logo search
Айгуль

1.2 Исследования особенностей общения дошкольников

В древней­шие времена ребенок быстро становился равноправным членом общества и реаль­ным помощником в хозяйстве, а с разви­тием науки и производства изменилось и его место, и отношение к нему в обществе. В примитивных общественных формаци­ях ребенок достаточно рано начинал обес­печивать собственное существование. Дальнейшее экономическое развитие при­вело к невозможности непосредственно включать его в трудовую деятельность. Более того, привело к необходимости взросления, физического и психического развития, а также подготовки к професси­ональной деятельности. Факторы эти уд­линили период детства, создав простран­ство для развития игровой деятельности, усложняемой параллельно с усложнением общественных отношений.

Осознание принципиальных различий в мышлении взрослого и ребенка привело к усилению диспропорции реальных воз­можностей включения ребенка в продук­тивную деятельность. Ранее игра выпол­няла функцию промежуточного этапа в присвоении ребенком общественных отно­шений. На сегодняшний день усложнение всех видов деятель­ности взрослых достигли небывалых мас­штабов; одновременно повысились и воз­можности социального обеспечения и за­щищенности детства. Ребенок не является непосредственным помощником и не обес­печивает «спокойную старость»; наоборот, родители стремятся обеспечить ему «бес­проблемное», комфортное существование на максимально продолжительный срок. Каждое новое поколение включается в ре­альные общественные отношения все поз­же, и, как результат, наблюдается инфантильность общества в целом.

Но вернемся к миру дошкольного детства, который тесным образом связан с игрой. Большинство педагогов и психологов разных стран сходятся во мнении, что игра занимает важное место в развитии, воспитании и обучении дошкольников; при этом в разных странах сформированы собственные подходы к использованию игры.

В игровом сообществе возникают основные психологические новообразования - ориентация на окружающих, умение оценивать свои действия и поступки с точки зрения требований культуры общества, развиваются личностные механизмы культуры поведения - контроль и самоконтроль, самоограничение, оценка и самооценка. Обзоры и обобщающие труды, посвященные игре, показывают, сколь различны подходы, точки зрения в отношении этого феномена.

В современной психологии игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста, удовлетворяющий его основные потребности, прежде всего в самостоятельности и активном участии в жизни взрослых. В отличие от повседневной жизни, где ребенка постоянно учат и от всего оберегают («Не упади!», «Не бегай!», «Вымой руки»!», «Не выдумывай!»), в игре он может все: плыть на океанском лайнере, лететь в космосе, учить школьников и даже взрослых и т.п. Таким образом, малыш в игре, как указывал К.Д. Ушинский, «пробует свои силы», проживает ту жизнь, которая ему предстоит в будущем. [7. С.115]

Возможности игры в удовлетворении присущей ребен­ку потребности в общении велики. В условиях дошкольного учреждения обычно складываются игровые группы, объединяющие детей на основе общих интересов, взаим­ных симпатий. В силу привлека­тельности игры дошкольники, иг­рая, оказываются в ней способны­ми к большей сговорчивости, ус­тупчивости, терпимости, чем в действительной  жизни.  Играя, дети вступают в такие отношения, до которых еще «не доросли», а именно: в отношения взаимного контроля и помощи, подчине­ния,    требовательности. Нали­чие таких отношений говорит о том, что играющая группа ста­новится  «играющим коллекти­вом» (А.П. Усова). Являясь ведущей деятельностью, игра в наибольшей степени спо­собствует формированию психиче­ских процессов, в том числе вооб­ражения.

К.Д. Ушинский обратил внима­ние на воспитательную ценность образов воображения: ребенок ис­кренне верит в них, поэтому, иг­рая, испытывает сильные, непод­дельные чувства. Признаком игры, как отмечал Л.С. Выготский, является наличие мнимой или воображаемой ситуа­ции.

В педагогической теории осо­бое внимание уделяется изучению игры как средства воспитания. Основным по­ложением является то, что в дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором форми­руется личность. Чувства друже­ской привязанности обогащаются у ребен­ка именно в игре, являясь ос­новой для возникновения более сложных социальных чувств. В период до­школьного детства закладываются основные качества личности, поэтому игру надо рассма­тривать как сообщество, так как об­разцы поведения, соци­альные мотивы будут основой становления личности. Именно в игровом со­обществе у него возникают основные пси­хологические мотивы - ориента­ция на окружающих, умение оценивать свои действия и поступки с точки зрения требований культуры общества; развивает­ся культура пове­дения, контроль и самоконтроль, самоог­раничение, оценка и самооценка.

Объединение в сообщество, как считают исследователи, происходит на основе какой-то цели. Вот почему важно формировать цель игры, которая дает ребенку знания о жизни социума, его культуре, чело­веческих взаимоотношениях. Очень важно воздейст­вие на ребенка субъективного мира взрослых, прежде всего их системы ценностей, норм пове­дения, знаний, национального достоинства, культурной ком­петентности. Необходимо создавать условия для обязательного пере­живания ребенком положительных эмоций, чтобы игра способствовала формированию мотивов поведения и деятельности.

Сравнивая себя со взрослым, ребенок усваивает культурные образцы и нор­мы. Разумеется, первые сравнения происходят с родителями сначала с чисто внешней стороны, затем ус­ваиваются и внутренние черты родителей, их вкусы, отношения, способ поведения, что, не может не отразиться на выборе сюжета игр. Вот поче­му на взрослых, а особенно на родителях, лежит большая ответственность.

Умения, переживания у ребенка проявляются в фантазии, вообра­жении. Именно эти качества опре­деляют творческую функцию ро­левой игры, посредством которой форми­руются культурные ценности. Д.Б. Эльконин говорил, что в игре воссоздается поведение взрослых: ребенок по­знает способы деятельности и поведение взрослых, человеческие взаимоотноше­ния, нормы социальной жизни и одновре­менно самого себя, свой характер, интере­сы. Выполнение правил игры требует активно­сти, дисциплины, адекватности. Усваивая нормы человеческих взаимоот­ношений, ребенок пытается включиться в систему общественных отношений.

Д.Б. Эльконин считал, что дошкольный период особенно ответственен, поскольку происходит ориентировка в социальных отношениях между людьми. В этом возрасте возникает и развивается роле­вая игра (особенно в возрасте 5-7 лет). Именно в игре ребенок узнает, что значит быть взрослым, и что он еще не взрослый. В игре, активно осваивая социаль­ные роли, он лучше познает себя и другого, учится понимать свое поведение. В процессе игры регулируется поведении, т. е. происходит социальная установка, которая ор­ганизует особенность личности, что характеризует индивидуальность.

Таким образом, очень важно именно в дошколь­ный период детства формировать социо­культурный опыт. Это очень важно, поскольку в дальнейшем такой опыт может определить направленность личности во всех сферах жизни, его культурную компетентность. В игре как сообществе проектируются ценности творчества, цен­ности переживания и ценности отношения - все то, что отражает три основных пути, какими человек может найти смысл жизни в будущем. Ролевое поведе­ние проявляет индивидуальность ребенка. Ведь в ситуации об­щения в игре возникает сообщество. Оно спо­собствует проявлению у ребенка опре­деленного поведения, которое может про­ектироваться в процессе его дальнейшей социализации, осознания своего Я. [8. С. 35]