logo search
ЭКЗАМЕН СЛУЖБА+вост

7. Основные направления деятельности психолога

4 направления деятельности:

- научный аспект.

Проведение научн. исследований, разработка программ, средств и методов.

-прикладной.

психологизация др.сфер, чтобы родители, педагоги, дети тоже психологизировались. Гл.лица – методисты, воспитатели, педагоги и др., создают методич.базу – учебники, метод.пособия.

-практический.

Реализация ЗУН, новейшими способами, всем тем, чем владеет наука.

- организационный.

Содействие, контроль, задйствование всех звеньев, решение организационных задач.

2 направления ПС: актуальное – острые проблемы,

перспективное – дальнейшая работа, планирование комплексной деятельности.

Норм. док. «Положение о ПС образования, 99».

Концепция ПС образования

Положение о ПС в Пермской области

Положение о учреждениях псих-пед и медико-профил. помощи.

направления: -научное (ПС опирается на современную психолог. базу и ведет исследовательск.деят-ть); - прикладное (ПС организует просветительскую деятельность); - практическое – реализация психолога своих ЗУН; -организационное (организация своей деятельности и реализация организационных задач.)

  1. Служба функционирует как целостная система, состоящая из трех основных направлений:

    • научного, изучающего закономерности психического развития и формирования личности ребенка с целью разработки способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в условиях современной школы;

    • прикладного, осуществляющего психологическое обеспечение всего процесса обучения и воспитания, включая составление учебных программ, создание учебников, разработку психологических оснований дидактических и методических материалов, подготовку педагогов, воспитателей, психологов и т.п.;

    • практического, обеспечивающего непосредственную работу психолога в учреждениях образования, специальных психологических кабинетах и центрах.

Каждое из указанных направлений решает свои задачи и реализуется специалистами соответствующей квалификации.

Научное направление предполагает разработку методологических проблем службы практической психологии образования. Основная функция исполнителей этого направления - теоретические и экспериментальные исследования, обоснование и разработка психодиагностических, психокоррекционных и развивающих методов работы психологической службы образования.

Прикладное направление предполагает подготовку кадров практических психологов, разработку программ подготовки и переподготовки, повышения квалификации, создание учебных пособий и др.

Практическое направление обеспечивается практическими психологами системы образования, задача которых - работа с детьми, родителями, педагогами, руководителями и коллективами учебно-воспитательных учреждений и др.

Развитие прикладного и практического направлений службы практической психологии образования полностью зависит от развития ее научного направления, определяющего основную теоретическую базу и формирует природу психологической службы образования. Именно на основе этой базы создается концепция психологической службы и решаются проблемы детскими практическими психологами.

Основные виды деятельности службы - психопрофилактика, психодиагностика, развитие, коррекция и консультирование.

а) Психологическое просвещение – повышение психологической культуры педагогов и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам.

Осуществляется в следующих формах: лекции, тематические выставки психологической литературы, беседы, семинары, родительские клубы, психологическая газета или раздел внутри школьной прессы и др.

б) Психологическая профилактика - целенаправленная систематическая совместная работа психолога, педагогов и воспитателей:

в) Психологическая диагностика - психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности учащихся с целью выявления:

Осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу учащихся, администрации, педагогов и родителей и рассматривается как важный подготовительный этап индивидуального и группового консультирования, психолого-педагогического консилиума, педсовета школы.

г) Психологическая коррекция - систематическая целенаправленная работа психолога с детьми, отнесенными к категории группы риска по тем или иным основаниям, и направленная на специфическую помощь этим детям.

В условиях образовательного учреждения психолог самостоятельно имеет право работать только с детьми, отклонения в поведении которых не являются следствием поражения ЦНС или психического заболевания. Психолог не обязан выполнять административно-воспитательные функции по отношению к детям, нарушающим правила школы или совершающим противоправные действия. Вместе с тем он может методически обеспечить процедуру установления справедливых правил и санкций за их нарушения в учебном заведении.

Коррекционная работа осуществляется в форме индивидуальных и групповых занятий по коррекции и развитию, а также в форме тематических психологических тренингов, разработанных для детей, имеющих сходные поведенческие проблемы.

д) Психологическое консультирование – оказание конкретной помощи обратившимся взрослым и детям в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье, в кругу друзей, в школе; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений. Осуществляется в форме индивидуальных и групповых консультаций.

Психологическая коррекция, под которой понимают целенаправленную работу психолога по устранению отклонений в личностном и психическом развитии учащихся.

Основные формы психокоррекционной работы: индивидуальные и групповые занятия по коррекции и развитию; активные формы коррекции (тренинг, деловая игра, часы общения); индивидуальные и групповые собеседования и пр.

Психолого-педагогическая коррекция осуществляется только в тех случаях, когда отклонения и нарушения не являются следствием поражения центральной нервной системы или психического заболевания, а также не требуют применения строгих мер административно-воспитательного характера.