logo search
Шпаргалка по педагогике

1. Дайте краткий анализ авторских программ по трудовому обу­чению младших школьников (трудовое обучение в.Г. Машинистова, школа мастеров т.М. I сроним ус, основы дизайн-образования н.М. Конышевой)

Современная начальная школа осуществляет целостный педагогиче­ский процесс по трудовому обучению по нескольким авторским програм­мам, разработанным группами известных ученых-педагогов и методистов.

Группа авторов Наталья Михайловна Конышева, Валерий Григорье­вич Машинистов, Валентина Ивановна Романина разработали программу «ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ» в начальных классах. Цель курса - воспита­ние творческой, активной личности, проявляющей интерес к техниче­скому и художественному творчеству и желание трудиться. Эта группа ученых-педагогов традиционно считает, что трудовое воспитание в процессе обучения является ведущим направлением подготовки школь­ников к труду и выбору профессии.

Содержание курса «Трудовое обучение» представлено разделами.

В разделах выделены виды труда.

Раздел «Технический труд» состоит из двух частей: обработка бумаги и картона и техническое моделирование; раздел «Бытовой труд» - обра­ботка ткани и самообслуживание; раздел «Основы художественной обра­ботки различных материалов» (обработка природных материалов, пласт­масс и т.д.).

По каждому виду труда программа содержит технико-технологические сведения, перечень тем, бесед (образовательных и вос­питывающих), опытов и наблюдений, практических работ, объектов тру­да.

Очень важным моментом программы является то, что она на­правляет деятельность учителя на творческий поиск, внедрение в учеб­но-воспитательный процесс модифицирующих инноваций. «Учитель вправе с учетом региональных особенностей, национальных традиций, этнографической специфики, возможностей школы вносить коррективы в порядок изучения учебного материала, в перечень изделий и практиче­ских работ».

Программа «ШКОЛА МАСТЕРОВ». По мнению автора - Тамары Михайловны Геронимус, цель трудового обучения будет достигнута, если ученик на уроке труда займет позицию: «Я хочу это сделать Сам. Я уже сделал что-то похожее, не надо мне помогать, я попробую догадаться».

В задачу учителя входит не столько помочь ученику в осозна­нии или изготовлении чего-либо, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью.

Структурно программа «Школа мастеров» отличается от предыду­щей. Ее содержание в каждом классе разделено не по видам обрабатывае­мых материалов, а по компонентам деятельности детей на уроках.

Первый раздел «Учимся размышлять» определяет содержание и характер совместной работы учителя и младшего школьника по осозна­нию предстоящей практической деятельности.

Второй раздел «Готовимся к практической работе» пре­дусматривает совокупность самостоятельных и коллективных действий по подготовке рабочего места, осознанному отбору нужного коли­чества материала и по чтению инструкционной карты, обеспечиваю­щей возможность обойтись без помощи учителя при изготовлении изде­лия.

Третий и четвертый разделы «Учимся выполнять новые операции» и «У нас получаются красивые изделия» определяют круг операций, ос­ваиваемых на уроках, и перечень рекомендуемых изделий.

Последний раздел программы «За год мы узнали новые слова» яв­ляется своеобразным справочником-контролером для учителя, органи­зующего на уроке труда усвоение терминов, причем все перечисленные слова вводятся в урок не на уровне определения, а на уровне распознава­ния их по смыслу.

По мнению Т.М. Геронимус, главной задачей учителя, проводящего уроки труда, должна быть забота о развивающем характере обучения, за­ложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состо­ять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать урок новыми сведениями, торо­пить детей и сразу стремиться на помощь, если что-то не получается. Ре­бенок должен попробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрос­лым, мастером.

Другим направлением в трудовом обучении является авторская про­грамма известного педагога-методиста Натальи Михайловны Конышевой «художественно-конструкторская ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» (основы дизайн-образования). Автор направляет свои усилия на изменение по­зиции учителя в отношении к урокам практического труда, и прежде всего это должно найти выражение в следующем:

  1. учитель отчетливо понимает, что эти уроки необходимы для углуб­ления общего образования, нормального формирования познавательных процессов и развития личности ребенка;

  2. учитель расценивает этот предмет как целостный курс, имеющий собственное содержание, а не как набор отдельных поделок;

  3. учитель оценивает любые новые учебные материалы к урокам практического труда не с точки зрения новизны или оригинальности предлагаемых в них изделий, а с точки зрения общеобразовательной цен­ности содержания и методики уроков.

Автор хочет переориентировать предмет «трудовое обучение» на ди­зайнерское образование, это по ее мнению: «наконец-то позволит наме­тить и реализовать единую образовательную линию от начальной шко­лы к средней и далее...». Разработанный Н.М. Конышевой курс трудо­вого обучения представляет собой единую систему взаимосвязанных тем, которые постепенно усложняются от класса к классу и при этом раскрывают многообразные связи предметной практической деятельно­сти человека с его историей и культурой, а также с миром природы. Каж­дый год обучения является ступенью в познании этих связей. Продвиже­ние учащихся происходит последовательно от одного блока к другому, но в то же время оно не является строго линейным.

Главным в содержании обучения является нравственно-эстетический и социально-исторический опыт человечества, отраженный в материаль­ной культуре. Поскольку на уроках ручного труда учащиеся изготавли­вают именно вещи, то появляется возможность сосредоточить внимание детей на важнейших аспектах мира вещей. При этом все профессиональ­но-практические знания и умения не остаются за пределами данной про­граммы, а являются ее составными элементами.

И еще одно направление, подготовленное временным научным кол­лективом В.Д. Симоненко и Ю.Л. Хотунцева - программа «ТЕХНОЛО­ГИЯ». Авторы этого направления главную цель в образовательной об­ласти видят в подготовке учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики. Поэтому структурная модель обучения «Технологии» включает в себя базовое (инвариантное) содержание и дополнительные курсы допрофессиональной и профессиональной подготовки. По мнению авторов, углубленное изучение разделов «Тех­нология» и профессиональная подготовка могут осуществляться в рамках часов вариативной и факультативной части учебного плана. Таким образом, изучение новой интегративной образовательной области «Тех­нология», включающей базовые (т.е. наиболее распространенные и перспективные) технологии и предусматривающей творческое развитие учащихся в рамках системы проектов под руководством специально под­готовленных учителей и при наличии адекватной учебно-материальной базы, позволяет молодежи приобрести общетрудовые и частично специ­альные знания и умения, а также обеспечит ей интеллектуальное, физи­ческое, этическое и эстетическое развитие и адаптацию к социально-экономическим условиям. Авторы направления «Технология» считают, что «данные цели могут быть достигнуты, если необходимое вни­мание будет уделено политехническому, экономическому и экологиче­скому аспектам деятельности, ознакомлению с информационными и высо­кими технологиями, качественному выполнению работ и готовности к самообразованию, восстановлению и сохранению семейных, нацио­нальных и региональных традиций и общечеловеческих ценностей».