logo search
Специальные методики музыкально-певческого воспитания школьников

В.В. Емельянов. Фонопедический метод развития голоса13

Большую пользу в вокально-хоровой работе с детьми приносит использование фонопедических упражнений, разработанных В.В. Емельяновым. Фонопедический подход, имеющий, прежде всего, технологическую направленность, основан на критериях физиологической целесообразности, энергетической экономичности и акустической эффективности голосового аппарата в пении. Фонопедические упражнения являются подготовительными и вспомогательными по отношению к вокальной работе, они стимулируют мышцы, принимающие участие в голосообразовании.

Из существующих уровней голосовой активности (доречевом, речевом и певческом) певческий основан на сигналах доречевой коммуникации. «Голосовой аппарат – саморегулирующаяся система, в которой можно управлять только артикуляционной мускулатурой, а на все остальные компоненты можно воздействовать только косвенно, через создание оптимальных условий для действия механизма саморегуляции», - утверждает В. Емельянов.

Упражнения состоят из нескольких групп, в зависимости от поставленных задач:

- голосовые сигналы доречевой коммуникации: шип, сип, скрип, хрип, свист и т.д.;

- управление артикуляционной мускулатурой;

- произвольное управление регистрами;

- выработка певческого вибрато;

- интенсификация и регуляция фонационного выдоха;

- формирование механизма прикрытия.

Хоровые занятия с использованием данного метода позволяют расширить певческий диапазон, значительно увеличить силу и яркости звучания. Фонопедические упражнения влияют на насыщенность звука, оптимальность использования вибрато, полетность, певучесть звука. Они освобождают и раскрепощают певческое звучание и певческий процесс в целом.