logo search
ЭКЗАМЕН СЛУЖБА+вост

47. Профилактика экзаменационного стресса.

СТРЕСС У СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ СЕССИИ

Состояние психической напряженности возникает от необходимости ориентироваться в значимых для субъекта условиях.

Признаки экзаменационного стресса: - быстрая утомляемость - невозможность сосредоточиться - потеря чувства удовлетворенности от проделанной работы - потеря чувства юмора - головные боли, боли в нижней части спины - чувство общего недомогания - растерянность, паника и страх, чрезмерная самокритичность

сильное сердцебиение, повышенная потливость, раздражительность, чувство сильной усталости, потеря аппетита, головокружение. Могут возникать неадекватные эмоциональные всплески, бессонница, мигрени, астматические явления, нарушения пищеварения, общее плохое самочувствие и неспособность расслабиться.

Стресс может вызвать и депрессию, при которой у человека наблюдается резкая смена настроений, ухудшается аппетит и сон, занижается самооценка. Депрессия очень коварна, ибо воздействует на мотивацию поступков, затрудняя тем самым подготовку к экзаменам.

Интенсивность эмоциональных состояний, связанных с экзаменом, то нарастает, то спадает, достигая кульминационной точки в момент получения билета и ознакомления с ним (в случае устной и письменной форм итогового контроля знаний). В период подготовки к ответу ярких эмоциональных реакций, как правило, не бывает, доминирует интеллектуальное напряжение, за исключением изменения цвета лица, некоторой тревожности. В основном после экзаменов активность снижается, хотя эмоциональная напряженность остается высокой. Согласно исследованиям Ю.В. Щербатых (2000), экзаменационный стресс проявляется не только субъективно: в виде тревоги, страха, напряженности, раздражительности, беспокойства, - но и объективно: 33% студентов жалуются на учащенное сердцебиение перед экзаменом, 31% отмечает расстройство сна, у 20% отмечается неуправляемая мышечная дрожь, 8% говорят о неприятных ощущениях в груди, 4% жалуются на головную боль.