Тема 2 Образовательный стандарт специальности
АКАДЕМИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТА – это компетенции, включающие знания и умения по изученным дисциплинам, способности и умения учиться.
АКАДЕМИЧЕСКИЙ ОТПУСК – отпуск, предоставляемый студенту высшего или среднего профессионального учебного заведения по медицинским показаниям и в других исключительных случаях (стихийные бедствия, семейные и др. (например, финансовые) обстоятельства).
АТТЕСТАЦИЯ (лат. – свидетельство) – определение уровня профессиональной квалификации студента, характеристика его способности и возможности самостоятельно решать поставленные профессиональные проблемы. Для аттестации студента по всем видам учебной деятельности разрабатываются критерии их оценивания, то есть требования к ним. При этом устанавливается соответствие качества подготовленности студента к выполнению профессиональных функций согласно Квалификационной характеристике специалиста и Госстандарту образования по данному предмету или специальности.
АТТЕСТАЦИЯ СТУДЕНТА – это установленная процедура определения и оценки уровня знаний студента по изученным им дисциплинам, пройденным практикам, выполненным курсовым и дипломным работам, она может проходить в форме защиты реферата, зачета, дифференцированного зачета, текущего, итогового или государственного экзамена, публичной защиты отчета по практике, курсовой и дипломной работ.
ВЫПУСКНИК – это человек, оканчивающий или уже окончивший данное учебное заведение.
ГЛУБИНА ЗНАНИЙ СТУДЕНТА ПРИ АТТЕСТАЦИИ характеризует число осознанных студентом существенных связей определенного знания с другими, с ним соотносящиеся.
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ – это аттестация выпускника, включающая аттестационные испытания (государственный экзамен по специальности и специализации, защиту дипломной работы), позволяющие определить теоретическую и практическую готовность выпускника к выполнению социально-профессиональных задач и, которые проводятся в соответствии с требованиями образовательного стандарта.
КВАЛИФИКАЦИЯ – знания, умения и навыки, необходимые для той или иной профессии на рынках труда, подтвержденные документом.
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛИСТА – это обобщенная норма качества подготовки по определенной специальности (специализации) с соответствующей квалификацией, включающая сферы, объекты, виды и задачи профессиональной деятельности, а также состав компетенций, необходимых для выполнения функциональных обязанностей в условиях социально регулируемого рынка.
КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ – это система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.
КОМПЕТЕНЦИЯ – это сложная социально-дидактическая личностная структура, основанная на ценностных ориентациях, знаниях, опыте, приобретенных личностью как в процессе обучения, так вне его и выражается в степени проявления личностью полученных знаний, умений и способностей в разных ситуациях для решения профессиональных и социально-значимых задач.
КОМПЕТЕНТНОСТЬ – это интегральное свойство личности, характеризующее стремление и способность (готовность) реализовывать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества) для успешной профессиональной деятельности в определенной профессиональной среде; интегрированная характеристика качества личности, результат подготовки выпускников вуза для выполнения деятельности в определенных областях (компетенциях); это уровень квалификации и профессионализма выпускаемого специалиста. Она определяется мобильностью сознания, способностью к постоянному обновлению знаний, широтой кругозора, умением самостоятельно применять методы исследования, умением выбирать оптимальные варианты решения проблемы и честным отношением к делу. Все эти качества можно определить при итоговой аттестации: государственных экзаменах и защите дипломной работы. Оценки итоговой государственной аттестации есть оценивание уровня компетентности будущего специалиста решать те или иные вопросы профессиональной деятельности.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТА – это система показателей, применяемая в высших учебных заведениях для текущей и итоговой аттестации всем видам учебной и научно-исследовательской деятельности студентов, на основании которой выявляется уровень усвоения студентом программы и выставляется оценка по десятибалльной шкале; основные термины, раскрывающие суть критериев оценки знаний и компетенций студентов – это системные знания, полнота знаний, глубина знаний; критерии разрабатываются и применяются по всем учебным дисциплинам, а также по таким видам деятельности студентов, как практика, курсовая и дипломная работы.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ – это нормативный правовой документ, устанавливающий цели и задачи профессиональной деятельности специалиста, требования к уровню подготовки выпускника вуза, требования к содержанию образовательной программы и её реализации, требования к обеспечению образовательного процесса и итоговой государственной аттестации выпускника.
ОБЩИЙ КРЕДИТНЫЙ РЕЙТИНГ – сумма частных рейтингов за семестр, или за все время обучения относительно других студентов, отражающий успешность обучения конкретного студента только относительно его группы и курса.
ОБЩИЙ ОЦЕНОЧНЫЙ РЕЙТИНГ – рассчитывается как среднеарифметическое от суммы баллов, набранных студентом по дисциплинам, оцениваемым на экзаменах и дифференцированным зачетах, а так же курсовых и дипломных работах.
ПОЛНОТА ЗНАНИЙ СТУДЕНТА ПРИ АТТЕСТАЦИИ – это количество всех знаний об изучаемом объекте, предусмотренных программой; полнота предусматривает изолированность знаний друг от друга.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ – это интегративное качество личности специалиста, объединяющее имеющиеся у него профессиональные знания, навыки и умения, профессионально значимые качества личности и психо-физиологические возможности самостоятельного использования всего этого на практике. Это способность и стремление разбираться в требованиях, предъявляемых к труду по специальности.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТА – это компетенции, включающие знания и умения формулировать проблемы, решать задачи, разрабатывать планы и обеспечивать их выполнение в избранной сфере профессиональной деятельности.
РЕЙТИНГ – это индивидуальный числовой показатель оценки деятельности студента по усвоению объема учебной информации, а также развитие умений и навыков применять их на практике, в новой нестандартной ситуации.
СИСТЕМНЫЕ ЗНАНИЯ СТУДЕНТА ПРИ АТТЕСТАЦИИ – это знания, структурирующиеся в сознании обучаемого по схеме: основные научные понятии – основные положения – следствия-приложения.
СОЦИО-КУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ – это выраженная готовность, способность и опыт личности применять на практике знания и умения, обеспечивающие рациональное и уважительное восприятие иного и непривычного, конструктивное сотрудничество с его носителями, понимание и принятие прав и достоинств каждого человека, самоопределение и нахождение содержательных компромиссов в условиях межкультурного (межличностного, межконфессионального или межэтнического) диалога.
СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТА – это компетенции, включающие культурно-ценностные ориентации, знание идеологических, нравственных ценностей общества и государства и умение следовать им.
СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ – интегративное понятие, обозначающее целостный результат высшего профессионального образования, основанного на академической, социально-личностной и профессиональной компетенциях, а также системе общечеловеческих, национальных и личностных ценностей.
СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ – концепция в социологии, экономике и политологии, обозначающая социальные горизонтальные и вертикальные сети и взаимосвязь между ними в обществе; включает социальные сети и соответствующие нормы, которые оказывают воздействие на продуктивность и благосостояние различных сообществ; отражает поведение организаций и отношения между ними; по определению Всемирного Банка, социальный капитал – это институты, отношения и нормы, которые формируют, качественно и количественно, социальные взаимодействия в обществе и обеспечивают социальное единство, которое служит определяющим фактором экономического процветания и устойчивого развития общества.
СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ СПЕЦИАЛИСТА – это знания, умения и навыки, накопленные специалистом в период учебы и работы и характеризующие его способности устанавливать связи между членами одного сообщества или одной группы интересов, а также внешние контакты с другими сообществами и другими группами интересов.
ЦЕЛЬ РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ заключается в том, что она позволяет объективно ранжировать студентов и, опираясь на результаты ранжирования, определять их место в многоуравневой системе высшего образования: бакалавр, дипломированный специалист, магистр.
ЧАСТНЫЙ РЕЙТИНГ представляет собой сумму кредитов по конкретной учебной дисциплине относительно группы (курса).
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ – это определение человека, отражающее его как носителя способностей, мотиваций, знаний, умений и «готовностей» к выполнению конкретных трудовых функций, что достигается обучением, воспитанием, обретением жизненного и производственного опыта; теория человеческого капитала используется для определения вклада образования в процесс экономического роста, спроса на образование, добавленной стоимости как результата образования и т.п.
ЮРИСТ – профессиональная квалификация специалиста с высшим профессиональным образованием в области правоведения.
- Методология учебной и научно-исследовательской деятельности студента
- Предисловие
- Теоретический раздел
- 1.1 Содержание учебной программы курса «методология учебной и научно-исследовательской деятельности студента»
- Тема 1 Особенности современного высшего образования
- Тема 2 Образовательный стандарт специальности
- Тема 3 Структура учебной деятельности студента
- Тема 4 Современные стратегии академического чтения
- Тема 5 Современные стратегии академического письма
- Тема 6 Профессиональная культура специалиста: структура ценностных ориентаций
- 1.2 Тексты для чтения, рекомендованные студентам для самостоятельной работы:
- Тема 1 особенности современного высшего образования
- 1.1 Из истории становления понятия «образование»
- 1.2История западноевропейского университета
- 1.3 Из истории высшего образования в Беларуси
- 1.4 Некоторые тенденции развития высшего образования в странах Европейского Союза
- 1.6 Академическая мобильность студентов
- 1.7 Академические свободы
- Тема 2 образовательный стандарт специальности
- 2.1 Из образовательного стандарта Республики Беларусь осрб 1-24 01 02-2013 / Высшее образование : Первая ступень / Специальность 1-24 01 02 Правоведение : квалификация – юрист
- 6 Требования к компетентности специалиста
- 6.1 Состав компетенций специалиста
- 6.2 Требования к академическим компетенциям специалиста
- 6.3 Требования к социально-личностным компетенциям специалиста
- 6.3 Требования к профессиональным компетенциям специалиста
- Тема 3 структура учебной деятельности студента
- 3.1 Учебная деятельность студента: советы по самоуправлению
- 3.2 Учебные проекты
- 3.3 Самостоятельная работа студента
- 3.4 Оценки студентов своей собственной учебной деятельности (По результаты опроса студентов 2-го курса специальности «Правоведение»).
- Тема 4 современные стратегии академического чтения
- 4.2 Формирование читательской компетенции в условиях современного общества
- Список литературы
- 4.3 Развитие критического мышления в контексте медиаобразования
- 4.4 Задачи и способы организации работы с текстом (на основе таксономии б. Блума)
- Тема 5 современные стратегии академического письма
- 5.1 Научно-исследовательская деятельность студента как условие подготовки творческого и конкурентоспособного специалиста. См. Приложение Презентация № 3.
- 5.2 Реферат, курсовая и дипломная работы как формы организации самостоятельной исследовательской работы студента
- 5.3 Научный аппарат письменной научно-исследовательской работы студента
- Тема 6 профессиональная культура специалиста: структура ценностных ориентаций
- 6.2 Студенческие научные чтения на тему «Профессиональная культура специалиста: особенности формирования через учебную и научно-исследовательскую деятельность»
- 6.2.1 Значение справедливости как ценностного регулятора общественных отношений
- 6.2.2 Логическая культура мышления в структуре компетенций специалиста (на примере юриста)
- 6.2.3 Значение этики в юридической практике допроса
- 6.2.4 Роль невербального общения
- Практический раздел
- Тема 1 Особенности современного высшего образования
- Тема 2 Образовательный стандарт специальности
- Тема 3 Учебная деятельность студента
- Тема 4 Современные стратегии академического чтения
- Тема 5 Современные стратегии академического письма
- Тема 6 профессиональная культура специалиста: структура ценностных ориентаций
- 2.3 Глоссарий
- Тема 1 Особенности современного высшего образования
- Тема 2 Образовательный стандарт специальности
- Тема 3 Структура учебной деятельности студента
- Тема 4. Современные стратегии академического чтения
- Тема 5 Современные стратегии академического письма
- Тема 6 Профессиональная культура специалиста: структура ценностных ориентаций
- 2.4 Список литературы
- Приложение
- Примеры описания литературных источников
- Критерии
- Оценки результатов учебной деятельности
- Обучающихся в учреждениях высшего
- Образования по десятибалльной шкале