logo search
Шпаргалка по педагогике

3. Какова методика преподавания технологии в начальной шко­ле?

Урок технологии во многом специфичен и отличается от уроков по другим, особенно гуманитарным, предметам.

В методике трудового обучения различают следующие группы ме­тодов:

  1. Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, лекция, устный и письменные инструктажи.

  2. Наглядные методы: демонстрирование изучаемых объектов и их изображений (моделей, таблиц, схем, кинофильмов, компьютерных графи­ков и др.), трудового процесса и его компонентов.

  1. Практические методы: упражнения, лабораторно-практические работы и др.

  2. Методы проверки знаний, навыков и умений: устный и пись­менный опрос, выполнение практических заданий.

5.Метод проектов: творческие работы учащихся.

Знание многообразия методов и приемов помогают учителю трудово­го обучения применять их в правильном взаимосочетании, с учетом конкретных задач обучения, условий его проведения и индивидуальных осо­бенностей школьников.

Словесные методы обучения.

Рассказ - изложение учителем учебного материала в определенной последовательности, применяется в тех случаях, когда требуется сообщить учащимся довольно широкие теоретические сведения. Это изложение бо­лее эффективно, если оно дополняется другими методами, например де­монстрацией приспособлений или показом работы оборудования.

Объяснение. В отличие от рассказа объяснение предполагает более широкое ознакомление школьников с изучаемыми вопросами. В трудовом обучении лучше применять следующие виды объяснения: пооперационное - последовательное объяснение каждой изучаемой операции; перспектив­ное - объяснение всех операций, связанных с выполнением трудового за­дания; комбинированное - сочетание пооперационного и перспективного объяснения.

Беседа. Под беседой понимается чередование вопросов учителя тру­дового обучения и ответов школьников. В ходе беседы учитель старается навести школьников на самостоятельное формулирование нужного ответа.

Метод инструктажа - (устный и письменный). Инструктаж - это объяснение, при помощи которого указываются пути, средства и методы формирования навыков и умений применения знаний для выполнения тру­дового задания.

Ценность устного инструктажа заключается, во-первых, в его кратко­сти, а во-вторых, в насыщенности его определенным содержанием, кото­рое раскрывало бы перед учащимися сущность приемов работы, операций и новых технологических процессов и указывало бы наиболее рациональ­ные трудовые приемы и способы выполнения трудовых заданий.

В методике трудовой подготовки школьников выделяются устный (вводный, текущий, заключительный) и письменный инструктажи.

Продолжительность инструктажа устанавливается в зависимости от изучаемого материала и стадии или периода обучения.

Полный инструктаж нужен только тогда, когда учащиеся знакомятся с новой работой. Но если полное инструктирование будет многократно по­вторяться, то это приводит не только к ненужной потере учебного време­ни, но и к тому, что школьники привыкнут получать все в готовом виде. Неполный же инструктаж заставляет их больше думать, самостоятельно трудиться. Таким образом степень полноты инструктажа определяется в зависимости от содержания, этапа и периода освоения трудовых операций, а также с учетом уровня теоретической и практической подготовленности учащихся данного класса (группы).

Вводный инструктаж на уроке трудового обучения предназначается для демонстрации учителем конкретных трудовых приемов для всей груп­пы школьников. Одна из задач вводного инструктажа - проверка того, достаточны ли знания школьников для выполнения практических упражне­ний. Бели обнаруживается недостаточно этих знаний, то в ходе инструк­тажа пробел ликвидируется.

Текущий инструктаж дается в индивидуальном порядке непосредст­венно на рабочем месте школьника и позволяет проанализировать недос­татки и упущения в выполнении учащимися трудовых приемов, организа­ции рабочего места и т.п.

Текущий инструктаж включает в себя:

- разъяснение опасности нарушений правил техники безопасности. Текущий инструктаж проводится обычно во время обхода рабочих мест. Наблюдая за работой школьников, учитель при необходимости тут же дает дополнительные объяснения, показывает приемы работы, коррек­тирует действия школьников, побуждает их к самостоятельным действиям, предупреждает или исправляет допускаемые ими ошибки.

Заключительный инструктаж. Материалом для заключительного инструктажа служат и наблюдения за выполнением школьниками различ­ных трудовых заданий в течение всего урока (это самое главное). Бели кто-нибудь из школьников нарушал правила техники безопасности, то об этом сообщается всей группе. Также учитель отмечает, насколько школьники продвинулись вперед в приобретении навыков и умений.

Письменный инструктаж

Применение письменных инструктажей позволяет всем школьникам сразу после вводного инструктажа включиться в работу. Инструкцию раз­рабатывают таким образом, чтобы ею можно было легко пользоваться. Она должна содержать основные конкретные сведения, а не общие рассужде­ния. Расположение материала в ней должно быть строго последователь­ным.

В трудовой подготовке школьников часто применяются следующие виды письменных инструкций: учебная инструкционная и учебная опе­рационная карта; учебная карта-задание.

Учебную инструкционную карту составляют с целью обучения опре­деленным действиям: выполнение приемов, переходов, позиций, установок и операций в целом. В ней содержится наиболее полная расшифровка всей структуры технологического процесса.

НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ

Метод наблюдения.

Демонстрация.

ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

Упражнения.

Лабораторно-практические работы.

МЕТОД ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ. МЕТОД ПРОЕКТОВ

Творческие работы учащихся. Типы и структура уроков технологии

Уроки технологии можно классифицировать по дидактическим целям и задачам (урок приобретения новых знаний, контрольно-проверочный урок, урок закрепления изученного, комбинированный урок); по преобла­дающим методам, используемым в трудовом обучении (урок-беседа, урок-экскурсия, кино-урок, практический урок); по содержанию (урок по обра­ботке ткани, по обработке бумаги, по обработке различных материалов, техническому моделированию и т.д.)

Каждый урок проводится по заранее продуманному плану. Совокуп­ность элементов, входящих в урок и расположенных в определенной по­следовательности и взаимосвязи, называют структурой у рот.

Теоретические уроки обычно применяются как вводные при перехо­де к изучению новой темы или новой технологии. На этих уроках значи­тельная часть времени отводится технологическому компоненту деятель­ности.

Уроки закрепления изученных теоретических знаний или освоенных практических умений строятся так, чтобы у учеников была возможность реализовать свои возможности в практическом (исполнительском) компо­ненте деятельности.

На комбинированных уроках время на организационный и исполни­тельский компоненты деятельности распределяются примерно поровну. На таких уроках организуются наблюдения, опытническая работа, даются но­вые сведения, углубляется ранее изученный материал, осуществляется ор­ганизация практической работы, ведется освоение навыков проектирова­ния и др., предоставляется возможность проверить технологические и тру­довые умения.

Практические уроки чаще всего организуются на природе или в процессе освоения навыков по самообслуживанию или ведению домашне­го хозяйства. На организацию деятельности детей на таких уроках отво­дится незначительная часть времени. Инструктаж перед началом работы проводится в форме совместного обсуждения учителя и учащихся пред­стоящей деятельности.

На контрольно-проверочных уроках учитель организует деятель­ность детей по проверке знаний или практических умений. Организацион­ная часть урока в данном случае отводится на проведение четкого инст­руктажа и требований - критериев к выполняемым действиям, операциям, деталям или объекту труда.

Структура теоретического урока может быть, например, такой:

1. Сообщение учителем темы и цели урока.

2.Подготовка к выполнению трудового задания:

а) пополнение и уточнение знаний о назначении и использовании нового материала; б) изучение свойств нового материала; в) объяснение и показ учителем нового способа действия; г) выполнение учащимися пробного упражнения; д) сообщение учителем трудового задания и демонстрация образца изделия; е) анализ трудового задания учащи­мися под руководством учителя; ж) планирование работы учащимися под руководством учителя; з) выяснение и определение учебных задач.

  1. Проверка подготовки рабочих мест.

  2. Выполнение учащимися трудового задания.

  3. Подведение итогов урока.

  4. Уборка рабочих мест.