Создание условий для обеспечения успешной адаптации детей при переходе из доу в начальную школу
Начальный период обучения в 1-м классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие его дальнейшие благополучное развитие, обучение и воспитание.
Всем известно, что, к сожалению, наблюдается рост числа детей с нарушениями психологического и психосоматического здоровья. Для них особенно важна правильная организация адаптационного периода при переходе из детского сада в начальную школу. Не менее важным является процесс адаптации для учителя, который, не зная своих учеников, не может успешно привлекать их к самоуправлению, индивидуально подходить к каждому из них, корректировать педагогический процесс относительно класса и отдельных ребят.
Одним из направлений деятельности Центра стало создание системы работы по адаптации дошкольников к условиям школьной жизни и профилактике дезадаптации учащихся.
Поскольку этот вопрос затрагивает интересы всех участников образовательного процесса - администрации ОУ, родителей будущих первоклассников, воспитателей детского сада, учителей начальных классов, педагогов-психологов, социальных педагогов, то при отделе образования создан Координационный совет. Цель его работы: создание условий для организации прочных долговременных связей между педагогами разных ступеней образования и координация работы по различным направлениям преемственности.
Создание условий для обеспечения успешной адаптации детей при переходе из ДОУ в начальную школу предполагает несколько этапов работы.
Одним из основных этапов является диагностика школьной зрелости.
Учеба, как самостоятельный вид деятельности, требует систематического напряжения, упорства, достаточной силы воли, предполагает определенный уровень психического развития. Поэтому возникает вопрос, в какой мере способен поступающий в школу ребенок учиться без затруднений? Ребенок, не достигший необходимого уровня развития, сталкивается в школе с массой трудностей и неудач, что может иметь отрицательные последствия. Проблема готовности становится все более значимой.
С этой целью, специалистами Центра скомплектован пакет диагностических материалов для определения уровня готовности к школьному обучению и разработана «карта преемственности», в которой отражаются основные физические и психологические параметры развития ребенка.
Ежегодно на базе Центра проходит обучающий семинар-практикум для воспитателей подготовительных групп по методике проведения диагностики готовности детей к школе и заполнению «карт преемственности» на каждого выпускника ДОУ. Данные диагностики обрабатываются специалистами Центра и дается заключение. Дети, которые не готовы к школе и не посещавшие ДОУ направляются с согласия родителей (законных представителей) на более углубленное обследование на ТПМПК, в ходе которого даются рекомендации по консультированию с узкими специалистами (психоневрологом, логопедом, дефектологом) до начала регулярного обучения и предложения о целесообразности обучения ребенка по той или иной коррекционной программе или временной отсрочки поступления в школу.
Затем, «карты преемственности» передаются учителям начальных классов. Совместно со специалистами Центра, за круглым столом, проводится качественный анализ результатов, даются рекомендации.
Детям со специальными образовательными потребностями специалистами Центра инициируется и оказывается содействие в организации условий развития, обучения и воспитания, целью которого является предупреждение и ликвидация пробелов в знаниях, коррекция устной и письменной речи, минимизация возможностей возникновения стрессов, развитие эмоциональной сферы и т.д.
В рамках данного направления работы, в начале учебного года на родительских собраниях подготовительных групп ДОУ города и района выступает педагог-психолог Центра, по вопросам готовности детей к школьному обучению.
Следующим этапом является организация на базе общеобразовательных учреждений «Школы будущих первоклассников». В нашем районе имеется положительный опыт организации таких школ. «Школа будущего первоклассника» задумана с тем, чтобы помочь детям, их семьям и ОУ лучше узнать друг друга, а значит сделать первые недели пребывания ребенка в школе более комфортными, сократить до минимума адаптационный период.
Это попытка преодолеть все еще существующий барьер между дошкольным и начальным образованием, и подготовить дошкольников к обучению именно в той школе, куда отдадут его учиться родители. Особенно актуальна школа будущего первоклассника для детей, которые не посещали ДОУ, школа оказывается для них первым образовательным институтом, с которым они сталкиваются в своей жизни. Многие из детей, получивших семейное воспитание, оказываются неготовыми к реальным условиям и требованиям школьного обучения.
Учебная программа занятий школы будущих первоклассников основана на формах, методах, видах деятельности детей, которые применяются в ДОУ. В то же время школа будущего первоклассника формирует у них более точное представление о школе и роли ученика в ней.
Важным этапом в создании условий для успешной адаптации является изучение социально-психологической адаптации детей.
Адаптация – это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.
Основными показателями благоприятной адаптации являются: формирование адекватного поведения, установление контакта с учащимися, учителями, овладение навыками учебной деятельности.
Традиционно, в октябре, специалистами Центра совместно с педагогами-психологами ОУ проводится диагностика, с целью изучения процесса адаптации первоклассников. Исследования показывают, что социально-психологическая адаптация детей к школе проходит по-разному. Большинство детей адаптируются в течение первых двух месяцев обучения (6-8 недель). Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, без видимого напряжения выполняют требования учителя. У второй группы период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается. Третья группа – дети, у которых период начала обучения в школе связан со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций.
По результатам диагностики адаптации первоклассников предоставляется анализ и даются рекомендации отдельным учащимся для учителей, родителей. Это могут быть предложения о проведении беседы с родителями, консультации с врачом, пожелания по развивающей работе педагога-психолога с ребенком.
В ряде школ нашего района практикуется такая форма работы по преемственности в работе ДОУ и начальной школой, как День открытых дверей, воспитатели посещают уроки, где обучаются их бывшие воспитанники, затем педагоги обмениваются информацией, делятся опытом, анализируют, что удалось, какие встречаются трудности, «находки», высказывают свои пожелания.
На муниципальном уровне уделяется достаточное внимание вопросам преемственности между ДОУ и начальной школой. Разрабатываются совместные планы для её реализации. Взаимопосещения занятий и уроков, совместные семинары и мероприятия позволяют воспитателям и учителям искать оптимальные решения вопросов преемственности и адаптивности. При участии Центра проводится мониторинг адаптации учащихся первых классов, диагностика успешности обучения и развития детей.
Центр стал необходимым компонентом в создании условий для обеспечения успешной адаптации детей при переходе из ДОУ в начальную школу.
О.С. Турта, А. Меттус
- Оглавление.
- Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка в образовательной среде
- Теоретическая модель становления профессионального сообщества специалистов системы сопровождения
- Психологический компонент методологической культуры современного учителя
- Психолого-педагогическое сопровождение развития личности в современных социокультурных условиях.
- Психологические аспекты развития и оценки универсальных учебных действий в процессе внедрения фгос.
- Организация психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения, как первичного звена психолого-медико-педагогического сопровождения
- Заседания пмПк образовательного учреждения.
- Индивидуальное обследование ребенка специалистами консилиума.
- 2. Коллегиальное обсуждение: определение образовательного маршрута и коррекционной помощи.
- 4. Согласование деятельности специалистов по коррекционно-развивающей работе.
- Реализация рекомендаций консилиума.
- 6. Оценка эффективности коррекционно-развивающей работы.
- Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение в дошкольном отделении гимназии
- Технология работа с портфолио дошкольника
- Создание условий для обеспечения успешной адаптации детей при переходе из доу в начальную школу
- Портрет современного выпускника школы и программы психолого-педагогического сопровождения старшеклассников как способ реализации фгос нового поколения
- Какой он - современный выпускник? Какими качествами должен обладать?
- Игра как способ достижения образовательных результатов в условиях введения фгос нового поколения: опыт реализации программ комплексного сопровождения учащихся гимназии
- Педагогическое сопровождение процессов становления и развития социокультурной идентичности субъектов оу.
- Концепция развивающей работы школьного психолога – помощь школьникам с проблемами в обучении
- Взаимодействие специалистов ппмс-сопровождения и родителей учащихся в образовательном процессе
- Сигнал о проблеме
- Поддержка и оказание обучающей помощи родителям детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (из опыта работы Родительского Клуба)
- Комплексное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- Проблемы педагогического сопровождения ребёнка в вопросах полового воспитания
- Диагностика включенности и эмоционального благополучия учащихся в образовательном процессе
- Взаимодействие сотрудников ппмс-центра с классными руководителями по результатам диагностики
- О роли просвещения родителей в вопросах сопровождения подростков в выборе образовательной стратегии и профессиональной карьеры
- Педагогическое сопровождение в вопросах профориентации подростков-спортсменов
- Активные формы работы с родителями
- Социальная и педагогическая интеграция. Проблемы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Проблемы образовательной интеграции
- Механизм реализации программы коррекционной работы с учащимися с ограниченными возможностями развития, обучающимися в условиях интегрированного/инклюзивного образования
- Организация работы Центральной психолого-медико-педагогической комиссии
- I Первичный уровень
- III Областной уровень
- Обращение на цпмпк.
- Запись ребенка на цпмпк.
- Задержка психического развития: Этиология. Клиника. Диагностика
- Биологические:
- Социально-психологические:
- Внимание.
- Восприятие.
- Память.
- Мышление.
- Мотивация.
- Психокоррекция в условиях сенсорной комнаты как элемент системы психологического сопровождения образовательного процесса в специальном (коррекционном) детском доме
- Методические рекомендации по логопедической диагностике
- 1. Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умственной отсталости.
- 2. Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости.
- 3. Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости
- Логопедическое заключение при обследовании школьников.
- 1 Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умственной отсталости.
- 2. Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости.
- 3. Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости.
- Школа равных возможностей: ппмс-сопровождение инклюзивного образования
- Опыт взаимодействия логопеда и учителя в рамках комплексного сопровождения учащихся с речевыми проблемами в условиях гимназии
- Профессиональное самоопределение обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья на основе трудового обучения и социально – трудового воспитания
- Особенности мотивационного компонента школьной зрелости детей с задержкой психического развития 6 -7 лет
- Список авторов.