16.Понятие педагогического средства. Классификация средств обучения.
Функции и принципы применения ТСО.
Средства – материальные объекты, предметы, предназначенные непосредственно для организации и осуществления какой-либо деятельности.
Педагогические средства – материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющие функции развития учащихся, а также разнообразия деятельности: труд, игра, учение, общение, познание.
Средства обучения как компонент педагогического процесса оказывают непосредственное влияние на все остальные компоненты системы. Выбор того или иного средства обучения зависит от цели обучения, от содержания и методов его реализации. Появление новых средств повлечет изменение цели, содержания и т.д. Поэтому педагогические средства имеют самостоятельный статус наряду с целями, содержанием, методами, формами обучения, его результатом и рефлексией.
В качестве основания для классификации дидактических средств чаще всего используется чувственная модальность. В связи с этим выделяют следующие категории средств:
1) учебники, учебные пособия и другие печатные текстовые средства;
2) простые визуальные средства - оригинальные предметы, модели, картины, таблицы, диаграммы, графики, муляжи, карты;
3) механические визуальные средства - диски, эпидиаскоп, микроскоп, телескоп;
4) аудиальные средства - проигрыватели, магнитофоны, радиоприемники;
5) аудиовизуальные средства - телевизоры, кино- и видеокамеры, видеомагнитофоны, компьютеры;
6) средства, автоматизирующие процессы обучения, — тренажеры, компьютеры, лингафонное оборудование.
Учебник как текстовое средство обучения.
Текстовые средства обучения - важнейшие источники знаний для обучающихся. Основным средством и орудием организации познавательной деятельности является учебная книга. Главное требование к учебнику — целостность и обзорность содержания. Структурные элементы учебника — разделы, главы, параграфы — служат важнейшими средствами для раскрытия предметной и логической структуры и являются необходимым условием целостности восприятия дисциплины.
Визуальные средства обучения.
В качестве простых визуальных средств обучения выступают оригинальные предметы, модели, картины, диаграммы, графики, карты, традиционно называемые наглядными пособиями.
Наглядные средства обычно классифицируются как:
1) объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т. п.);
2) печатные пособия (картины, плакаты, портреты, графики, таблицы и т. п.).
Учебная коллекция — это набор предметов или веществ, подобранных по определенным признакам или характеристикам. Могут быть коллекции тканей, солей, минералов, полезных ископаемых, красок, пород деревьев и др.
Модели являются учебно-наглядными пособиями, искусственно воспроизводящими натуральные объекты и передающие их структуру, существенные свойства, связи и отношения, при этом допускается условность в передаче свойств оригинала уменьшение или увеличение размера, схематизация в передаче строения объектов, условность окраски и т.д. (резец, оборудование, инструменты, макет, модель двигателя).
Муляжами называются пособия, в которых натуральные объекты воспроизводятся с высокой степенью сходства.
Учебная таблица (плакат, схема, диаграмма, график и др.) — плоскостное материальное средство обучения, содержащее в наглядной и лаконичной форме информацию об изучаемых объектах и явлениях, их строении, свойствах.
Технические средства обучения.
Технические средства обучения (ТСО) — это носители учебной информации, для восприятия которой требуются специальные технические устройства (диа-, кино- и видеофильмы, компьютерные программы и т. д.). ТСО очень эффективны т.к. они воздействуют сразу на слуховой и зрительные каналы.
К ним относятся: механические визуальные, аудиальные и аудиовизуальные средства; различная проекционная и звуковоспроизводящая аппаратура (кинопроекторы, диапроекторы, графопроекторы, магнитофоны, видеомагнитофоны) и средства, автоматизирующие процесс обучения (тренажеры, лингафонные устройства, электронно-вычислительная техника).
Электронные и электронно-звуковые средства обучения в настоящее время являются наиболее распространенными. Исходные требования проектирования подобных средств обучения обусловлены спецификой предмета, дисциплины и своеобразием аудиовизуального пособия, проявляющимися в определенных учебных ситуациях.
Диапозитивы (слайды) способны охватывать широкий круг вопросов в зависимости от специфики изучаемого предмета. Изображения на диапозитиве хорошо воспринимаются, поскольку этому способствует яркое освещение и большие размеры экрана. Диапозитивы достаточно гибки в использовании, дают возможность изменять последовательность демонстрации или производить неполный показ.
Диафильмы — статические экранные средства обучения, предусматривающие определенную последовательность кадров. Дидактические свойства диафильмов реализуются при создании различных вариантов диафильмов: доминантной, иллюстративной, проблемной, инструктивной функций; путем фрагментарного построения либо целостно.
Тренажеры представляют особую группу технических средств. Они позволяют повысить эффективность формирования у учащихся производственных навыков: управления технологическими процессами, определения причин неисправности в технических объектах, выполнения и отработки сложных движений и т. д.
Функции применения ТСО
Первая функция ТCO-информационная
Вторая функция ТСО-организация познавательной деятельности учащихся и управление ею-реализуется в таких направлениях как: а)управление познавательной деятельностью; 2) организация контроля; в)организация корректировки учебного процесса;
Третья функция ТСО-воспитательная
Принципы применения ТСО
мотивированность использования ТСО
целенаправленность и функциональная определенность применения ТСО
органичность ТСО как составной части урока
тщательность проработки учебного материала после применения ТСО
системность в применении ТСО
Виды деятельности мастера профессионального обучения и его функции.
Педагогическая деятельность – вид социальной деятельности, направленный на передачу от старшего поколения к младшему накопленных знаний, опыта, культуры, а также создание условий для личностного развития обучаемых, их подготовки к выполнению определенных социальных ролей в обществе.
Профессионально – педагогическая деятельность – это интегрированная деятельность, включающая в себя психологический, педагогический и производственно-технологический компоненты.
Виды профессионально-педагогической деятельности:
Учебно-воспитательная – передача ЗУН, гражданское и профессиональное становление, честь
Учебно методическая – подготовка, обеспечение и анализ учебно – воспитательного процесса.
Организационно-управленческая-организация воспитательного процесса, практики обучающихся,выполнения планов, программ.
Производственно – техническая – разработка технической и технологической документации, выполнение производственных работ.
Функции мастер профессионального обучения
Педагогический цикл-отрезок времени в течение которого решается педагогическая задача.
Педагогическая фаза-часть воспитательного цикла, это признак по которому определяются переходы от одного состояния к другому.
Из педагогических фаз состоит структура педагогического цикла, а процесс решения педагогических задач идет по определенным циклам и фазам.
- 1.Определение педагогики как науки. Понятие объекта и предмета педагогики.
- 2. Связь педагогики с другими науками.Отрасли педагогики.
- 3. Основные педагогические категории и понятия. Специфические категории профессиональной педагогики.
- 4. Педагогические закономерности и методы исследования педагогике.
- 5. Понятие системы образования в России . Непрерывная
- 6. Закономерности профессиональной педагогике и методы исследования.
- Взаимосвязь педагогического и производственного процесса.
- 7.Развитие человека и роль педагогики в этом процессе. Внешние и внутренние
- 8. Понятие профессионально-педагогической деятельности,
- 9. Понятие целостного педагогического процесса. Компоненты
- 10. Понятие педагогической цели.Структура целей. Виды целей.
- 11.Понятие педагогического принципа. Общепедагогические принципы
- 14. Понятие педагогического метода. Классификация
- 15.Понятие педагогической формы. Классификация педагогических форм.
- 16.Понятие педагогического средства. Классификация средств обучения.
- 18.Понятие компетентности и компетенции мастера профессионального обучения.
- 19. Основные компоненты модели мастера профессионального обучения и их характеристика.
- 20. Понятие педагогической технологии. Педагогические технологии
- 21.Цели и задачи воспитания обучающейся молодежи на современном этапе.
- 22.Основные закономерности и принципы воспитания
- 23.Общая характеристика и классификация методов воспитания.
- 24.Понятие ученический коллектив. Формирование и развитие
- 25. Понятие педагогического проектирования. Объекты и