Игра как способ достижения образовательных результатов в условиях введения фгос нового поколения: опыт реализации программ комплексного сопровождения учащихся гимназии
В самых разных системах обучения игре всегда отводилось и отводится особое место. И объясняется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Игра для него не просто интересное времяпрепровождение, а способ моделирования взрослого мира, его взаимоотношений, приобретение опыта общения и новых знаний.
С введением новых образовательных стандартов, с определением новых целей образования, предусматривающих достижение не только предметных, но и личностных и метапредметных результатов, ценность игры еще больше возрастает. Использование игры в образовательных целях в процессе реализации программ психолого-педагогического сопровождения позволяет развивать коммуникативные навыки, лидерские качества, формировать компетенции и учить ребенка учиться в эмоционально комфортных для него условиях и сообразно задачам возраста.
В младшем школьном возрасте основной вид деятельности – учеба, соответственно, игра может и должна быть направлена на освоение способов учебной деятельности, осознание и принятие новой для ребенка роли – ученика. Именно в начальной школе можно и нужно учить ребенка учиться, ставя перед собой главную задачу – привить любовь к школе и учебной деятельности. Обратимся к ФГОС начального общего образования второго поколения, в котором сформулированы личностные характеристики выпускника начальной школы.
Портрет выпускника начальной школы:
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Программы психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы «Учись учиться», «Остров Дружбы» и «Секреты успешной учебы» направлены на развитие перечисленных качеств. В процессе реализации программ широко используются игры: сюжетные, подражательные, дидактические. Для формирования каждого навыка педагог-психолог подбирает определенный вид игр. Например, чтобы развить у ученика начальной школы доброжелательность и коммуникативные навыки используются игры на сплочение, командное взаимодействие, подвижные игры с правилами. Любознательность и заинтересованность развивается с помощью обучающих игр: учебно-предметных и дидактических, которые позволяют осваивать новые знания в привлекательной для ребенка форме. Основным инструментом программ психолого-педагогического сопровождения в начальной школе, позволяющим развивать у ученика рефлексию, навыки самооценивания и самоконтроля, является портфолио. Для презентации портфолио можно использовать такие игры, как: «Угадай, кто автор?», «Что нового я узнал о своем однокласснике» и др.
В основной школе ведущим видом деятельности является общение. В то же время игра продолжает занимать для подростка важное место. Но подростка привлекает уже не сам процесс игры, а борьба за первенство, возможность поднять свой престиж в глазах сверстников. Задачи возраста хорошо согласуются с требованиями нового стандарта, ориентированного на становление личностных характеристик, которые содержатся в «портрете выпускника основной школы»:
Любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции.
Осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества.
Активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества.
Умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике.
Социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством.
Уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов.
Осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.
Ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Коллективные творческие и сюжетно-ролевые игры, используемые в процессе реализации программ сопровождения «Дружный класс. Без агрессии», «Город разных точек зрения», помогут ученику основной школы раскрыть свои способности и повысить авторитет среди сверстников. Умение устанавливать контакты и вести конструктивный диалог, уважать иные мнения, национальные убеждения и религиозные обычаи учащиеся приобретают с помощью игр-импровизаций, театрализаций, направленных на развитие коммуникативного и творческого потенциала в рамках программы «Воспитай в себе человека». Инструментом данной программы является личностное портфолио, в котором ученик фиксирует значимую для самовоспитания и саморазвития информацию.
Старшеклассников больше привлекают интеллектуальные и деловые игры. Примером программы психолого-педагогического сопровождения, в рамках которой широко используются игры для старшеклассников, может служить программа «Перемена», которая направлена на развитие различных навыков и компетенций.
Для каждой четверти предусмотрена определенная тематика. В начале года учеников необходимо настроить на учебную деятельность, поэтому в 1 четверти игровые перемены направлены на развитие критического мышления (логические загадки с элементами ТРИЗ). Такие загадки более известны под названием «Данетки». Смысл этих игр состоит в том, чтобы путем задавания вопросов, на которые ведущий может ответить «да» либо «нет», выяснить, что произошло в загаданной ситуации. Эти игры не только развивают мыслительные процессы, но и объединяют старшеклассников, что особенно важно в период адаптации при переходе на новую ступень обучения. Во 2 четверти используются ТРИЗ-задачки и игры, направленные на повышение творческих способностей. Такие игры позволяют развить творческие возможности и объединяют подростков, развивая их коммуникативные навыки: учат продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты. В середине и конце учебного года необходимо активизировать учащихся, поэтому развивающие перемены в 3 четверти предполагают проведение игр и упражнений на повышение мотивации к учебе. В 4 четверти проводятся перемены, включающие игры и упражнения на концентрацию внимания перед итоговой аттестацией; старшеклассники учатся способам преодоления предэкзаменационной тревожности, развивая стрессоустойчивость и уверенность в себе.
Таким образом, игра на всех этапах обучения позволяет учащимся приобретать новый опыт, развивать рефлексию, учит сопоставлять и анализировать свои действия, корректируя на основе этого анализа свое поведение. В игре детям и подросткам легче преодолеть собственные страхи, тревожность, неуверенность, поскольку моделируемая действительность управляется тем, кто ее моделирует. Игра способствует созданию учащимися своего особого мира: в этом мире есть свои правила, традиции, свой язык, секреты, тайны, особые отношения. В эмоционально-психологическом смысле наличие такого особого мира уравнивает взрослых и детей, что позволяет избежать социально-эмоциональных проблем и добиваться наилучших образовательных результатов.
И.В. Васютенкова
- Оглавление.
- Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка в образовательной среде
- Теоретическая модель становления профессионального сообщества специалистов системы сопровождения
- Психологический компонент методологической культуры современного учителя
- Психолого-педагогическое сопровождение развития личности в современных социокультурных условиях.
- Психологические аспекты развития и оценки универсальных учебных действий в процессе внедрения фгос.
- Организация психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения, как первичного звена психолого-медико-педагогического сопровождения
- Заседания пмПк образовательного учреждения.
- Индивидуальное обследование ребенка специалистами консилиума.
- 2. Коллегиальное обсуждение: определение образовательного маршрута и коррекционной помощи.
- 4. Согласование деятельности специалистов по коррекционно-развивающей работе.
- Реализация рекомендаций консилиума.
- 6. Оценка эффективности коррекционно-развивающей работы.
- Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение в дошкольном отделении гимназии
- Технология работа с портфолио дошкольника
- Создание условий для обеспечения успешной адаптации детей при переходе из доу в начальную школу
- Портрет современного выпускника школы и программы психолого-педагогического сопровождения старшеклассников как способ реализации фгос нового поколения
- Какой он - современный выпускник? Какими качествами должен обладать?
- Игра как способ достижения образовательных результатов в условиях введения фгос нового поколения: опыт реализации программ комплексного сопровождения учащихся гимназии
- Педагогическое сопровождение процессов становления и развития социокультурной идентичности субъектов оу.
- Концепция развивающей работы школьного психолога – помощь школьникам с проблемами в обучении
- Взаимодействие специалистов ппмс-сопровождения и родителей учащихся в образовательном процессе
- Сигнал о проблеме
- Поддержка и оказание обучающей помощи родителям детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (из опыта работы Родительского Клуба)
- Комплексное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- Проблемы педагогического сопровождения ребёнка в вопросах полового воспитания
- Диагностика включенности и эмоционального благополучия учащихся в образовательном процессе
- Взаимодействие сотрудников ппмс-центра с классными руководителями по результатам диагностики
- О роли просвещения родителей в вопросах сопровождения подростков в выборе образовательной стратегии и профессиональной карьеры
- Педагогическое сопровождение в вопросах профориентации подростков-спортсменов
- Активные формы работы с родителями
- Социальная и педагогическая интеграция. Проблемы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Проблемы образовательной интеграции
- Механизм реализации программы коррекционной работы с учащимися с ограниченными возможностями развития, обучающимися в условиях интегрированного/инклюзивного образования
- Организация работы Центральной психолого-медико-педагогической комиссии
- I Первичный уровень
- III Областной уровень
- Обращение на цпмпк.
- Запись ребенка на цпмпк.
- Задержка психического развития: Этиология. Клиника. Диагностика
- Биологические:
- Социально-психологические:
- Внимание.
- Восприятие.
- Память.
- Мышление.
- Мотивация.
- Психокоррекция в условиях сенсорной комнаты как элемент системы психологического сопровождения образовательного процесса в специальном (коррекционном) детском доме
- Методические рекомендации по логопедической диагностике
- 1. Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умственной отсталости.
- 2. Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости.
- 3. Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости
- Логопедическое заключение при обследовании школьников.
- 1 Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умственной отсталости.
- 2. Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости.
- 3. Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости.
- Школа равных возможностей: ппмс-сопровождение инклюзивного образования
- Опыт взаимодействия логопеда и учителя в рамках комплексного сопровождения учащихся с речевыми проблемами в условиях гимназии
- Профессиональное самоопределение обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья на основе трудового обучения и социально – трудового воспитания
- Особенности мотивационного компонента школьной зрелости детей с задержкой психического развития 6 -7 лет
- Список авторов.