая мысль в России после коре пых преобразований в экономической, .Политической, культурно жизни, осуществленных Петром I? Каковы были при этом школь реформы?
- Часть VI. Педагогическая диагностика
- 1. В чем сущность и функции педагогической диагностики? Каковы возможности педагогической диагностики в совершенствовании учебно-воспитательного процесса в школе?
- 2. Какова методика диагностического исследования процесса социального развития учащихся? Каковы особенности этой методики в работе с младшими школьниками?
- 3. В чем сущность и содержание работы классного руководителя по диагностике основных направлений выбора школьниками будущей профессии?
- 4.Какова методика диагностического исследования общего со- стояния учебного процесса в классе (школе)?
- Часть. VII. Управление педагогическими системами
- 1. В чем сущность и содержание педагогического менеджмента? Каковы государственно-общественные системы управления образованием в нашей стране?
- 2. Что такое педагогическая система? Каковы ее структурные компоненты.
- 3. В чем сущность и содержание педагогической культуры учителя и руководителей школы? Каковы основные компоненты этой культуры, как они формируются и практически реализуются?
- 4Обучающая функция.
- 4. Каковы общие критерии в оценке труда учителя? Какие существуют формы и методы подготовки учителя к аттестации и каков порядок ее проведения?
- Часть VIII. Коррекционная педагогика
- 1. Что такое «норма» и «отклонение» в физическом, психическом, интеллектуальном и моторном развитии человека? Как в настоящее время в школе исследуются учащиеся по этим показателям?
- ЧастьIx. Методика музыкального воспитания младших школьников
- Часть X. Методика преподавания изо в начальной школе
- 1. Какова методика проведения уроков рисования с натуры, по памяти и по представлению? Каковы особенности методики проведения уроков по изображению родной природы и предметов быта чувашского народа?
- Каковы особенности методики проведения уроков по изображению родной природы и предметов быта чувашского народа?
- 2. Какова методика проведения уроков декоративного рисования? Каковы особенности методики проведения уроков по изучению украшения одежды, изделий труда, жилища чувашей?
- Каковы особенности методики проведения уроков по изучению украшения одежды, изделий труда, жилища чувашей?
- 3. Какова методики проведения уроков тематического рисования? Каковы особенности методики проведения уроков по иллюстрированию сказок и других литературных произведений чувашского народа?
- Часть XI. Методика преподавания технологии в начальной школе
- 1. Дайте краткий анализ авторских программ по трудовому обучению младших школьников (трудовое обучение в.Г. Машинистова, школа мастеров т.М. I сроним ус, основы дизайн-образования н.М. Конышевой)
- 2. Каково должно быть оснащение класса-кабинета трудового обучения для учащихся начальных классов?
- 3. Какова методика преподавания технологии в начальной школе?