3. Какова методика преподавания технологии в начальной школе?
Урок технологии во многом специфичен и отличается от уроков по другим, особенно гуманитарным, предметам.
В методике трудового обучения различают следующие группы методов:
Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, лекция, устный и письменные инструктажи.
Наглядные методы: демонстрирование изучаемых объектов и их изображений (моделей, таблиц, схем, кинофильмов, компьютерных графиков и др.), трудового процесса и его компонентов.
Практические методы: упражнения, лабораторно-практические работы и др.
Методы проверки знаний, навыков и умений: устный и письменный опрос, выполнение практических заданий.
5.Метод проектов: творческие работы учащихся.
Знание многообразия методов и приемов помогают учителю трудового обучения применять их в правильном взаимосочетании, с учетом конкретных задач обучения, условий его проведения и индивидуальных особенностей школьников.
Словесные методы обучения.
Рассказ - изложение учителем учебного материала в определенной последовательности, применяется в тех случаях, когда требуется сообщить учащимся довольно широкие теоретические сведения. Это изложение более эффективно, если оно дополняется другими методами, например демонстрацией приспособлений или показом работы оборудования.
Объяснение. В отличие от рассказа объяснение предполагает более широкое ознакомление школьников с изучаемыми вопросами. В трудовом обучении лучше применять следующие виды объяснения: пооперационное - последовательное объяснение каждой изучаемой операции; перспективное - объяснение всех операций, связанных с выполнением трудового задания; комбинированное - сочетание пооперационного и перспективного объяснения.
Беседа. Под беседой понимается чередование вопросов учителя трудового обучения и ответов школьников. В ходе беседы учитель старается навести школьников на самостоятельное формулирование нужного ответа.
Метод инструктажа - (устный и письменный). Инструктаж - это объяснение, при помощи которого указываются пути, средства и методы формирования навыков и умений применения знаний для выполнения трудового задания.
Ценность устного инструктажа заключается, во-первых, в его краткости, а во-вторых, в насыщенности его определенным содержанием, которое раскрывало бы перед учащимися сущность приемов работы, операций и новых технологических процессов и указывало бы наиболее рациональные трудовые приемы и способы выполнения трудовых заданий.
В методике трудовой подготовки школьников выделяются устный (вводный, текущий, заключительный) и письменный инструктажи.
Продолжительность инструктажа устанавливается в зависимости от изучаемого материала и стадии или периода обучения.
Полный инструктаж нужен только тогда, когда учащиеся знакомятся с новой работой. Но если полное инструктирование будет многократно повторяться, то это приводит не только к ненужной потере учебного времени, но и к тому, что школьники привыкнут получать все в готовом виде. Неполный же инструктаж заставляет их больше думать, самостоятельно трудиться. Таким образом степень полноты инструктажа определяется в зависимости от содержания, этапа и периода освоения трудовых операций, а также с учетом уровня теоретической и практической подготовленности учащихся данного класса (группы).
Вводный инструктаж на уроке трудового обучения предназначается для демонстрации учителем конкретных трудовых приемов для всей группы школьников. Одна из задач вводного инструктажа - проверка того, достаточны ли знания школьников для выполнения практических упражнений. Бели обнаруживается недостаточно этих знаний, то в ходе инструктажа пробел ликвидируется.
Текущий инструктаж дается в индивидуальном порядке непосредственно на рабочем месте школьника и позволяет проанализировать недостатки и упущения в выполнении учащимися трудовых приемов, организации рабочего места и т.п.
Текущий инструктаж включает в себя:
установление правильности выполнения школьниками основных и вспомогательных трудовых приемов, действий, операций;
контроль интенсивности и качественных показателей работы школьников, предупреждение возможного брака;
- разъяснение опасности нарушений правил техники безопасности. Текущий инструктаж проводится обычно во время обхода рабочих мест. Наблюдая за работой школьников, учитель при необходимости тут же дает дополнительные объяснения, показывает приемы работы, корректирует действия школьников, побуждает их к самостоятельным действиям, предупреждает или исправляет допускаемые ими ошибки.
Заключительный инструктаж. Материалом для заключительного инструктажа служат и наблюдения за выполнением школьниками различных трудовых заданий в течение всего урока (это самое главное). Бели кто-нибудь из школьников нарушал правила техники безопасности, то об этом сообщается всей группе. Также учитель отмечает, насколько школьники продвинулись вперед в приобретении навыков и умений.
Письменный инструктаж
Применение письменных инструктажей позволяет всем школьникам сразу после вводного инструктажа включиться в работу. Инструкцию разрабатывают таким образом, чтобы ею можно было легко пользоваться. Она должна содержать основные конкретные сведения, а не общие рассуждения. Расположение материала в ней должно быть строго последовательным.
В трудовой подготовке школьников часто применяются следующие виды письменных инструкций: учебная инструкционная и учебная операционная карта; учебная карта-задание.
Учебную инструкционную карту составляют с целью обучения определенным действиям: выполнение приемов, переходов, позиций, установок и операций в целом. В ней содержится наиболее полная расшифровка всей структуры технологического процесса.
НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ
Метод наблюдения.
Демонстрация.
ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
Упражнения.
Лабораторно-практические работы.
МЕТОД ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ. МЕТОД ПРОЕКТОВ
Творческие работы учащихся. Типы и структура уроков технологии
Уроки технологии можно классифицировать по дидактическим целям и задачам (урок приобретения новых знаний, контрольно-проверочный урок, урок закрепления изученного, комбинированный урок); по преобладающим методам, используемым в трудовом обучении (урок-беседа, урок-экскурсия, кино-урок, практический урок); по содержанию (урок по обработке ткани, по обработке бумаги, по обработке различных материалов, техническому моделированию и т.д.)
Каждый урок проводится по заранее продуманному плану. Совокупность элементов, входящих в урок и расположенных в определенной последовательности и взаимосвязи, называют структурой у рот.
Теоретические уроки обычно применяются как вводные при переходе к изучению новой темы или новой технологии. На этих уроках значительная часть времени отводится технологическому компоненту деятельности.
Уроки закрепления изученных теоретических знаний или освоенных практических умений строятся так, чтобы у учеников была возможность реализовать свои возможности в практическом (исполнительском) компоненте деятельности.
На комбинированных уроках время на организационный и исполнительский компоненты деятельности распределяются примерно поровну. На таких уроках организуются наблюдения, опытническая работа, даются новые сведения, углубляется ранее изученный материал, осуществляется организация практической работы, ведется освоение навыков проектирования и др., предоставляется возможность проверить технологические и трудовые умения.
Практические уроки чаще всего организуются на природе или в процессе освоения навыков по самообслуживанию или ведению домашнего хозяйства. На организацию деятельности детей на таких уроках отводится незначительная часть времени. Инструктаж перед началом работы проводится в форме совместного обсуждения учителя и учащихся предстоящей деятельности.
На контрольно-проверочных уроках учитель организует деятельность детей по проверке знаний или практических умений. Организационная часть урока в данном случае отводится на проведение четкого инструктажа и требований - критериев к выполняемым действиям, операциям, деталям или объекту труда.
Структура теоретического урока может быть, например, такой:
1. Сообщение учителем темы и цели урока.
2.Подготовка к выполнению трудового задания:
а) пополнение и уточнение знаний о назначении и использовании нового материала; б) изучение свойств нового материала; в) объяснение и показ учителем нового способа действия; г) выполнение учащимися пробного упражнения; д) сообщение учителем трудового задания и демонстрация образца изделия; е) анализ трудового задания учащимися под руководством учителя; ж) планирование работы учащимися под руководством учителя; з) выяснение и определение учебных задач.
Проверка подготовки рабочих мест.
Выполнение учащимися трудового задания.
Подведение итогов урока.
Уборка рабочих мест.
- Часть I. Общие основы педагогики
- 1. Что является объектом и предметом исследования науки педагогики и каковы ее функции? в каких случаях педагогика представляется как наука и в каких — как искусство?
- 2. Раскройте содержание следующих категорий педагогики: воспитание, перевоспитание, самовоспитание, образование, обучение
- 3. Какова система педагогических наук (общая структура и отрасли)?
- 4. Дайте общую характеристику методов педагогического исследования (теоретических, эмпирических и математических). В чем логика педагогического исследования?
- 5. Какова типология и каково многообразие современных образовательных учреждений?
- Часть II. Теория воспитания
- В чем сущность классических и современных концепций воспитания?
- 2. В чем сущность и содержание современных подходов воспитания учащихся (системный, деятельностный, личностно-ориентированный, философско-антропологический, синергетический)?
- 3. В чем сущность и содержание физического воспитания школьников? Каковы формы, методы и средства совершенствования физической и духовно здоровой личности?
- 4. В чем сущность формирования эстетической культуры школьников? Каковы содержание, формы, методы и средства эстетического воспитания учащихся в школе?
- Часть III. Дидактика
- 1. Раскройте сущность и содержание основных законов, закономерностей и принципов обучения. Что такое обучение и каковы его признаки?
- 2. Проанализируйте следующие дидактические концепции: традиционная, педоцентрическая, проблемное обучение, программированное обучение, развивающее обучение.
- 3. Раскройте сущность, содержание и пути реализации на практике основных функций обучения.
- 5.В чем сущность и содержание государственного образователь- ного стандарта?
- 6. Какова сущность происходящих в настоящее время инноваци- онных образовательных процессов? Какова структура инновацион- ных процессов в системе образовании?
- Часть IV. Педагогические технологии
- 1. Какие существуют педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся?
- 2. Какие существуют педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса?
- Особенности содержания технологии
- Концептуальные положения
- Особенности содержания
- Особенности методики
- Концептуальные положения
- Особенности методики
- Концептуальные положения
- Особенности организации
- Часть V. История педагогики и образования
- 2. Как развивалась педагогическая мысль в России после коре пых преобразований в экономической, .Политической, культурно жизни, осуществленных Петром I? Каковы были при этом школь реформы?
- Часть VI. Педагогическая диагностика
- 1. В чем сущность и функции педагогической диагностики? Каковы возможности педагогической диагностики в совершенствовании учебно-воспитательного процесса в школе?
- 2. Какова методика диагностического исследования процесса социального развития учащихся? Каковы особенности этой методики в работе с младшими школьниками?
- 3. В чем сущность и содержание работы классного руководителя по диагностике основных направлений выбора школьниками будущей профессии?
- 4.Какова методика диагностического исследования общего со- стояния учебного процесса в классе (школе)?
- Часть. VII. Управление педагогическими системами
- 1. В чем сущность и содержание педагогического менеджмента? Каковы государственно-общественные системы управления образованием в нашей стране?
- 2. Что такое педагогическая система? Каковы ее структурные компоненты.
- 3. В чем сущность и содержание педагогической культуры учителя и руководителей школы? Каковы основные компоненты этой культуры, как они формируются и практически реализуются?
- 4Обучающая функция.
- 4. Каковы общие критерии в оценке труда учителя? Какие существуют формы и методы подготовки учителя к аттестации и каков порядок ее проведения?
- Часть VIII. Коррекционная педагогика
- 1. Что такое «норма» и «отклонение» в физическом, психическом, интеллектуальном и моторном развитии человека? Как в настоящее время в школе исследуются учащиеся по этим показателям?
- ЧастьIx. Методика музыкального воспитания младших школьников
- Часть X. Методика преподавания изо в начальной школе
- 1. Какова методика проведения уроков рисования с натуры, по памяти и по представлению? Каковы особенности методики проведения уроков по изображению родной природы и предметов быта чувашского народа?
- Каковы особенности методики проведения уроков по изображению родной природы и предметов быта чувашского народа?
- 2. Какова методика проведения уроков декоративного рисования? Каковы особенности методики проведения уроков по изучению украшения одежды, изделий труда, жилища чувашей?
- Каковы особенности методики проведения уроков по изучению украшения одежды, изделий труда, жилища чувашей?
- 3. Какова методики проведения уроков тематического рисования? Каковы особенности методики проведения уроков по иллюстрированию сказок и других литературных произведений чувашского народа?
- Часть XI. Методика преподавания технологии в начальной школе
- 1. Дайте краткий анализ авторских программ по трудовому обучению младших школьников (трудовое обучение в.Г. Машинистова, школа мастеров т.М. I сроним ус, основы дизайн-образования н.М. Конышевой)
- 2. Каково должно быть оснащение класса-кабинета трудового обучения для учащихся начальных классов?
- 3. Какова методика преподавания технологии в начальной школе?