logo search
1

15.Понятие педагогической формы. Классификация педагогических форм.

Виды и типы уроков.

Педагогическая форма-это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех ее компонентов.

В современной дидактике организационную форму обучения понимают как специальную конструкцию процесса обучения, характер которой обусловлен его содержанием, методами, средствами и видами деятельности обучающихся.

Классификация форм:

Простые формы-минимальное количество методов и средств,как правило, посвящены одной теме,к ним относятся: беседа, лекция, экскурсия, экзамен, инструктаж

Составные формы-строятся на развитии простых либо на их разнообразных сочетаниях-урок, урок конкурс,урок-конференция. Составные формы раскладываются на простые. Урок может содержать в себе беседу, лекцию, инструктаж, а конференция-включать доклады,диспут, выставку, выпуск бюллетеня,тезис докладов.

Комплексные формы-целенаправленная подборка простых и составных форм. К ним относятся тематические лектории, совмещенные уроки по нескольким предметам.

Различают также формы учебной, внеучебной работы и самообразовательной деятельности учащихся

Выделяют следующие организационные формы обучения:

•фронтальные (работа со всем потоком);

•групповые (поток разбивается на группы);

•индивидуальные (работа с каждым обучающимся).;

Формы теоретической подготовки

Лекция — Монологический способ изложения объемного материала. От других словесных методов изложения материала отличается более строгой структурой; обилием сообщаемой информации; логикой изложения материала; системным характером освещения знаний.

Семинарское занятие — это коллективное обсуждение определенной темы по заранее подготовленным вопросам. Виды семинаров: сообщения и доклады, дискуссии, пресс-конференции др. Структура семинара: вначале преподаватель сообщает тему, цели занятия, затем идет обсуждение поставленных вопросов, и в конце подводятся итоги.

Экскурсия — предполагает посещение организаций, предприятий, учебно-производственных участков, музеев и т.д.. Основные этапы: постановка целей, подготовка плана, организация и проведение, подведение итогов.

Самостоятельная учебная работа – самостоятельное овладение учащимися необходимыми знаниями и умениями путем чтения соответствующей литературы, подготовки докладов, сообщений, составления конспектов и т. п.

Конференция — это коллективное обсуждение определенной научно-практической проблемы. Она требует большой подготовительной работы: определения темы, формирования проблем, круга участников, разработки плана проведения, подготовки сборника материалов (если планируется их издавать) и т. д.

Консультация — форма учебного занятия, в процессе которого обучающийся получает ответы преподавателей на конкретные вопросы по теоретическим положениям или аспектам их практического применения. Консультация может быть индивидуальной или групповой.

Индивидуальные занятия проводятся с отдельными учащимися и студентами с целью повышения уровня их подготовки и развития индивидуальных творческих способностей. Они организуются по отдельному графику или заносятся в расписание.

Формы практической подготовки

Лабораторная работа — форма обучения, направленная на формирование необходимых профессиональных умений. В ходе лабораторных занятий обучающиеся под руководством преподавателя или самостоятельно выполняют практическую работу с целью углубления и закрепления теоретических знаний, развития навыков самостоятельного экспериментирования. Виды лабораторных занятий: ознакомительные, экспериментальные, проблемно-поисковые.

Практические занятия проводятся в лабораториях, мастерских, учебных кабинетах, компьютерных классах, на учебно-опытных и производственных участках. (Практические занятия могут быть связаны, например, с измерениями, сборкой схем, деталей, ознакомлением с приборами и механизмами, проведением опытов и наблюдений и т. п.).

Дидактическая игра — целенаправленная организация учебно-игровых взаимодействий обучаемых в процессе моделирования ими целостной профессиональной деятельности специалиста. В процессе игры осуществляется игровое моделирование в условиях воссоздания социального и профессионального опыта.

Практика — получение обучающимися профессиональных умений и навыков в производственных условиях. Она осуществляется в процессе профессиональной деятельности под организационно-методическим руководством преподавателя и специалиста в данном направлении. Различают ознакомительную, учебную (педагогическую), производственную и преддипломную практику.

Курсовое проектирование — это процесс разработки проектов (курсовых работ) по основным учебным курсам как заключительного этапа дидактического цикла обучения по тому или иному предмету (или группе предметов). Целью этой формы обучения является углубление профессиональной подготовки обучающихся в процессе самостоятельного творческого применения полученных знаний для решения практических задач.

Дипломное проектирование – процесс разработки дипломных проектов на завершающем этапе обучения в профессиональном учебном заведении. Дипломные проекты выполняют роль аттестационных работ при проведении государственной аттестации выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений. Дипломные работы выполняются по определенной теме под руководством научного руководителя. Они рецензируются и защищаются на заседании Государственной аттестационной комиссии.

Формы контроля

Управление педагогическим процессом предполагает осуществление функций контроля, т. е. системы выявления эффективности функционирования этого процесса. Различают следующие виды контроля:

• предварительный — выявление начального уровня сформированности знаний и умений;

• текущий — осуществляющийся в процессе повседневной учебной работы;

• тематический — проводимый по завершении изучения темы;

• рубежный — проверка знаний и умений по разделам курсов;

• итоговый — проводимый в конце изучения дисциплины или всего курса обучения в учебном заведении.

Формы контроля, используемые в профессиональных образовательных учреждениях, могут быть различными. Контрольная работа — форма письменного контроля. Контрольные работы носят как фронтальный, так и индивидуальный характер, выполняются по вариантам, проверяются и рецензируются преподавателем.

Коллоквиум — устное индивидуальное собеседование преподавателя с обучающимися по заданным вопросам; форма текущего, тематПо результатам коллоквиума может решаться вопрос о допуске обучающихся к экзамену.

Зачет — форма итогового контроля знаний по результатам изучения учебной дисциплины. Может проводиться по заранее составленным вопросам или в порядке собеседования. Зачет выставляется в ведомость, зачетную книжку обучающихся и в приложение к диплому.

Экзамен — форма итогового контроля знаний по результатам изучения раздела или всего курса. Может проводиться в письменной или устной форме (по билетам). По результатам экзамена выставляется дифференцированная оценка(«отлично», «хорошо», «удовлетворительно»), которая заносится в ведомость, зачетную книжку и в приложение к диплому.

Тестирование — форма текущего тематического и итогового контроля знаний с помощью тестов, представляющих собой систему заданий в соответствующем виде. Тестовые задания должны быть краткими, что подразумевает минимальную трату времени на их выполнение, валидными и надежными. Валидность теста заключается в его адекватности поставленной цели; надежность теста щ согласованность показателей, полученных при неоднократном тестировании.

Рейтинговая система оценки знаний — это контроль качества усвоения учебного материала по результатам различных форм. Она учитывает всю активную деятельность обучающихся (участие в научной работе, конкурсах; выполнение творческих проектов и т. д.) и оценивается в баллах по различным шкалам.

Машинный контроль — это контроль знаний с помощью машин (ЭВМ, ПЭВМ и других контролирующих устройств). Преимущество машинного контроля в том, что машины беспристрастны. Вместе с тем машинный контроль не позволяет выявить типичные ошибки и затруднения обучающихся.

Аттестация — форма текущего и итогового контроля обучающихся. Например, проводятся аттестационные недели, в ходе которых в ведомостях выставляются результаты: «аттестован» или «не аттестован». При этом учитывается текущая успеваемость обучающихся и посещение занятий. Кроме тога, в конце курса обучения проводится государственная аттестация специально созданными Государственными аттестационными комиссиями (ГАК). Выпускники сдают государственный экзамен н защищают аттестационные работы (дипломные проекты» дипломные работы). Выпускникам, успешно прошедшим государствеашую аттестацию, выдают диплом государственного образца.

Урок

Основной формой обучения в учреждениях начального и среднего профессионального образования является урок.

Урок – это организационная форма обучения, при которой преподаватель в течение точно установленного времени руководит познавательной деятельностью обучающихся в группе. Каждый урок имеет обучающие, воспитывающие и развивающие цели и включает в себя в разных вариантах такие компоненты, как опрос, объяснение, закрепление, задание на дом.

Особенности: постоянство отведенного времени и состава учащихся, твердое расписание и место проведения, применение различных методов обучения.

Достоинствами урока являются его экономичность, четкие временные рамки, гибкость, возможность поглощать другие формы организации обучения (урок-лекция, урок-экскурсия и т.д.). В то же время урок несовершенен и имеет серьезные недостатки: он жестко регламентирован во времени, отличается консервативной структурой, осложняет реализацию индивидуального подхода к учащимся.

Требования к современному уроку:

1.Дидактические: четкое определение образовательных задач урока в целом; определение оптимального содержания урока; выбор наиболее рациональных средств и методов обучения, осуществление на уроке принципов и условий успешного обучения.

2.Воспитательные: постановка воспитательных задач; формирование у учащихся высших моральных качеств и эстетических вкусов; формирование у учащихся познавательных интересов, положительных мотивов учебно-познавательной деятельности.

3.Организационные: наличие продуманного типа урока; организационная четкость урока; подготовка и рациональное использование различных средств обучения.

В ходе урока решается целый комплекс обучающих, воспитательных и развивающих задач:

• формирование знаний, умений и навыков, составляющих содержание общего и профессионального образования;

• формирование отношения к самым различным сторонам жизни (обществу, труду, профессии, специальности, природе и т.д.), в результате чего развивается личностный потенциал учащихся;

• развитие особенностей, задатков, интересов, т.е. Психологических качеств учащихся.

Типы уроков выделяют на основе ведущих дидактических задач организации познавательного процесса учащихся. Виды уроков определяют на основе различий применяемых методов и простых форм.

Типы уроков:

- урок изучения нового материала (виды: лекция, семинар, киноурок, эвристическая беседа, самостоятельная работа);

-урок совершенствования знаний и умений (виды: устные и письменные упражнения, самостоятельная и лабораторно-практическая работы);

-урок обобщения и систематизации (виды: деловая игра, конференция, соревнования, проблемная дискуссия);

-комбинированный урок (решаются разнообразные дидактические задачи);

-урок проверки знаний и умений (виды: тестирование, письменный опрос, устный опрос, решение задач и упражнений, практикум);

-интегративный или бинарный урок (совмещение изучения учебных материалов двух или более учебный предметов).

В производственном обучении в качестве основной формы используется урок производственного обучения. Различают следуют типы уроков производственного обучения: вводный урок, урок упражнений в трудовых операциях и приемах, урок выполнения комплексных работ, контрольно-проверочный урок. Все большее распространение получают нестандартные уроки: бинарные, ролевые игры, конкурсы и т.д.