logo search
Последний вариант билетов ДЕФЕКТ

Билет № 20. Вопрос № 1. Комплексный подход к решению коррекционно-развивающих задач воспитания и обучения детей с зпр.

Задержка психического развития (ЗПР) – это психолого-педагогическое определение отклонений в психофизическом развитии, которое выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций. У детей ЗПР является сложным полиморфным нарушением, в результате которого у разных детей страдают различные компоненты их психической, психологической и физической деятельности.

При ЗПР могут быть первично нарушены как отдельные функциональные структуры мозга, так и их основные функции в различных сочетаниях. Глубина повреждений или степень незрелости может быть различной. Это и определяет многообразие психических проявлений, которые встречаются у детей с ЗПР.

Также определение «задержка психического развития» используется для характеристики отклонений в познавательной сфере у ребёнка с педагогической запущенностью.

Из сказанного выше можно сделать вывод, что в определении ЗПР отражаются как биологические, так и социальные факторы возникновения и развёртывания такого состояния, при котором затруднено полноценное развитие здорового организма, в результате чего задерживается становление личности.

В 60-е годы прошлого столетия назрела острейшая необходимость разработки теоретического аспекта проблем особенностей психического развития детей с ЗПР, что было обусловлено нуждами педагогической практики. В это время школы переходили на новые усложнённые программы, что сильно усугубило тяжёлое положение стойко неуспевающих учащихся. В советской психологии к этому времени был накоплен опыт углублённой разработки проблем дифференциальной диагностики. Всё это способствовало развёртыванию комплексного клинико-психолого-педагогического изучения детей данной категории. У детей с ЗПР выявлялись их особенности в сравнении с другими аномалиями развития, а также полноценно развивающимися детьми.

Первые обобщения клинических данных о детях с ЗПР и общие рекомендации по организации коррекционной работы с ними были даны в книге Т.А.Власовой и М.С.Певзнер «О детях с отклонениями в развитии» (1973). Интенсивное и многоплановое изучение проблем ЗПР в последующие годы способствовало получению ценных научных данных.

В клинической и психолого-педагогической литературе представлено несколько классификаций задержек психического развития у детей. Основные классификации задержек психического развития строятся по степени тяжести, а также по этиопатогенетическому принципу.

Так как задержка психического развития проявляется, прежде всего, в замедлении темпа психического развития, то в одних случаях у детей наблюдается задержка развития эмоционально-волевой сферы, в других – замедленное развитие познавательной сферы.

Одной из главных задач современного этапа развития системы образования является создание педагогических условий, оптимальных для каждого воспитанника дошкольного образовательного учреждения.

Цель работы заключается в создании адекватной педагогической системы и максимально благоприятных условий для всестороннего развития дошкольников, самореализации личности каждого ребенка с учетом его возможностей и способностей; успешная подготовка детей школьному обучению.

Коррекционно-развивающее направление — комплекс мер, воздействующих на личность в целом, нормализацию и совершенствование ведущего вида (наряду с привычными видами) деятельности, коррекцию индивидуальных недостатков развития. Коррекционно-развивающее направление реализуется взаимодействием в работе учителя-дефектолога, учителя-логопеда, воспитателей, психолога и других специалистов детского сада. Воспитание и обучение детей осуществляется в повседневной жизни и в процессе обязательных регулярных занятий. Помимо занятий по подгруппам проводятся индивидуальные коррекционные занятия. Главная особенность календарно-тематического планирования — комплексный подход при формировании знаний, умений и навыков у детей:

На занятиях дети приобретают много конкретных знаний и умений, но главное на что обращаю внимание — умение слушать и выполнять требования взрослого, подчинять свои действия заданным правилам, действовать в точном соответствии со словесной инструкцией или с наглядным образцом. Все это — важные предпосылки будущей деятельности, т.е. умение самостоятельно учиться, контролировать свои действия в соответствии с заданным образцом, оценивать результат своей работы и устранять допущенные ошибки.

При организации занятия стремлюсь к тому, чтобы у каждого ребенка в работу были включены все анализаторы (с последовательной сменой ведущего анализатора). Для этого использую творческие, проблемные задания, ситуации выбора, когда ребенку необходимо принять самостоятельное решение. Этому способствует и увеличение времени на практическую деятельность.

Включаю в занятия задания и упражнения, направленные на развитие и коррекцию высших психических функций (зрительного восприятия, внимания, вербальной и мыслительной памяти, слухового восприятия, аналитико-синтетического, логического мышления и т.д.).

Большая роль в успешности нашей работы принадлежит нашему взаимодействию с воспитателями: выбор темы и разработка занятий, определение последовательности задач. Регулярно обсуждаем успехи и продвижения детей, ищем способы и пути решения поставленных задач. Консультирую педагогов по вопросам методики и по особенностям организации коррекционной работы.

Учитывая специфику нашей группы, родители ведут к нам детей, преодолевая внутреннюю борьбу с собственными сомнениями и предрассудками. Моя задача вовлечь родителей в процесс воспитания детей. От того, как быстро наладится контакт, зависит готовность родителей в тесном сотрудничестве преодолевать все трудности. Рассказываю родителям о целях и задачах нашей работы, знакомлю с результатами обследования. Для осуществления просветительской, консультативной коррекционной помощи планирую родительские собрания, консультации, сообщения, выступления, папки передвижки, методички.

Еженедельно родители знакомятся с темой работы, пройденным программным материалом и закрепляют полученные знания и умения в играх и упражнениях. Обсуждаем с родителями успехи детей, вместе решаем возникающие проблемы.

В конце года дети показывают мамам и папам отчетные спектакли. В их подготовке принимают участие все дети нашей группы. Это позволяет закреплять и совершенствовать навыки общения со сверстниками и взрослыми. Считаю, что надо уделять внимание не только предметным знаниям, умениям и навыкам воспитанников, но и формированию у них потребности в общении с окружающими людьми, учить детей проявлять свои эмоциональные состояния принятыми в обществе средствами. Эффективными в этом отношении являются музыкальные занятия, проводимые музыкальным руководителем и воспитателями. Они способствуют созданию естественных условий для формирования у детей совместной деятельности, приемов и средств обучения, решают задачи эмоционального развития, закрепления представлений об окружающем; совершенствованию двигательной  сферы, коррекции психических процессов и т.д.

Комплексный подход к коррекционно-развивающему обучению дошкольников с ЗПР способствует оптимизации воспитательно-образовательной работы. Большинству выпускников нашей группы по заключению городской ПМПК рекомендовано обучение по программе общеобразовательной школы.