logo search
Специальные методики музыкально-певческого воспитания школьников

Начальные упражнения для голоса

Настройка голоса начинается с пения упражнений закрытым ртом на одном звуке. Затем следуют упражнения для пения с открытым ртом. Су­ществует много вариантов упражнений для тренировки голоса. Но главное здесь не то, какие эти упражнения по своей мелодической или метроритми­ческой структуре, а как их петь, каким звуком. Для этого и нужен хороший вокальный слух педагога.

Один из комплексов упражнений предназначен для настройки певческого голоса на начальном этапе обучения:

Сначала эти упражнения рекомендуется исполнять звуком минималь­ной силы на удобной для данного певца гласной. Каждый звук при пении staccato сопровождается толчком диафрагмы изнутри по горизонтали во все стороны, а при пении legato — мягким погружением по вертикали вниз, если мелодия идет вверх. При движении мелодии вниз следует стремиться к со­хранению вокальной позиции первого верхнего звука.

Повышая упражнение по полутонам, нужно следить за чистотой интониро­вания, легкостью и свободой звукообразования. При появлении признаков на­пряжения в голосе следует понизить тон. Подбирая различные комбинации гласных и согласных, нужно найти такое их сочетание, которое ему удобно петь и при котором получается наилучшее звучание голоса данного ученика.

Пение staccato способствует активизации краевого смыкания голосовых связок, интонационной точности, т. е. без «подъездов» в момент атаки звука и при переходе со звука на звук, активизирует работу диафрагмы. При после­дующем пении этого же упражнения legato следует добиваться того же.

Начиная упражнение сверху вниз, легче добиться сглаживания перехо­дов между голосовыми регистрами, особенно при небольшой силе звука.

Большинство упражнений следует обязательно вокализировать, т. е. рас­певать какой-либо гласный, особенно хорошо звучащий. Сольфеджирование помогает улучшить дикцию, оно полезно для развития слуха и навыка чтения нот.

Тренировочные упражнения необходимо подбирать строго индивидуаль­но, в зависимости от достоинств и недостатков голоса ученика.

Первые занятия желательно проводить ежедневно понемногу, не допус­кая признаков усталости. Наиболее значительные результаты получаются при организации занятий несколько раз в день по 10-15 минут.

Очень важно создать на занятии спокойную, доброжелательную обста­новку, не отвлекающую певца от тренировки, певческие задания должны быть всегда понятны ученику.

В конце урока педагог обязан дать четкое задание ученику для самостоя­тельной работы дома, не допуская при этом никакой неясности. Домашнее задание должно вытекать из содержания урока и закреплять его материал. Необходимо регламентировать объем и сложность упражнений. На следую­щем уроке учитель обязательно должен проверить выполнение домашнего задания. Постепенно домашние задания должны усложняться. В процессе обучения ученики обретают самостоятельность, учатся настраивать свой голос и распеваться перед уроком, разучивать новые произведения, отраба­тывать элементы техники, добиваться художественной выразительности исполнения.

Как на уроке, так и в самостоятельной работе целесообразно использо­вать возможности современной звукозаписывающей аппаратуры, хотя бы простого магнитофона. Любой человек, впервые услышав запись своего го­лоса на магнитофоне, удивится, так как сам себя он слышит совсем иначе. Поэтому ученику полезно услышать свой голос таким, какой он есть на са­мом деле, а не таким, каким он ему кажется.

Магнитофонная запись поможет оценить:

В певческой практике магнитофон нередко используется для настройки певческого голоса. Достаточно послушать звучание голоса хорошего вока­листа в течение 10-15 минут, чтобы почувствовать готовность к пению.

Особенно эффективно прослушивание записи разучиваемого произведе­ния в исполнении певца, чей голос по типу соответствует голосу слушающе­го. В этом случае происходит непроизвольная настройка голоса на уровне подсознания. Мозговые процессы при этом активизируются по принципу резонанса, что повышает мышечный тонус голосообразующей системы в целом. Слуховое восприятие звучащего эталона, внутрислуховое представле­ние (беззвучное подпевание) положительно отражается и на последующем воспроизведении.

Таким образом, настройка голоса может осуществляться разными спо­собами: