logo search
ЭКЗАМЕН СЛУЖБА+вост

55. Особенности и динамика учебной мотивации студентов

Учебная мотивация студентов (лекция)

Развитие учебной мотивации является неотъемлемой частью развития личности. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода.

Становлению мотивации профессионального учения в студенческом возрасте содействует ряд особенностей студента:

потребность в жизненном самоопределении и обращенность планов в будущее, осмысление с этих позиций настоящего;

становление социальных мотивов гражданского долга, отдачи обществу;

тенденция к осознанию своего мировоззрения как сплава социальных и познавательных мотивов, ориентации.

Для студенческого возраста характерно стремление к социальному сближению, поиск смысла жизни, построение жизненных планов, которые определяются объективными условиями и ценностными ориентациями личности. В период студенчества отмечается общая направленность студентов на свое будущее, и все настоящее выступает для них в свете этой новой направленности их личности. У них формируется собственное нравственное мировоззрение, моральное «Я», которое предполагает наличие устойчивой системы убеждений, не зависимых от внешних условий и давлений окружающих.

Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется рядом специфических для той деятельности, в которую она включается, факторов. Во- первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением; во-вторых, - организацией образовательного процесса; в- третьих, - субъектными особенностями обучающегося; в-четвертых, - субъективными особенностями педагога и прежде всего системы его отношений к ученику, к делу; в-пятых, - спецификой учебного предмета.

Изменение учебной мотивации объясняется потребностью в самоосознании себя как целостной личности, оценке своих возможностей в выборе профессии, в самоосознании своей жизненной позиции, необходимостью самоограничения как обратной стороны самоопределения; становление целеполагания - переход от предполагаемых перспективных целей к реальным, принятие решений, касающихся не только себя, но и других; интересом ко всем формам самообразования; четко выраженным избирательным характером мотивов и целей под углом зрения выбора профессии; устойчивостью интересов, их относительной независимости от мнения окружающих.

Необходимо учитывать, что отличия в мотивации могут наблюдаться у студентов различных курсов, факультетов и специальностей.

Каковы же отличительные особенности в развитии учебной мотивации студента?

В студенческом возрасте происходит преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентаций, с одной стороны, и интенсивное формирование специальных способностей, с другой.

Проявляется ярко выраженное стремление к получению высшего образования, интересной работы, приобретению профессии. Усиливается установка на хорошие жизненные условия и материальную обеспеченность.

Формируется собственное нравственное мировоззрение, моральное "Я", которое предполагает наличие устойчивой системы убеждений, не зависимых от внешних условий и давления окружающих.

Мотивация учебной деятельности неоднородна, она зависит от множества факторов: индивидуальных особенностей студентов, характера ближайшей референтной группы, уровня развития студенческого коллектива и т.д. С другой стороны, мотивация поведения человека, выступая как психическое явление, всегда есть отражение взглядов, ценностных ориентаций, установок того социального слоя (группы, общности), представителем которого является личность.

Становление мотивации учения затруднено устойчивым интересом к одним предметам в ущерб усвоения других предметов; неудовлетворенностью однообразием форм учебных занятий, отсутствием творческих и проблемно-поисковых форм учебной деятельности. Негативно отражается на формировании и устойчивости учебной мотивации отрицательное отношение к формам жесткого контроля со стороны преподавателя. Сохранение ситуативных мотивов выбора жизненного пути (например, по аналогии с товарищем); и недостаточная устойчивость социальных мотивов долга при столкновении с препятствиями на пути их реализации также не способствуют процессу укрепления мотивов учения.

Ценностные ориентации личности студентов вузов заключаются:

в собственном престиже, т.е. завоевании своего признания в обществе путем следования определенным социальным требованиям;

в высоком материальном положении, т.е. обращении к факторам материального благополучия как к главному смыслу существования;

в креативности, т.е. реализации своих творческих возможностей, стремлении изменять окружающую действительность;

в активных социальных контактах, т.е. расширении своих межличностных связей, реализации своей социальной роли;

в развитии себя, т.е. познании и развитии своих индивидуальных особенностей;

в достижении, т.е. постановке и решении определенных жизненных задач как главных жизненных факторов;

в духовном удовлетворении;

в сохранении собственной индивидуальности, т.е. преобладании собственных мнений, взглядов, убеждений над общепринятыми;

в степени значимости для индивида той или иной жизненной сферы, в рамках которой он пытается себя реализовать.

Учебная мотивация, представляя собой особый вид мотивации, характеризуется сложной структурой, одной из форм которой является структура внутренней (на процесс и результат) и внешний (награда, избегание) мотивации. Существенны такие характеристики учебной мотивации, как ее устойчивость, связь с уровнем интеллектуального развития и характером учебной деятельности. Учебная деятельность мотивируется, прежде всего, внутренним мотивом.

Наибольшее влияние на эффективность учебной деятельности оказывала потребность в достижении, под которым понимается "стремление человека к улучшению результатов своей деятельности". Удовлетворенность учением зависит от степени удовлетворенности этой потребности. Эта потребность заставляет студентов больше концентрироваться на учебе и в то же время повышает их социальную активность.

Получены данные о том, что на характер учебной мотивации влияет групповая сплоченность учебной группы. В частности, при работе малыми группами сплоченность способствует повышению интереса к учебному предмету, а ее отсутствие, наоборот, отрицательно влияет на познавательный интерес. Для студенческого возраста характерны не только стремление к достижению высокого положения в обществе, но и выбор профессии на основе принятия и одобрения этой профессии окружающими. Мотивация учебной деятельности у студентов выражена довольно сильно.

У студентов 1-го курса отмечается преобладание мотивов собственного благополучия, стремления к личному первенству, престижу. Одной из основных целей и стремлений студентов I-го курса является установление прочных отношений с окружающими в системе отношений, включающей в себя отношения с преподавателями, однокурсниками, друзьями, отношения в семье.

Материальное благосостояние оказывается для студентов основанием для развития чувства собственной значимости и положительного отношения к себе. Заинтересованность студентов в высоком уровне материального благосостояния объясняется высокими потребностями этого возраста и низкой социальной защищенностью студентов.

Для студентов характерна высокая потребность в достижениях (до 60%), т.е. стремление к достижению ощутимых и конкретных результатов в любом виде деятельности. Эта потребность объясняется самим характером учебной деятельности студентов.

Большое количество студентов (от 60% до 79%) имеет высокую потребность в сохранении собственной индивидуальности, что свидетельствует об их стремлении к независимости от других и желании сохранить неповторимость, своеобразие собственной личности, своих взглядов и убеждений.

Профессиональная же сфера для большинства студентов еще не имеет того значения, какое для них имеют сферы обучения и увлечений. Студенты редко задумываются о своем завтрашнем дне, профессиональная жизнь является для них явно чем-то непривлекательным и неизвестным.

Изучение учебной мотивации необходимо проводить на разных этапах развития личности студента, так как результат будет разным в зависимости от познавательных и широких социальных мотивов. Наше исследование студенческой деятельности и ее учебной мотивации позволяет выделить несколько ступеней включенности студента в процесс учения. Каждая из этих ступеней характеризуется, во-первых, некоторым общим отношением к учению. Во-вторых, за каждой степенью включенности студента в учение лежат разные мотивы, цели учения. В-третьих, каждой из ступеней включенности студента в учение соответствует то или иное состояние умения учиться, что помогает понять причину тех или иных мотивационных установок, барьеров, ухода студента от трудностей в работе и т.д.

Учебно-познавательный мотив (интерес к способам добывания знания) совершенствуется как интерес к методам теоретического и творческого мышления. Особенно ярко это проявляется у учащихся с высоким уровнем развития профессионального самоопределения. Юношей и девушек интересует участие в научных обществах, применение исследовательских методов на занятиях. Вместе с тем их привлекают и пути повышения продуктивности (результативности) познавательной деятельности, о чем свидетельствует их интерес к пособиям о культуре и рациональной организации умственного труда. У студентов с низким уровнем развития профессионального самоопределения учебно-познавательный мотив совершенствуется только под влиянием мастерства или авторитета преподавателя.

Установлено, что ведущими мотивами учения на всех курсах, независимо от выбранной специальности, являются общественные, профессиональные и научно-познавательные.

Так, большинство ученых выделили четыре группы студентов по характеру доминирующей мотивации. В первую вошли студенты с выраженной профессиональной и предметной (познавательной) мотивацией, во второю — с выраженной профессиональной, но слабой предметной мотивацией, в третью — с исключительно предметной мотивацией и в четвертую группу — студенты, у которых отсутствовала как профессиональная, так и предметная мотивация.

ДИНАМИКА

Особый интерес представляет проблема динамики, развития учебных мотивов студентов в процессе обучения. Исследование динамики развития мотивов следует изучать во взаимосвязи с образованием целей. О предметном содержании мотива можно судить по тем целям, в которых он реализуется, т.е. детально проанализировав всю систему целей, их общую направленность. Именно цели являются критерием действенности мотивов, их реального участия в регуляции деятельности. Если некоторые цели, например учебные, не ставятся, — значит, соответствующие мотивы либо не сформированы, либо их не удалось актуализировать, вывести из латентного состояния. Следовательно, изучение общей направленности целей, изменений, происходящих в их структуре, является важной частью изучения динамики мотивов.

На начальном этапе адаптации структура учебных целей еще не сформирована, а обнаруживаемые у многих студентов с помощью открытых методов позитивные учебные мотивы пока не стали реально действующими. Затем начинается формирование новых учебных целей, соответствующих требованиям учебного процесса в вузе, а впоследствии — их объединение в новую целостную структуру. Мы показали, что этот процесс во многом зависит от доминирующих учебных мотивов.

Метод проектов является средством активизации мыслительной деятельности учащихся, обеспечивает повышение практико-ориентированной мотивации, развитие самостоятельности и потребности личности в развитии и саморазвитии, а также способствует осуществлению непосредственной связи между приобретением знаний и использовании их в решении профессиональных задач.