1. Дайте краткий анализ авторских программ по трудовому обучению младших школьников (трудовое обучение в.Г. Машинистова, школа мастеров т.М. I сроним ус, основы дизайн-образования н.М. Конышевой)
Современная начальная школа осуществляет целостный педагогический процесс по трудовому обучению по нескольким авторским программам, разработанным группами известных ученых-педагогов и методистов.
Группа авторов Наталья Михайловна Конышева, Валерий Григорьевич Машинистов, Валентина Ивановна Романина разработали программу «ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ» в начальных классах. Цель курса - воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться. Эта группа ученых-педагогов традиционно считает, что трудовое воспитание в процессе обучения является ведущим направлением подготовки школьников к труду и выбору профессии.
Содержание курса «Трудовое обучение» представлено разделами.
В разделах выделены виды труда.
Раздел «Технический труд» состоит из двух частей: обработка бумаги и картона и техническое моделирование; раздел «Бытовой труд» - обработка ткани и самообслуживание; раздел «Основы художественной обработки различных материалов» (обработка природных материалов, пластмасс и т.д.).
По каждому виду труда программа содержит технико-технологические сведения, перечень тем, бесед (образовательных и воспитывающих), опытов и наблюдений, практических работ, объектов труда.
Очень важным моментом программы является то, что она направляет деятельность учителя на творческий поиск, внедрение в учебно-воспитательный процесс модифицирующих инноваций. «Учитель вправе с учетом региональных особенностей, национальных традиций, этнографической специфики, возможностей школы вносить коррективы в порядок изучения учебного материала, в перечень изделий и практических работ».
Программа «ШКОЛА МАСТЕРОВ». По мнению автора - Тамары Михайловны Геронимус, цель трудового обучения будет достигнута, если ученик на уроке труда займет позицию: «Я хочу это сделать Сам. Я уже сделал что-то похожее, не надо мне помогать, я попробую догадаться».
В задачу учителя входит не столько помочь ученику в осознании или изготовлении чего-либо, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью.
Структурно программа «Школа мастеров» отличается от предыдущей. Ее содержание в каждом классе разделено не по видам обрабатываемых материалов, а по компонентам деятельности детей на уроках.
Первый раздел «Учимся размышлять» определяет содержание и характер совместной работы учителя и младшего школьника по осознанию предстоящей практической деятельности.
Второй раздел «Готовимся к практической работе» предусматривает совокупность самостоятельных и коллективных действий по подготовке рабочего места, осознанному отбору нужного количества материала и по чтению инструкционной карты, обеспечивающей возможность обойтись без помощи учителя при изготовлении изделия.
Третий и четвертый разделы «Учимся выполнять новые операции» и «У нас получаются красивые изделия» определяют круг операций, осваиваемых на уроках, и перечень рекомендуемых изделий.
Последний раздел программы «За год мы узнали новые слова» является своеобразным справочником-контролером для учителя, организующего на уроке труда усвоение терминов, причем все перечисленные слова вводятся в урок не на уровне определения, а на уровне распознавания их по смыслу.
По мнению Т.М. Геронимус, главной задачей учителя, проводящего уроки труда, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать урок новыми сведениями, торопить детей и сразу стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен попробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым, мастером.
Другим направлением в трудовом обучении является авторская программа известного педагога-методиста Натальи Михайловны Конышевой «художественно-конструкторская ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» (основы дизайн-образования). Автор направляет свои усилия на изменение позиции учителя в отношении к урокам практического труда, и прежде всего это должно найти выражение в следующем:
учитель отчетливо понимает, что эти уроки необходимы для углубления общего образования, нормального формирования познавательных процессов и развития личности ребенка;
учитель расценивает этот предмет как целостный курс, имеющий собственное содержание, а не как набор отдельных поделок;
учитель оценивает любые новые учебные материалы к урокам практического труда не с точки зрения новизны или оригинальности предлагаемых в них изделий, а с точки зрения общеобразовательной ценности содержания и методики уроков.
Автор хочет переориентировать предмет «трудовое обучение» на дизайнерское образование, это по ее мнению: «наконец-то позволит наметить и реализовать единую образовательную линию от начальной школы к средней и далее...». Разработанный Н.М. Конышевой курс трудового обучения представляет собой единую систему взаимосвязанных тем, которые постепенно усложняются от класса к классу и при этом раскрывают многообразные связи предметной практической деятельности человека с его историей и культурой, а также с миром природы. Каждый год обучения является ступенью в познании этих связей. Продвижение учащихся происходит последовательно от одного блока к другому, но в то же время оно не является строго линейным.
Главным в содержании обучения является нравственно-эстетический и социально-исторический опыт человечества, отраженный в материальной культуре. Поскольку на уроках ручного труда учащиеся изготавливают именно вещи, то появляется возможность сосредоточить внимание детей на важнейших аспектах мира вещей. При этом все профессионально-практические знания и умения не остаются за пределами данной программы, а являются ее составными элементами.
И еще одно направление, подготовленное временным научным коллективом В.Д. Симоненко и Ю.Л. Хотунцева - программа «ТЕХНОЛОГИЯ». Авторы этого направления главную цель в образовательной области видят в подготовке учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики. Поэтому структурная модель обучения «Технологии» включает в себя базовое (инвариантное) содержание и дополнительные курсы допрофессиональной и профессиональной подготовки. По мнению авторов, углубленное изучение разделов «Технология» и профессиональная подготовка могут осуществляться в рамках часов вариативной и факультативной части учебного плана. Таким образом, изучение новой интегративной образовательной области «Технология», включающей базовые (т.е. наиболее распространенные и перспективные) технологии и предусматривающей творческое развитие учащихся в рамках системы проектов под руководством специально подготовленных учителей и при наличии адекватной учебно-материальной базы, позволяет молодежи приобрести общетрудовые и частично специальные знания и умения, а также обеспечит ей интеллектуальное, физическое, этическое и эстетическое развитие и адаптацию к социально-экономическим условиям. Авторы направления «Технология» считают, что «данные цели могут быть достигнуты, если необходимое внимание будет уделено политехническому, экономическому и экологическому аспектам деятельности, ознакомлению с информационными и высокими технологиями, качественному выполнению работ и готовности к самообразованию, восстановлению и сохранению семейных, национальных и региональных традиций и общечеловеческих ценностей».
- Часть I. Общие основы педагогики
- 1. Что является объектом и предметом исследования науки педагогики и каковы ее функции? в каких случаях педагогика представляется как наука и в каких — как искусство?
- 2. Раскройте содержание следующих категорий педагогики: воспитание, перевоспитание, самовоспитание, образование, обучение
- 3. Какова система педагогических наук (общая структура и отрасли)?
- 4. Дайте общую характеристику методов педагогического исследования (теоретических, эмпирических и математических). В чем логика педагогического исследования?
- 5. Какова типология и каково многообразие современных образовательных учреждений?
- Часть II. Теория воспитания
- В чем сущность классических и современных концепций воспитания?
- 2. В чем сущность и содержание современных подходов воспитания учащихся (системный, деятельностный, личностно-ориентированный, философско-антропологический, синергетический)?
- 3. В чем сущность и содержание физического воспитания школьников? Каковы формы, методы и средства совершенствования физической и духовно здоровой личности?
- 4. В чем сущность формирования эстетической культуры школьников? Каковы содержание, формы, методы и средства эстетического воспитания учащихся в школе?
- Часть III. Дидактика
- 1. Раскройте сущность и содержание основных законов, закономерностей и принципов обучения. Что такое обучение и каковы его признаки?
- 2. Проанализируйте следующие дидактические концепции: традиционная, педоцентрическая, проблемное обучение, программированное обучение, развивающее обучение.
- 3. Раскройте сущность, содержание и пути реализации на практике основных функций обучения.
- 5.В чем сущность и содержание государственного образователь- ного стандарта?
- 6. Какова сущность происходящих в настоящее время инноваци- онных образовательных процессов? Какова структура инновацион- ных процессов в системе образовании?
- Часть IV. Педагогические технологии
- 1. Какие существуют педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся?
- 2. Какие существуют педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса?
- Особенности содержания технологии
- Концептуальные положения
- Особенности содержания
- Особенности методики
- Концептуальные положения
- Особенности методики
- Концептуальные положения
- Особенности организации
- Часть V. История педагогики и образования
- 2. Как развивалась педагогическая мысль в России после коре пых преобразований в экономической, .Политической, культурно жизни, осуществленных Петром I? Каковы были при этом школь реформы?
- Часть VI. Педагогическая диагностика
- 1. В чем сущность и функции педагогической диагностики? Каковы возможности педагогической диагностики в совершенствовании учебно-воспитательного процесса в школе?
- 2. Какова методика диагностического исследования процесса социального развития учащихся? Каковы особенности этой методики в работе с младшими школьниками?
- 3. В чем сущность и содержание работы классного руководителя по диагностике основных направлений выбора школьниками будущей профессии?
- 4.Какова методика диагностического исследования общего со- стояния учебного процесса в классе (школе)?
- Часть. VII. Управление педагогическими системами
- 1. В чем сущность и содержание педагогического менеджмента? Каковы государственно-общественные системы управления образованием в нашей стране?
- 2. Что такое педагогическая система? Каковы ее структурные компоненты.
- 3. В чем сущность и содержание педагогической культуры учителя и руководителей школы? Каковы основные компоненты этой культуры, как они формируются и практически реализуются?
- 4Обучающая функция.
- 4. Каковы общие критерии в оценке труда учителя? Какие существуют формы и методы подготовки учителя к аттестации и каков порядок ее проведения?
- Часть VIII. Коррекционная педагогика
- 1. Что такое «норма» и «отклонение» в физическом, психическом, интеллектуальном и моторном развитии человека? Как в настоящее время в школе исследуются учащиеся по этим показателям?
- ЧастьIx. Методика музыкального воспитания младших школьников
- Часть X. Методика преподавания изо в начальной школе
- 1. Какова методика проведения уроков рисования с натуры, по памяти и по представлению? Каковы особенности методики проведения уроков по изображению родной природы и предметов быта чувашского народа?
- Каковы особенности методики проведения уроков по изображению родной природы и предметов быта чувашского народа?
- 2. Какова методика проведения уроков декоративного рисования? Каковы особенности методики проведения уроков по изучению украшения одежды, изделий труда, жилища чувашей?
- Каковы особенности методики проведения уроков по изучению украшения одежды, изделий труда, жилища чувашей?
- 3. Какова методики проведения уроков тематического рисования? Каковы особенности методики проведения уроков по иллюстрированию сказок и других литературных произведений чувашского народа?
- Часть XI. Методика преподавания технологии в начальной школе
- 1. Дайте краткий анализ авторских программ по трудовому обучению младших школьников (трудовое обучение в.Г. Машинистова, школа мастеров т.М. I сроним ус, основы дизайн-образования н.М. Конышевой)
- 2. Каково должно быть оснащение класса-кабинета трудового обучения для учащихся начальных классов?
- 3. Какова методика преподавания технологии в начальной школе?