Тема 10 . Суицид как форма девиантного поведения.
Суицид– акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания.
Суицидное поведение — это различные формы активности людей, направляемые представлениями о лишении себя жизни и служащие средством разрешения личностного кризиса в условиях конфликтной ситуации.
Проблема профилактики такого отклонения является одной из наиболее значимой. Данное поведение чаще всего связывают с представлениями о психологическом кризисе личности, под которым понимается острое эмоциональное состояние. Психологический кризис может возникнуть внезапно (под влиянием аффекта), но чаще душевная напряженность накапливается постепенно.
Наибольшей уязвимостью обладают люди с акцентуированными и психопатическими чертами характера. Дезадаптацию могут вызвать трудные жизненные ситуации, возрастные кризисы, недостаточная социальная и физическая зрелость личности.
Внутренние формы суицидного поведения:
- антивитальные представления (размышления об отсутствии ценностей в жизни);
- пассивные суицидальные мысли (отсутствие замысла);
- суицидальные замыслы (план, детали);
- суицидальные намерения (принятие решения на самоубийство) .
Внешние формы суицидного поведения
- суицидальные высказывания;
- суицидальные попытки, не закончившиеся смертью;
- завершенный суицид.
Число добровольных уходов из жизни возрастает как в периоды экономической нестабильности (кризис, безработица), так и в годы глубочайшего застоя. В течение последних пяти лет уровень самоубийств постоянно возрастал. В 1992 году — 22,5 случаев на 100 000 населения, в конце 1997 года — 40 случаев на 100 000, в 1999 году уже 50 случаев на 100 000.
В возрастной динамике резкий рост суицидов наблюдается после 13 лет. У подростков значительно чаще, чем среди взрослых наблюдается так называемый «эффект Вертера» - самоубийство под влиянием чьего-либо примера.
Суицидальное поведение может быть истинным, аффективным и демонстративно-шантажным.
Типы суицидного поведения.
Истинный суицид – осознанные действия, целью которых является желание лишить себя жизни. Серьезность и устойчивость намерения подтверждается выбором места, времени, активной предварительной подготовкой и т.п.
Аффективный суицид- действия, обусловленные необычно сильным аффектом, возникшим в результате внезапного острого психотравмирующего события. Такая ситуация не успевает подвергнуться сознательной личностной переработке.
Демонстративно-шантажное– сознательная манипуляция индивидом жизнеопасными действиями при сохранении для него высокой ценности собственной жизни, оказание психологического давления на окружающих значимых лиц, с целью изменения конфликтной ситуации в благоприятную сторону.
Вопросы для самоконтроля:
Раскройте понятие «суицидное поведение».
Какие существуют формы суицидного поведения?
Раскройте типы суицидного поведения.
- Национальный государственный университет
- Содержание
- Введение
- Раздел 1. Основы социальной педагогики
- Тема 1. Социальная педагогика как наука, методы педагогического исследования.
- Тема 2. История воникновения социальной педагогики.
- Тема 3. Принципы социальной педагогики.
- Раздел 2. Основы социально-педагогической деятельности.
- Тема 4. Средовая адаптация и становление личности.
- Тема 5. Акцентуация характера в подростковом возрасте.
- Тема 6. Девиации как социально-педагогическая проблема.
- Тема 7. Особенности отклоняющегося поведения несовершеннолетних, пути индивидуального подхода.
- Тема 8. Алкоголизм как форма девиантного поведения подростков.
- Причины и последствия детского алкоголизма.
- Тема 9. Наркомания как форма девиантного поведения.
- Тема 10 . Суицид как форма девиантного поведения.
- Тема 11. Агрессивное поведение подростков, роль спортивной деятельности в его коррекции
- Раздел 3. Социализация личности.
- Тема 12 соцализация личности. Факторы социализации.
- Тема: 13 социальная роль спорта в социализации личности.
- Тема14. Семья как основа социализации личности.
- Тема 15. Семейное воспитание, роль в физической социализации подростка.
- Семья как фактор физической социализации ребенка.
- Тема 16. Социально-педагогическая деятельность с семьей.
- Тема 17. Гуманистический подход в педагогической практике и спортивной деятельности.
- Сравнительный анализ педагогических ориентаций разного типа
- Литература:
- Семинар № 2. Диагностика в работе социального педагога, учителя физкультуры, тренера. Методы социально-педагогического-исследования.
- Литература
- Семинар №3 семейное воспитание как основа социализации личности.
- Литература:
- Семинар №4 система профессиональной подготовки социальных педагогов и критерии эффективности их работы.
- Литература
- Семинар № 5. Модели социализации учащейся молодежи, роль средств массовой информации.
- Литература:
- Семинар №6. Гуманистический подход в педагогической практике и спортивной деятельности.
- Литература:
- Словарь-справочник по социальной педагогике
- Литература
- Приложения
- Определение типов акцентуации характера.
- Опросник Басса-Дарки