1. Раскройте сущность и содержание основных законов, закономерностей и принципов обучения. Что такое обучение и каковы его признаки?
Закон - необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся отношения между явлениями в природе и обществе.
В.И. Андреев, Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, В. В. Краевский и др. выделяют следующие законы обучения:
Закон социальной обусловленности целей, содержания, форм и методов обучения. Социальный строй и общественно-экономические отношения оказывают определяющее влияние на основные элементы детерминирующих в школьной практике дидактических систем. Например, демократические процессы во время перестройки конца 1980-гг. обусловили появление в стране множества авторских школ и обучающих систем.
Закон взаимосвязи творческой самореализации ученика и образова-тельной среды.
Степень реализации творческого потенциала ученика зависит от усло-вий, средств и технологий, включаемых в обеспечение образовательного процесса. Выбор учеником целей обучения, открытое содержание образования, природосообразные технологии обучения, возможность индивидуальной траектории, темпа и форм обучения - эти условия повышают творческую самореализацию ученика.
Закон взаимосвязи обучения, воспитания, развития.
Он раскрывает соотношение между педагогическим руководством и развитием собственной активности обучающихся, между способами организации обучения и его результатами.
Закон обусловленности результатов обучения характером образовательной деятельности учащихся.
Результат обучения выражается образовательными продуктами ученика. От того, насколько активна, личностно-ориентированна и продуктивна организуемая деятельность ученика, зависит и ее результативность, ль шее влияние на результаты обучения оказывают применяемые технологии, формы и методы обучения.
Закон целостности и единства образовательного процесса .
Данный закон устанавливает необходимость внутреннего согласования собой всех элементов обучения в соотношении с соответствующими педагогическими и дидактическими компонентами образовательной системы.
Попытки отыскания и формулирования законов обучения продолжаются и сегодня. Это обусловлено тем, что одной из функций дидактики как является познание процесса обучения и установление лежащих в его закономерностей и законов. Под закономерностями обучения понимаются объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными частями, и компонентами процесса обучения.
Закономерности обучения выступают как проявление основных законов дидактики, находят свое конкретное выражение в дидактических принципах и вытекающих из них педагогических правилах.
Многие закономерности обнаруживаются эмпирическим путем как реультат рефлексивного анализа связей между ходом обучения и общест-венными процессами (внешние закономерности), а также между различными компонентами самого образовательного процесса (внутренние за-кономерности).
Например, продуктивность обучения зависит от общественных и экономических стимулов - это внешняя закономерность обучения; чем больше учитель учитывает цели ученика в организации занятий, тем боже активной и продуктивной оказывается его учебная деятельность -внутренняя закономерность.
Существуют также частные закономерности, которые относятся к отдельным сторонам обучения, например: методам преподавания и учения, проведению бесед, экскурсий, групповых и индивидуальных форм занятий, усвоению учениками материала.
Анализ закономерностей обучения, выявление описываемых в них связей между различными явлениями, позволяет формулировать ключевые принципы, необходимые для практической организации обучения в конкретных условиях учебного предмета, класса, школы.
Принципы обучения—это руководящие идеи, нормативные требования к организации и осуществлению образовательного процесса.
Система принципов строится на определенной методологической или мировоззренческой основе. Такой основой ЯЛ. Коменский считал принцип природосообразности, остальные принципы в его дидактике согласовывались с данным принципом.
КД. Ушинский к дидактическим принципам относил сознательность и активность обучения; наглядность; последовательность; прочность знаний и навыков.
Общепризнанными считаются следующие дидактические принципы: принцип духовно направленного на общечеловеческие ценности, научности, связи теории с практикой, систематичности и последовательности, доступности, наглядности, сознательности и активности, прочности, принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.
Принцип духовно направленного на общечеловеческие ценности. Он предполагает, что обучение направлено на цели всестороннего развития личности, на формирование не только знаний и умений, но и определен- ных нравственных и эстетических качеств, которые служат основой выбо- ра жизненных идеалов и социального поведения.
Принцип сознательности и активности Согласно этому принципу обучение эффективно тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности. Это выражается в том, что учащиеся осознают цели обучения, планируют и организуют свою работу, умеют себя проверять, проявляют интерес к знаниям, ставят проблемы и умеют искать их решения.
Активности и сознательности учащихся можно добиться, если:
опираться на интересы учащихся и одновременно формировать мо- тивы учения, среди которых на первом месте - познавательные интересы, профессиональные склонности;
включать учеников в решение проблемных ситуаций, в проблемное обучение в процессе поиска и решения научных и практических проблем;
использовать такие методы обучения, как дидактические игры, дис- куссии;
стимулировать коллективные формы работы, взаимодействие учени-ков в учении.
Принцип наглядности обучения.
Это один из старейших и важнейших в дидактике принципов. Он указывает на необходимость целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. Это «золотое правило» дидактики сформулировал Я.А. Коменский. В процессе обучения надо дать возможность наблюдать, измерять, проводить опыты, практически работать. Процесс усвоения новых знаний должен развиваться от конкретно-образного и наглядно-действенного мышления к абстрактному, словесно-логическому.
Принцип систематичности и последовательности.
Этот принцип предполагает преподавание и усвоение знаний в опрелённом порядке, системе. Он требует логического построения как содержания , так и процесса обучения.
Требования систематичности и последовательности в обучении наце-лено на сохранение преемственности содержательной и процессуальной сторон обучения, при которой каждый урок - это логическое продолжение предыдущего, как по содержанию изучаемого материала, так и по характеру, способам выполняемой учениками учебно-познавательной деятельности.
Принцип прочности.
Принцип требует, чтобы знания прочно закреплялись в памяти учеников, стали бы частью их сознания, основой привычек и поведения. Для прочного усвоения требуется сформировать позитивное отношение, интерес к изучаемому материалу.
Принцип научности.
Принцип требует, чтобы ученикам предлагались для усвоения установленные наукой знания. Начальное школьное образование направлено на усвоение только научных знаний. Научность обеспечивается прежде всего содержанием школьного образования; строгим соблюдением принципов его формирования; научность зависит о реализации учителями содержания; научность, действенность приобретенных знаний отражена в учебных планах и программах, реализуется в межпредметных связях.
Принцип связи теории с практикой.
Принцип предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении практических задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды. Для этого используется анализ примеров и ситуаций из реальной жизни, ознакомление учащихся с производством, общественными институтами, широко привлекается на уроках и внеклассных занятиях местный краеведческий материал и т.п. Учащихся необходимо подключать к общественно полезной деятельности в школе и за ее пределами.
Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.
Это означает, что учитель должен использовать самые разнообразные формы организации обучения: урок, экскурсии, практикумы, а также различные способы взаимодействия учащихся в учебном процессе: индивидуальную работу, работу в постоянных и сменных парах, в малых и больших группах.
Что такое обучение и каковы его признаки?
Обучение - это целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными ЗУН, развитию творческих способностей, мировоззрения, нравственно-эстетических взглядов и убеждений.
В современном понимании для процесса обучения характерные признаки: 1) двусторонний характер; 2) совместная деятельность педагогов и учащихся; 3) руководство со стороны педагога; 4) специальная планомерная организация и управление; 5) целостность и единство; 6) соответствие закономерностям возрастного развития учащихся; 7) управление развитием и воспитанием учащихся.
Процесс обучения состоит из двух взаимосвязанных процессов — преподавания (деятельность преподавателя) и учения (деятельность учащегося или коллектива учащихся).
Обучение невозможно без одновременной деятельности преподавателя и обучаемых, без их дидактического взаимодействия. Как бы активно ни стремился сообщать знания педагог, если при этом нет активной деятельности самих учащихся по усвоению знаний, если преподаватель не обеспечил положительную мотивацию и рациональную организацию такой деятельности, что процесс обучения практически не протекает, - дидактическое взаимодействие реально не функционирует. Поэтому в процессе обучения происходит не просто воздействие педагога на учащихся, а именно их взаимодействие, реализуется единство обучающих и личностных влияний педагога, внутреннего отражения, преломления этих влияний на учащихся, возникновение самостоятельных усилий обучающегося по овладению ЗУН, определенным и элементами воспитанности и развитости.
- Часть I. Общие основы педагогики
- 1. Что является объектом и предметом исследования науки педагогики и каковы ее функции? в каких случаях педагогика представляется как наука и в каких — как искусство?
- 2. Раскройте содержание следующих категорий педагогики: воспитание, перевоспитание, самовоспитание, образование, обучение
- 3. Какова система педагогических наук (общая структура и отрасли)?
- 4. Дайте общую характеристику методов педагогического исследования (теоретических, эмпирических и математических). В чем логика педагогического исследования?
- 5. Какова типология и каково многообразие современных образовательных учреждений?
- Часть II. Теория воспитания
- В чем сущность классических и современных концепций воспитания?
- 2. В чем сущность и содержание современных подходов воспитания учащихся (системный, деятельностный, личностно-ориентированный, философско-антропологический, синергетический)?
- 3. В чем сущность и содержание физического воспитания школьников? Каковы формы, методы и средства совершенствования физической и духовно здоровой личности?
- 4. В чем сущность формирования эстетической культуры школьников? Каковы содержание, формы, методы и средства эстетического воспитания учащихся в школе?
- Часть III. Дидактика
- 1. Раскройте сущность и содержание основных законов, закономерностей и принципов обучения. Что такое обучение и каковы его признаки?
- 2. Проанализируйте следующие дидактические концепции: традиционная, педоцентрическая, проблемное обучение, программированное обучение, развивающее обучение.
- 3. Раскройте сущность, содержание и пути реализации на практике основных функций обучения.
- 5.В чем сущность и содержание государственного образователь- ного стандарта?
- 6. Какова сущность происходящих в настоящее время инноваци- онных образовательных процессов? Какова структура инновацион- ных процессов в системе образовании?
- Часть IV. Педагогические технологии
- 1. Какие существуют педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся?
- 2. Какие существуют педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса?
- Особенности содержания технологии
- Концептуальные положения
- Особенности содержания
- Особенности методики
- Концептуальные положения
- Особенности методики
- Концептуальные положения
- Особенности организации
- Часть V. История педагогики и образования
- 2. Как развивалась педагогическая мысль в России после коре пых преобразований в экономической, .Политической, культурно жизни, осуществленных Петром I? Каковы были при этом школь реформы?
- Часть VI. Педагогическая диагностика
- 1. В чем сущность и функции педагогической диагностики? Каковы возможности педагогической диагностики в совершенствовании учебно-воспитательного процесса в школе?
- 2. Какова методика диагностического исследования процесса социального развития учащихся? Каковы особенности этой методики в работе с младшими школьниками?
- 3. В чем сущность и содержание работы классного руководителя по диагностике основных направлений выбора школьниками будущей профессии?
- 4.Какова методика диагностического исследования общего со- стояния учебного процесса в классе (школе)?
- Часть. VII. Управление педагогическими системами
- 1. В чем сущность и содержание педагогического менеджмента? Каковы государственно-общественные системы управления образованием в нашей стране?
- 2. Что такое педагогическая система? Каковы ее структурные компоненты.
- 3. В чем сущность и содержание педагогической культуры учителя и руководителей школы? Каковы основные компоненты этой культуры, как они формируются и практически реализуются?
- 4Обучающая функция.
- 4. Каковы общие критерии в оценке труда учителя? Какие существуют формы и методы подготовки учителя к аттестации и каков порядок ее проведения?
- Часть VIII. Коррекционная педагогика
- 1. Что такое «норма» и «отклонение» в физическом, психическом, интеллектуальном и моторном развитии человека? Как в настоящее время в школе исследуются учащиеся по этим показателям?
- ЧастьIx. Методика музыкального воспитания младших школьников
- Часть X. Методика преподавания изо в начальной школе
- 1. Какова методика проведения уроков рисования с натуры, по памяти и по представлению? Каковы особенности методики проведения уроков по изображению родной природы и предметов быта чувашского народа?
- Каковы особенности методики проведения уроков по изображению родной природы и предметов быта чувашского народа?
- 2. Какова методика проведения уроков декоративного рисования? Каковы особенности методики проведения уроков по изучению украшения одежды, изделий труда, жилища чувашей?
- Каковы особенности методики проведения уроков по изучению украшения одежды, изделий труда, жилища чувашей?
- 3. Какова методики проведения уроков тематического рисования? Каковы особенности методики проведения уроков по иллюстрированию сказок и других литературных произведений чувашского народа?
- Часть XI. Методика преподавания технологии в начальной школе
- 1. Дайте краткий анализ авторских программ по трудовому обучению младших школьников (трудовое обучение в.Г. Машинистова, школа мастеров т.М. I сроним ус, основы дизайн-образования н.М. Конышевой)
- 2. Каково должно быть оснащение класса-кабинета трудового обучения для учащихся начальных классов?
- 3. Какова методика преподавания технологии в начальной школе?