logo search
Социальная педагогика (2011)(1912-Uh)

Тема 3. Принципы социальной педагогики.

Для любой науки существуют свои принципы, реализация которых происходит че­рез определенные правила. Принципы и правила существуют объективно, независимо от нас, и отступать от них нельзя, ибо в противном случае такая деятельность может быть не только бесполезна, но и вредна.

Социальная педагогика отделилась от педагогики и, естественно, в основе своей опирается на принципы этой науки. Принципы педагогики, отражая уровень развития общества и его потребности с определенной мерой опережения практики воспитания, выражают выработанные в обществе требования к воспроизводству определенного типа личности: определяют стратегию, цели, содержание и методы воспитания, стиль взаимодействия его субъектов. Принципы в педагогике дают общее направление воспитания и образования личности и служат основанием для реше­ния конкретных педагогических задач.

Принцип природосообразности.

Природосообразность. — принцип социальной педагогики, согласно которому со­циальный педагог в своей практической деятельности руководствуется факторами естест­венного, природного развития ребенка. Характеристики принципа природосообразности можно встретить в трудах педагогов, психологов, философов, которые отражали те или иные его аспекты.

Принцип природосообразности был сформулирован впервые Я. А. Коменским в его главном сочинении «Великая дидактика». Он считал, что человек как часть природы под­чиняется ее главнейшим, всеобщим законам, действующим как в мире растений и живот­ных, так и в человеческом обществе. ­

Я. А. Ко­менский утверждал, что необходимо учитывать не только на общие законы природы, но и на психологию ребенка, строить систему воспитания и обучения детей, нужно опираясь на возрастные характеристики детей, подростков и юношей.

Впоследствии принцип природосообразности был взят в основу построения раз­личных педагогических и социально-педагогических теорий. Так, французский философ Жан-Жак Руссо (1712-1778) считал, что воспитание ребенка должно происходить сооб­разно природе. Он писал, что «природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми». Он придавал большое значение воспитанию самой природой, по его мнению, оно должно осуществляться путем внутреннего развития человеческих способ­ностей, развития органов чувств. Поэтому у Ж.-Ж. Руссо на первом плане была природа ребенка, которой и следовало подражать, осуществляя подготовку человека к будущей жизни. Своеобразие теории заключалось не столько в содержании, сколько в организации воспитания ребенка от его рождения до совершеннолетия в естественных природных ус­ловиях. Для своей теории свободного воспитания он установил собственную возрастную периодизацию детей.

Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827), создавший учреж­дения и приют для сирот и беспризорных детей, считал, что цель воспитания – развить природные силы и способности человека, причем это развитие должно быть разносторон­ним и гармоничным. Основной принцип воспитания, по И. Г. Песталоцци, это согласие с природой. Причем в отличие от Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци не идеализировал природу ребенка. Он считал, что для развития природных способностей ребенку необходима по­мощь. По его образному выражению, воспитание строит свое здание поверх большой прочно стоящей скалы — природы. Он утверждал, что любое воспитание, которое не бы­ло построено на принципах природосообразности, проходит по ложному пути.

Немецкий ученый-педагог Адольф Дистервег (1790-1866), вслед за И. Г. Песталоц­ци, также считал этот принцип важнейшим принципом воспитания. В своих грудах он пи­сал о том, что нужно следовать за процессом естественного развития человека, учитывать в процессе обучения и воспитания возрастные и индивидуальные особенности школьника.

Идея природосообразности нашла отражение и в трудах отечественных классиков педагогики. К. д. Ушинский (1824-1871) в своем главном психолого-педагогическом со­чинении «Человек как предмет воспитания» писал, что для воспитания и обучения ребен­16а учителю необходимо не только знать принципы и правила воспитания, но и воору­житься также основными законами человеческой природы, уметь их применять в каждом конкретном случае для каждого конкретного ребенка. Разрабатывая, программу по педаго­гике, К. Д. Ушинский обосновал необходимость предварительного изучения основ физио­логии, гигиены и психологии.

Последователем идеи свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо в Poccии был писатель Л. Н. Толстой (1828-1910). Он верил в природное совершенство личности ребенка, кото­рый от рождения уже является прообразом гармонии правды, красоты и добра. Если у Ж.­-Ж. Руссо воспитание означало соответствие естественному развитию ребенка, его приро­де, то у Л. Н. Толстого воспитание — это создание условий, способствующих развитию личности ребенка.

Развитие принципа природосообразности можно проследить и в трудах советских педагогов П. П. Блонского, СТ. Шацкого, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухо­млинского, Ю. К. Бабанского, Г. И. Щукиной, Т. И. Ильиной н др. Основное внимание при воспитании и обучении детей советские ученые уделяли учету возрастных и индиви­дуальных особенностей школьников.

Особо следует выделить в России деятельность В. Г. Кащенко (1870-1943), соз­давшего в 1908 г. санаторий-школу для дефективных детей, который сочетал в себе педа­гогические, лечебные и исследовательские цели. На основе этого учреждения в 1918 г. ор­ганизуется дом изучения ребенка. Развивая принцип природосообразности, В. H. Кащенко подробно исследовал физические и психические отклонения детей, которые необходимо учитывать при воспитании и образовании «исключительных» (с отклонениями в разви­тии) детей.

Говоря о принципе природосообразности применительно к социальной педагогике, прежде всего, следует помнить, о какой категории детей идет речь: обычный, нормальный ребенок или ребенок, имеющий отклонения в психическом, физическом или социальном развитии. Поэтому социальный педагог, следуя принципу природосообразности, в своей деятельности должен придерживаться следующих правил:

- учет возрастных особенностей детей;

- учет половых особенностей детей:

- учет индивидуальных особенностей детей, связанных с их отклонением от нормы; - - опора на положительное в ребенке, на сильные стороны его личности;

- развитие инициативы и самостоятельности ребенка.

Принцип культуросообразности.

Этот принцип является продолжением принципа природосообразности, Необходи­мость его обусловлена самой природой человека. Человек рождается как биологическое существо, становится же он личностью, усваивая социальный опыт поведения, который передается в процессе воспитания и развития личности от одного поколения к другому. Еще в античном обществе философами и педагогами были вскрыты глубокие связи между формированием личности и культурой. При этом обозначились два важных тезиса: лич­ность формируется через приобщение к культуре, а главное богатство любой культуры — это человек. Педагоги прошлого в своих произведениях, обращаясь к проблеме приобще­ния молодежи к культуре, считали последнюю необходимым и очень важным фактором формирования высоконравственного человека.

Принцип культуросообразности был выдвинут в педагогике А. Дистервегом, кото­рый считал, что при воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых человек родился и в которых ему предстоит жить, одним словом всю современную культуру в широком и всеобъемлющем смысле слова. Все человечество, ка­ждый народ и каждое поколение всегда находятся на определенной ступени развития культуры — это наследие, оставленное предками как результат их истории. Состояние культуры, утверждал немецкий ученый, должно рассматриваться как естественное явле­ние, так же необходимое, как тот или иной характер флоры и фауны. Человек – продукт своего времени, хотя его развитие и зависит от природных задатков.

В отечественной педагогике идея культуросообразности была развита в трудах К.Д.Ушинского. Он писал о том, что, если мы хотим воспитать образованного человека и гражданина, начинать нужно с умения писать, читать, считать, со знания религии.

В трудах М. В. Ломоносова. В. Г. Белинского эта идея отражается как идея народности. Под народностью К. Д. Ушинский понимал своеоб­разие каждого народа, обусловленное его историческим развитием географическими и природными условиями.

К. Д. Ушинский, изучая системы воспитания передовых стран того времени, при­шел к выводу, что система воспитания каждой страны есть выражение характера самого народа. Отсюда он делает вывод; воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, всегда лучше других систем. По ут­верждению К. Д. Ушинского, народ и его культура создали идеал человека, которому нужно следовать в воспитании. Поэтому он выдвигал требование «воспитывать молодое поколение в соответствии с идеалом человека, который народ создал в процессе своего исторического развития и который исторически изменяется».

Принцип культуросообразности полагает престиж общечеловеческих ценностей культуры, учет в воспитании ценностей и норм общечеловеческих и национальных куль­тур. Общечеловеческие ценности полагают признание человека как самоценности, семьи как естественной среды существования, труда как основы жизнедеятельности, мира на земле как условия существования, знания как основы деятельности, культуры как истори­чески сложившегося социального опыта.

Приобщение ребенка к различным культурам общества: бытовой, физической, сек­суальной, интеллектуальной, политической, духовной — весьма сложная задача, решение которой обеспечивается совместными усилиями семьи и общества, различных учрежде­ний и объединений, в которых находится ребенок в разные периоды своей жизни. Если ребенок развивается нормально, то он усваивает культуру общества и естественным путем интег­рируется в общество.

Если же ребенок имеет отклонения в физическом, психическом или социальном развитии, то проблема приобщения его к культурным ценностям народа значительно ос­ложняется. Например, если ребенок лишен зрения, слуха или слепоглухонемой, тогда воз­никают очень большие сложности в приобщении детей к культуре, формировании у них культурного опыта. Поэтому для этих детей разработана своя методика и технология при­общения детей к ценностям культуры.

Реализация принципа культуросообразности требует выполнения правил:

- учет отклонений ребенка от нормы при формировании у них различных видов культур;

- развитие творчества детей с отклонениями в развитии. .

Принцип гуманизма.

Слова «гуманизм» и «гуманность» имеют одно и то же происхождение, от лат. Humanus «человечный». Гуманизм — это система взглядов, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление его способностей. Это система, считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а равен­ство, справедливость, человечность — желаемой нормой отношений в обществе. Гуман­ность, человечность — идеал различных направлений гуманизма, его целью является раз­витие ценностных способностей, чувств и разума человека, высшее развитие человече­ской культуры и нравственности и соответствующего поведения личности и ее отношения к миру.

Понятие «гуманизация», широко используемое в наше время, подразумевает дея­тельность отдельных людей и человеческих сообществ по реализации гумананизма как сис­темы мировоззрения, признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.

Понятие гуманизма развивается во взаимосвязи с понятием «человек». В современном оп­ределении гуманизма мы возвращаемся к философским, психологическим, педагогиче­ским гуманистическим традициям (Н. Бердяев, В. Соловьев, В. Вернадский, К. Роджерс, К. Ушинский, В. Сухомлинский и др.), согласно которым сущность человека ни­когда не сводилась только к биологическим или социальным сторона, она всегда напол­нена духовными отношениями.

Наибольшего расцвета идеи гуманизма в педагогике и социальной педагогике по­лучили свое развитие в период Возрождения, хотя идеи гуманистического воспитания прослеживаются в высказываниях еще античных философов (Сократа, Платона, Аристо­теля и др.).

Идеалом гуманистического воспитания была свободная всесторонне развитая личность. В сочинениях Томаса Мора (1478-1535), Франсуа Рабле (1483-1536), Мишеля Монтеня (1533-1592) и др. раскрывалось содержание воспитания, и были предприняты попытки разобраться, в сущности, и средствах гуманистического воспитания: от наставления и приме­ра до самоанализа и самовоспитания. Общим для педагогов-гуманистов был взгляд на че­ловека, его природу и воспитание. По мнению М. Монтеня, в ребенке, прежде всего, нуж­но воспитывать просвещенного человека. Поскольку наихудшие пороки зарождаются в самом нежном возрасте, нужно избегать ошибок семейного воспитания недостаточно только того, чтобы воспитание не портило детей, нужно, чтобы оно влияло ребенка к лучшему, чтобы воспитанники стремились к самопознанию и самосовершенствованию, чтобы они умели делать все без исключения, но любили делать только хорошее,

С позиций современного гуманизма, благо человека – это критерий оценки всех социальных явлений действительности. Гуманизм отражает социальную действительность с точки зрения не сущего, а должного, предъявляет обществу и отдельным его представи­телям высокие требования достойного, уважительного отношения к человеку, признание его самой высокой ценностью на земле.

Современное понятие гуманизма в педагогике и социальной педагогике отражает процесс обновления воспитания на основе ценностей общечеловеческой и национальной культу­ры, установки на воспитание личности с высокими интеллектуальными, моральными и физическими ценностями.

Ведущим проявлением гуманизма является любовь к детям и воспитание любви в детях.

Гуманистические идеи в социальной педагогике требуют особого внимания, если в поле зрения находятся дети, имеющие отклонения в развитии. Это особенно ярко отразил в своих произведениях А. В. Суворов. Рассматривая понятие гуманизма, он сравнивает его с понятиями милосердия и благотворительности. Милосердие, как уже отмечалось ранее, это готовность помочь кому-либо или простить кого-либо из сострадания, человеколюбия; благотворительность – деятельность, направленная на оказание безвозмездной помощи человеку, нуждающемуся в ней.

Казалось бы, в отношении людей, которые имеют отклонения в развитии, гуманное общество должно проявлять заботу в виде благотворительности и милосердия, Однако в своих работах А. В. Суворов иначе оценивает эти проявления общества. Милосердие по отношению к инвалиду он понимает как жалость. Гуманизм же - это сочувствие ему как человеку, попавшему в несколько более сложное положение, чем другие люди.

К сожалению, в нашем обществе распространено отношение к инвалиду именно как к человеку, который нуждается в милосердии. Такое отношение общества к людям с проблемами, действительно, выделяет их в особую группу, и в тоже же время это формирует определенную, иждивенческую психологию у самих этих людей, ориентированную на по­лучение от общества и конкретных людей каких-либо привилегий.

Гуманное отношение к этой категории людей требует, прежде всего, достойного, равно­правного отношения к ним, в котором милосердие может и должно выступать как помощь в преодолении трудностей, возникающих у инвалида.

Итак, принцип гуманизма в социальной педагогике полагает признание ценности ребенка как личности, его прав на свободу, счастье, защиту и охрану жизни, здоровья, создание условий для развития ребенка, его творческого потенциала, склонностей, спо­собностей, оказание помощи ему в жизненном самоопределении, интеграции его в обще­ство, полноценной самореализации в этом обществе. Принцип гуманизма требует соблю­дения следующих правил:

- достойного отношения общества ко всем детям, независимо от того, в каком 21амии­ческом, материальном, социальном положении они находятся;

- признания права каждого ребенка быть самим собой, уважительного к ним отно­шения: уважать - значит признавать право другого быть не таким, как я, быть самим со­бой, а не моей копией;

- помощи ребенку с проблемами в формировании уважения к себе и окружающим людям, формировании позиции «Я сам», желания самому решать свои проблемы;

- понимания милосердия как первой ступеньки гуманизма, которое должно опирать­ся не на жалость и сочувствие, а на желание помочь детям в интеграции их в общество, основываться на позиции: общество открыто для детей и дети открыты для общества;

- стремления не выделять детей с проблемами в особые группы и не отторгать их от нормальных детей; если мы хотим подготовить детей-инвалидов к жизни сред и здоровых людей, должна быть продумана система общения таких детей с взрослыми и детьми.

Вопросы для самоконтроля:

1. Раскройте понятие принцип.

2. В чем историческая обусловленность принципов социальной педагогики?

3. Раскройте принцип природосообразности и культуросообразности в социальной педагогике, в чем вы видите связь этих принципов?

4. Раскройте понятие гуманизм.

5. Какова сущность принципа гуманизма?