Профессиональное самоопределение обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья на основе трудового обучения и социально – трудового воспитания
Одной из основных задач специальной школы VIII вида является планомерная, последовательная деятельность педколлектива, направленная на формирование профессионального самоопределения воспитанников средствами профессионально-трудового обучения и воспитания. Наибольший объём в учебном плане отводится трудовому обучению. Трудовая подготовка в нашем образовательном учреждении учитывает:
Социально-экономические особенности развития Сланцевского района;
Партнёрское сотрудничество с учреждениями профессионального обучения, другими специальными образовательными учреждениями области, Санкт-Петербурга;
Возможности технического и материального обеспечения школы-интерната;
Особенности развития каждой из групп учащихся и своеобразие индивидуального развития.
Исходя из выше сказанного, формирование профессионального самоопределения включает в себя трудовое обучение в 1-4 классах и трудовое обучение, имеющее профессиональную направленность по следующим предметам: столярное дело, швейное дело, подготовка младшего обслуживающего персонала, цветоводство и декоративное садоводство, строительно-отделочные работы.
Трудовое обучение в 4 кл. имеет общетехнический характер, проводится на базе учебных мастерских, рассматривается как пропедевтическая подготовка к профессионально трудовому обучению в старших классах.
В 5-9 классах трудовое обучение имеет профессиональную направленность (девочки – швейное дело, мальчики – столярное дело, строительно-отделочные работы, смешанные группы учащихся – подготовка младшего обслуживающего персонала, цветоводство и декоративное садоводство), предполагающую формирование у учащихся необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений, развитие их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности.
С седьмого класса вводится сопутствующий основному виду труда дополнительный труд из числа имеющихся, с нагрузкой в рамках программы. Целью дополнительного труда является расширение рамок общего развития, объёма профессиональных знаний учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Так как для детей с отклонениями в развитии выбор профессии сужается до трудоустройства по ограниченному числу доступных им специальностей, то и главным направлением профориентационной работы в школе является воспитание у учащихся интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда при учете их потенциальных возможностей.
Профориентационная направленность кроме прочих, осуществляется в двух направлениях:
Практические уроки по профессиональной ориентации, как необходимый компонент уроков профессионально-трудового обучения.
Просветительская деятельность в отношении родителей выпускников, в большей степени неготовых к профессиональному самоопределению своих детей, явно завышающих их возможности.
Эффективность данных направлений повышает непосредственное привлечение детей к производительному труду, организованному на уроках практического повторения, когда обучающиеся выполняют заказы школы по изготовлению необходимых изделий. Так на уроках цветоводства и декоративного садоводства учащиеся выращивают комнатные цветы для создания уюта и озеленения школьных помещений, рассаду однолетних цветов для облагораживания пришкольной территории – разнообразных клумб. Уроки швейного дела – обеспечивают специальными изделиями школьную кухню, столовую, аккуратный внешний вид учащихся на уроках столярного и швейного дела, строительно- отделочных работ.
Профессиональное обучение в специальной школе – это не только знакомство детей с профессиями, но и формирование у них установок на выбор профессии. Этому способствуют:
Встречи с успешными выпускниками школы. Именно такие встречи являются авторитетными для учащихся и имеют особую значимость для будущих выпускников. Доступным пониманию учащихся языком они доносят особенности выбранного профессионального пути, демонстрируя его «лучшие, захватывающие, выигрывающие именно для них» стороны.
Приглашение на уроки специалистов доступных данной категории учащихся видов труда: рабочих предприятий общественного питания, жилищных компаний, прачечной, младшего медицинского персонала и др.
Экскурсии на немногочисленные производства города и района
Внеклассная работа по предметам, включающая презентации любимых профессий, защиты проектов «Я люблю свою работу», фотосессии изделий с уроков профессионально-трудового обучения, предоставление стендовой информации о возможностях трудоустройства выпускника.
Организация совместных с родителями общих и классных родительских собраний с привлечением учителей профессионально-трудового обучения, выступлений родителей и рабочих образовательного учреждения.
Привлечение родителей к посещению Дней открытых дверей профессиональных училищ Лицея – 15, г.Сланцы, ПУ 70, г.Санкт-Петербурга, Лесобиржской специальной (коррекционной) школы Кингисеппского района Ленинградской области с углублёнными программами профессионально-трудовой подготовки 10 – 12 классов – партнёров, оказывающих образовательные услуги определившимся в выборе жизненного пути выпускникам школы.
Таким образом, профессионально-трудовое обучение является этапом процесса формирования профессионального самоопределения обучающихся, воспитанников Сланцевской школы-интерната.
С учетом специфики социального опыта учащихся первоочередной задачей воспитания в нашей коррекционной школе является – социализация воспитанников с целью их успешной адаптации в современном мире. С целью организации дополнительной работы по социально – трудовой адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья была разработана воспитательная программа «Уроки жизни». Настоящая программа направлена на обеспечение социально – трудовой адаптации учащихся коррекционной школы с целью приобретения ими умений и навыков, значимых для ориентации в социальной среде.
В основу программы положены следующие принципы:
Целостности, реализующейся в охвате всех составляющих образовательного процесса в школе.
Многоаспектности, предполагающей использование разнообразных форм и методов работы.
Достаточности, состоящей в выделении из всего объёма учебного материала того, который необходим и достаточен для осуществления самостоятельной жизнедеятельности.
Содержание программы структурируется в направлениях специальной работы по формированию качеств личности и умений самостоятельности, жизненной перспективы, готовности к самообеспечению на основе труда, продуктивности социальных контактов.
Что соответственно подразумевает:
1. Наличие жизненной перспективы. Конкретная содержательность и временная определённость жизненных планов. Достижение такого результата предполагает преодоление размытости жизненной перспективы.
2. Готовность к самообеспечению на основе труда. Положительная мотивация к труду, выбор профессии, соответствующей возможностям и интересам. Умение принимать и соблюдать дисциплинарные требования в процессе труда, чувство хозяина.
3. Продуктивность социальных контактов. Правильное, общественно приемлемое поведение, умение получить необходимую информацию и использовать её адекватно ситуации. Толерантное общение.
Программа содержит 5 блоков, имеющих конкретную направленность:
1 блок (1. 2 классы) «Мы сами -1»: повышение социальной компетентности; формирование позитивного «Я - образа», адекватных границ личности, способности к саморегуляции; развитие навыков самообслуживания и самообеспечения.
2 блок (3, 4 классы) «Мы сами - 2»: формирование социально – бытовых умений и общего развития профессионального самоопределения; ознакомление с профессиями взрослых, значимостью труда в жизни людей; формирование знаний о нормах культуры поведения и общения в различных жизненных ситуациях.
3 блок (5, 6 классы) «Я и другие»: социально психологическое развитие; развитие навыка сотрудничества в группе сверстников; развитие сильных сторон личности; формирование социально приемлемых способов выражения эмоций, совладения с гневом и агрессией.
4 блок (7, 8 классы) «Я и общество»: социально – правовое развитие; формирование представлений о правах и обязанностях гражданина, о защите своих прав и свобод в самостоятельной жизни; формирование готовности воспитанников к выполнению социальных ролей в гражданском обществе.
5 блок (9 класс) «Я сам»: формирование профессионального самоопределения; ознакомление с видами и особенностями профессий; развитие способности к адекватному профессиональному самоопределению и ориентации в условиях современной экономической ситуации.
В ходе выполнения программы воспитатели активно используют наглядность и практическую деятельность с реальными предметами. При усвоении материала на занятиях – практикумах главной опорой служат наглядные средства обучения: натуральные предметы, реальные объекты, муляжи, игрушки, модели, изображения, практический показ действий. Одним из главных условий эффективной реализации программы являются тесное сотворчество и сотрудничество с учителями предметных областей, соотнесение материала занятия с материалом учебной программы и его расширение. Так материал 1 и 2 блока находит отражение уроков развития речи на основе ознакомления с окружающим миром 1-4 классов учебной программы; 3 блок – литература и тесная взаимосвязь с психологом; 4 блок – СБО и обществоведение; 5 блок – трудовое обучение, СБО, психолог.
Несомненно, способствуют эффективному выполнению программы экскурсии ознакомительного и тематического плана. Ценность этого приема заключается в том, что дети в реальных, естественных условиях наблюдают за объектами окружающего мира, уточняют и расширяют свои представления о них, закрепляют знания и умения, сформированные на занятиях, учатся общаться с незнакомыми людьми, т.е. в процессе этого вида деятельности формируется и обогащается социальный опыт детей.
Также способствует результативности работы метод моделирования реальных ситуаций, т.е. воссоздание тех или иных бытовых ситуаций, с которыми сталкиваются люди в реальной жизни. Сюжеты берутся из жизни в соответствии с уровнем развития и возрастными особенностями детей.
Важную роль носит формирование навыка общественного поведения, правил этикета. Работа по привитию этих навыков начинается с показа положительного действия с предварительным и попутным разъяснением его смысла. При этом педагог является «главным образцом, носителем» правильности выполнения и поведения, он берёт на себя ту социальную роль, которой хочет научить детей. Постепенно помощь взрослого уменьшается, самостоятельность детей возрастает. При проигрывании ситуаций необходимо руководить детьми и следить, чтобы они правильно передавали последовательность действий, правильно произносили фразы.
Проигрывая различные сюжеты, посещая во время экскурсий различные места, дети приобретают незаменимый опыт социального общения и поведения. Обязательное условие работы – полученные знания, умения и навыки, рассмотренные и приобретённые на занятиях должны закрепляться на практике, в повседневной жизни. С этой целью в планирование воспитательной работы включаются целевые прогулки, практикумы, часы доверительного общения. Только таким образом у детей с ограниченными возможностями здоровья будут вырабатываться необходимые нормы поведения и общения, позволяющие им безболезненно адаптироваться в самостоятельной жизни.
Рекомендуемые формы реализации программы – занятия – практикумы, прогулки, вечерний досуг, разговоры по душам и т.д. занятия проводятся в интерактивной форме. Методика организации и проведения занятия – классическая с включением инновационных технологий и современных требований. Работа по формированию большинства социально – бытовых и трудовых умений и навыков организовывается и проводится воспитателем в ежедневной практической деятельности в ходе разнообразных режимных моментов.
Таким образом, созданная в нашем учебном заведении образовательно-адаптационная среда позволяет компенсировать ограничения обучающихся, воспитанников средствами организации учебно-воспитательного процесса.
Р.Р. Воробьева
- Оглавление.
- Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка в образовательной среде
- Теоретическая модель становления профессионального сообщества специалистов системы сопровождения
- Психологический компонент методологической культуры современного учителя
- Психолого-педагогическое сопровождение развития личности в современных социокультурных условиях.
- Психологические аспекты развития и оценки универсальных учебных действий в процессе внедрения фгос.
- Организация психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения, как первичного звена психолого-медико-педагогического сопровождения
- Заседания пмПк образовательного учреждения.
- Индивидуальное обследование ребенка специалистами консилиума.
- 2. Коллегиальное обсуждение: определение образовательного маршрута и коррекционной помощи.
- 4. Согласование деятельности специалистов по коррекционно-развивающей работе.
- Реализация рекомендаций консилиума.
- 6. Оценка эффективности коррекционно-развивающей работы.
- Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение в дошкольном отделении гимназии
- Технология работа с портфолио дошкольника
- Создание условий для обеспечения успешной адаптации детей при переходе из доу в начальную школу
- Портрет современного выпускника школы и программы психолого-педагогического сопровождения старшеклассников как способ реализации фгос нового поколения
- Какой он - современный выпускник? Какими качествами должен обладать?
- Игра как способ достижения образовательных результатов в условиях введения фгос нового поколения: опыт реализации программ комплексного сопровождения учащихся гимназии
- Педагогическое сопровождение процессов становления и развития социокультурной идентичности субъектов оу.
- Концепция развивающей работы школьного психолога – помощь школьникам с проблемами в обучении
- Взаимодействие специалистов ппмс-сопровождения и родителей учащихся в образовательном процессе
- Сигнал о проблеме
- Поддержка и оказание обучающей помощи родителям детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (из опыта работы Родительского Клуба)
- Комплексное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- Проблемы педагогического сопровождения ребёнка в вопросах полового воспитания
- Диагностика включенности и эмоционального благополучия учащихся в образовательном процессе
- Взаимодействие сотрудников ппмс-центра с классными руководителями по результатам диагностики
- О роли просвещения родителей в вопросах сопровождения подростков в выборе образовательной стратегии и профессиональной карьеры
- Педагогическое сопровождение в вопросах профориентации подростков-спортсменов
- Активные формы работы с родителями
- Социальная и педагогическая интеграция. Проблемы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Проблемы образовательной интеграции
- Механизм реализации программы коррекционной работы с учащимися с ограниченными возможностями развития, обучающимися в условиях интегрированного/инклюзивного образования
- Организация работы Центральной психолого-медико-педагогической комиссии
- I Первичный уровень
- III Областной уровень
- Обращение на цпмпк.
- Запись ребенка на цпмпк.
- Задержка психического развития: Этиология. Клиника. Диагностика
- Биологические:
- Социально-психологические:
- Внимание.
- Восприятие.
- Память.
- Мышление.
- Мотивация.
- Психокоррекция в условиях сенсорной комнаты как элемент системы психологического сопровождения образовательного процесса в специальном (коррекционном) детском доме
- Методические рекомендации по логопедической диагностике
- 1. Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умственной отсталости.
- 2. Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости.
- 3. Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости
- Логопедическое заключение при обследовании школьников.
- 1 Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умственной отсталости.
- 2. Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости.
- 3. Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости.
- Школа равных возможностей: ппмс-сопровождение инклюзивного образования
- Опыт взаимодействия логопеда и учителя в рамках комплексного сопровождения учащихся с речевыми проблемами в условиях гимназии
- Профессиональное самоопределение обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья на основе трудового обучения и социально – трудового воспитания
- Особенности мотивационного компонента школьной зрелости детей с задержкой психического развития 6 -7 лет
- Список авторов.