logo search
Последний вариант билетов ДЕФЕКТ

Лечение опорно-двигательного аппарата

Лучше всего подойдёт санаторно-курортное лечение. Особенно делая акцент на такие серьёзные заболевания как остеохондроз позвоночника. Лечение опорно-двигательного аппарата в санаториях состоит из гидромассажа, грязелечения, ванн со специальными солями, мануальной терапии. Также уделяется особое внимание лечебной физкультуре и лечебному массажу. Для релаксации применяются йодо-бромные ванны, а также ванны с лекарственными травами. Для восстановления позвоночника и суставов не найти лучшего средства, чем грязевая ванна. Она ещё обладает функцией очищающей (от шлаков). Кроме того, улучшает кровообращение и насыщает организм полезными микроэлементами и активными веществами, которые способствуют восстановлению всего организма в целом.

Чтобы устранить невыносимую боль и снять общее напряжение мышц, используются различных видов массажа. Например, традиционный (классический) массаж, медовый массаж, массаж с камнями (стоун-терапия). Улучшит результат посещение бани или сауны. Курс лечения опорно-двигательного аппарата необходимо всегда проходить под наблюдением врача.

Опорно-двигательный аппарат - это основа жизнедеятельности нашего организма, поэтому мы должны следить за его здоровьем и состоянием. Будьте здоровы и счастливы!

Вопрос № 2.

Использование разных видов деятельности

(игровой, продуктивной, познавательной, двигательной, речевой)

в процессе нормализации личностных отношений и поведения у детей с ЗПР.

Задержка психического развития (ЗПР) – это психолого-педагогическое определение отклонений в психофизическом развитии, которое выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций. У детей ЗПР является сложным полиморфным нарушением, в результате которого у разных детей страдают различные компоненты их психической, психологической и физической деятельности.

При ЗПР могут быть первично нарушены как отдельные функциональные структуры мозга, так и их основные функции в различных сочетаниях. Глубина повреждений или степень незрелости может быть различной. Это и определяет многообразие психических проявлений, которые встречаются у детей с ЗПР.

У детей с ЗПР выявляются специфические особенности в сравнении с другими аномалиями развития, а также полноценно развивающимися детьми. Задержка психического развития проявляется, прежде всего, в замедлении темпа психического развития: в одних случаях у детей наблюдается задержка развития эмоционально-волевой сферы, в других – замедленное развитие познавательной сферы. Из сказанного выше можно сделать вывод, что в определении ЗПР отражаются как биологические, так и социальные факторы возникновения и развёртывания такого состояния, при котором затруднено полноценное развитие здорового организма, в результате чего задерживается становление личности. Всё это способствует развёртыванию комплексного клинико-психолого-педагогического изучения и коррекционной работы с детьми данной категории.

Процесс психологической и педагогической коррекционной работы в условиях ДОУ компенсирующего вида осложняется многообразием проявлений ЗПР. Ограничивающим барьером в данном случае служит полное или частичное отсутствие общения ребёнка с окружающим миром. Ограниченность общения должна восполняться в процессе психологического и педагогического обучения, которая выражается в подготовке к школьному обучению, организации коррекционного воздействия по основным линиям психического развития. Основными задачами коррекционного воздействия являются формирование словесно-логического мышления человека в условиях ограниченности общения, совершенствование наглядных форм мышления, понимания причинно-следственных связей действий и поступков. Кроме того, включается коррекция речевого развития, формирование звукопроизношения, лексико-грамматических категорий, обогащение словарного запаса и развитие основных функций речи и др.

Коррекционная работа во многом зависит от уровня психического развития, интеллектуально-эмоционального развития, особенностей умственной работоспособности. Она должна активизировать психические процессы, улучшить восприятие доступного окружающего мира, а также развить мыслительно-логические операции.

Рассмотрим основные виды детской деятельности и то, как можно их использовать для нормализации личностных отношений и поведения у детей с ЗПР в специализированном дошкольном учреждении.

1. Игровая и двигательная деятельность. В норме игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте (от 3 до 6,5 лет) и базируется на предметной деятельности. Игра рассматривается как особая форма освоения ребёнком окружающего мира во всём многообразии норм и отношений между людьми путём воспроизведения и моделирования. При ЗПР игровая деятельность формируется с опозданием своеобразно, что связано с несовершенством предметной деятельности, а так же коммуникативной сферы. Обучение игре является центральным разделом программы, т.к. именно в игре формируются и моделируются социальные отношения.

Задачи:

- развивать интерес детей к предметно-игровым и игровым действиям; дидактическим и подвижным, а, в дальнейшем, - к сюжетно-ролевым играм;

- формировать ролевое поведение детей, предварительно принимая решение по выбору будущей игры (основы планирования);

- формировать у детей адекватные модели поведения в воображаемой ситуации;

- формировать у детей умение играть не только рядом, но и вместе, небольшими группами, объединяясь для решения игровой задачи;

- учить детей адекватному использованию предметов - заместителей в ходе игры;

- учить использованию знаковой символики для активизации самостоятельной деятельности и создания ориентиров для развёртывания игры;

- учить детей драматизации сказок, рассказов, историй (из личного опыта).

Обучение проводится во всех возрастных группах; начинается с развития предметно-игровых действий. Сначала ребёнка учат действовать по подражанию, а затем действие переходит на более высокий этап – сюжетно-отобразительная игра («Дочки-матери»). Обучение дошкольников с ЗПР сюжетно-ролевым играм включает в себя ряд этапов:

-целенаправленное формирование представлений детей о профессиях;

- подготовка атрибутов для предстоящей игры;

- проведение игры, где основную роль на себя берёт взрослый, а затем и ребёнок;

- развитие и углубление сюжета, при котором возможно его видоизменение и дополнение.

!!! Особая роль в становлении игровой деятельности отводится играм-драматизациям (сказки, рассказы, потешки и др.).

2. Продуктивная деятельность. Включает в себя изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация), конструирование и трудовую деятельность, т.е. – это те виды деятельности, где видны результаты труда. В норме эти виды деятельности активно формируются в дошкольном возрасте на базе предметной деятельности. При ЗПР продуктивная деятельность формируется с опозданием своеобразно и имеет свою специфику, что связано с несовершенством предметной деятельности и особенностями представлений об окружающем мире. А овладение трудовой деятельностью является прямым овладением предметной и продуктивной видами деятельности ребёнком.

А) Задачи по изобразительной деятельности:

- развивать интерес детей к разным видам изодеятельности (рисование, лепка, аппликация);

- знакомить детей с различными средствами изодеятельности (пластичные материалы, материалы для рисования и аппликации);

- формирование способов обследования предметов (ощупывание перед лепкой, обведение по контуру и т.п.);

- учить детей передавать в изображении основные свойства предметов и их отношений;

- учить детей создавать предметные и сюжетные изображения;

-учить детей давать адекватную оценку своей работе и работам сверстников;

- обучать детей созданию коллективных поделок и изображений.

Б) Задачи по конструированию:

- формирование у детей положительного отношения к конструированию и играм со сборно-разборными игрушками;

- знакомить детей с различными материалами для конструирования;

- учить детей перед конструированием анализировать объёмные и плоскостные образцы построек;

- обучать детей приёмам и навыкам конструктивной деятельности;

- учить детей создавать предметные и сюжетные конструкции и обыгрывать их;

- учить детей давать элементарную оценку своей работе и работам сверстников;

- обучать созданию коллективных построек.

В) Виды труда:

а) самообслуживание;

б) ручной труд;

в) хозяйственно-бытовой труд;

г) труд в природе.

Задачи по трудовому воспитанию:

- развивать у детей интерес к разным видам труда и результатам трудовой деятельности;

- учить детей анализировать условия предстоящей деятельности и планировать ход её исполнения;

- учить детей выполнению практических действий в соответствии с намеченным планом;

- воспитывать самостоятельность и активность в процессе трудовой деятельности;

- расширять способы сотрудничества детей в ходе выполнения трудовых операций;

- закреплять умения детей давать словесный отчёт о выполненной работе;

- формировать у детей элементы самооценки в процессе трудовой деятельности.

3 Познавательная деятельность. У ребенка с ЗПР наблюдается слабая дифференциация чувственного познания, снижение адаптации органов чувств. Процесс восприятия затруднен замедленностью процессов анализа и синтеза. Ввиду нарушений дети с испытывают затруднения в познавательной деятельности. Психологи отмечают отклонения в развитии внимания детей с ЗПР. Ощущения и восприятия относятся к чувственному познанию. Развитие чувственного познания ребенка является важным аспектом формирования ментальных процессов (умственного воспитания).

Сенсорное воспитание направлено:

- во-первых, на совершенствование отдельных анализаторов и правильное их использование для накопления сенсорного опыта;

- во-вторых, на формирование у детей перцептивных действий – действий рассматривания, выслушивания, ощупывания, т. е. формирования систем сенсорных эталонов;

- в-третьих, обучение способам решения постепенно усложняющихся сенсорных задач;

- в-четвертых, на своевременное и правильное соединение сенсорного опыта со словом.

Соединение того, что ребенок воспринимает со словом, обозначающим воспринимаемое, помогает закрепить в представлении образы предметов, их свойства и отношения, делает эти образы более четкими, обобщенными. Развитие восприятия во всех случаях идет от различения предметов, их качеств, отношений к их восприятию на основе образа, а затем и к фиксации образа в слове. Сенсорное воспитание осуществляется учителем-дефектологом и воспитателем, как на специальных занятиях, так и в процессе повседневной жизни. Исходным пунктом всякого познания являются ощущения, которые напрямую связаны с деятельностью различных органов чувств. Следовательно, чем совершеннее деятельность и взаимосвязь анализаторов, тем качественнее процесс познания.

Мышление ребенка с ЗПР также имеет свои особенности. Характеризуя тот или иной объект, дети обычно указывают на его постоянные признаки, общие для всех предметов подобного рода, а особенности, своеобразные черты пропускают. Кроме того, полноценный анализ требует, чтобы дошкольники обладали соответствующими языковыми средствами для обозначения частей предмета и выделения его свойств. Отсутствие в словарном запасе слов, нужных для характеристики частей и свойств предмета, в большей степени мешает его познанию, не дает возможности детям осмыслить роль каждой части и связи между частями.

Ощущения представляют собой акт познавательного процесса, возникающий при непосредственном воздействии предметов и явлений окружающей действительности на анализаторы, при этом происходит лишь отражение отдельных свойств предметов. Наиболее целостным отображением действительности является восприятие. Формирование сенсорных функций у аномальных детей идет в определенной последовательности. Сначала формируются представления о величине, цвете, форме предмета, т. е. зрительные представления, а затем пространственные представления.

4. Двигательная деятельность или физическое воспитание осуществляется на основе программы для специальных коррекционных образовательных учреждений. При ЗПР у детей отмечаются недостатки физического развития. Они выражаются в особенностях быстроты, ловкости, координации, статичности и динамики, силе, точности, выносливости. У детей отмечаются нарушения в микро - и макрооринтировке в пространстве. Недостатки формирования двигательной сферы и ориентации в пространстве снижают двигательную активность детей и, зачастую, обуславливают отклонения в развитии вегетативной Н.С. Для привлечения детей к деятельности по физическому развитию, развитие движений следует осуществлять через широкое использование п/и, двигательных упражнений на воздухе с применением игрушек и атрибутов разной величины, формы и цвета. На прогулках большое место должны занимать игры и упражнения развития физических навыков. У детей также отмечается нарушение осанки, позы, искривление позвоночника, ассиметрия развития движения рук и других органов тела.

Назначение режима занятий для разных возрастных групп производится с учётом не только общего состояния здоровья, физического здоровья и подготовленности, но и индивидуальных первичных и вторичных отклонений в физическом развитии. Наличие задержки психических функций не позволяет этим детям адекватно воспринимать учебный материал по ФИЗО. В связи с этим возникает необходимость в овладении воспитателями по ФИЗО технологии обучения таких детей. Условиями реализации методических рекомендаций являются:

  1. Врачебно-педагогический контроль;

  2. Знание сопутствующих заболеваний (рекомендации врача-специалиста – офтальмолог, педиатр, невропатолог и др.);

  3. Всестороннее изучение ребёнка и учёт индивидуальных особенностей его развития в процессе учебной и игровой деятельности;

  4. Равномерное увеличение двигательной активности детей.

5. Речевая деятельность.