logo search
Шпаргалка по педагогике

4. В чем сущность формирования эстетической культуры школь­ников? Каковы содержание, формы, методы и средства эстетического воспитания учащихся в школе?

Формирование эстетической культуры — это процесс целенаправлен­ного развития способности личности к полноценному восприятию и пра­вильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. Он предусматривает выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений, обеспечивает удовлетворение от того, что является действительно эстетически ценным. Одновременно с этим у школьников воспитывается стремление и умение вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бороться против уродливого, безобразного, низменного, а также готовность к посильному. Художественные потенции человека, его эстетические возможности с наибольшей полнотой и последовательностью проявляются в искусстве. Порожденное человеческим трудом, искусство на определенном историческом этапе обособляется, отходит от матери­ального производства, становится специфическим видом деятельности, одной из форм общественного сознания.

Формирование эстетической культуры — это не только расширение художественного кругозора, увеличение числа прочитанных книг, увиден­ных кинофильмов, услышанных музыкальных произведений. Это органи­зация человеческих чувств, духовного роста личности, регулятор и коррек­тив поведения. Эстетическое освоение действительности человеком не ог­раничивается деятельностью в области искусства, в той или иной форме оно присутствует во всякой творческой деятельности. Другими словами, человек выступает художником не только тогда, когда он непосредственно создает произведения искусства, посвящает себя поэзии, живописи или му­зыке. Эстетическое начало заложено в самом человеческом труде, в дея­тельности человека, направленной на преобразование окружающей жизни и самого себя. Эстетическое отношение человека к действительности обя­зано своим происхождением его трудовой деятельности. Осознание и пе­реживание труда как игры физических и духовных сил, как явления воз­вышенного, облагораживающего, прекрасного составляют фундамент эс­тетического развития личности.

Есть своя эстетика в искренних, здоровых, человечных взаи­моотношениях между учащимися и учителями, между одноклассниками, между старшими и младшими школьниками. Примитивные, черствые, неискренние отношения между людьми в семье и школе глубоко ранят личность ребенка, оставляют след на всю жизнь. И наоборот, тонкие, диффе­ренцированные отношения педагогов к учащимся, справедливая требова­тельность делают уклад детской жизни школой воспитания в духе высокой эстетики и морали.

В обиход детской жизни важно вводить элементы эстетического оформления ближайшего окружения и быта. Улучшение жилищных усло­вий, повышение материального благосостояния, увеличение выпуска това­ров народного потребления существенно изменяют предметный мир и вещное окружение, которые не могут не участвовать в повышении уровня бытовой культуры.

В процессе формирования эстетической культуры учащихся важная роль принадлежит курсам биологии и географии, которые в значительной мере строятся на непосредственном изучении и наблюдении явлений природы. Во время экскурсий и прогулок у детей обостряется эстетическое видение ее красоты, развиваются воссоздающее воображение и образное мышление. Во время экскурсий ученики выполняют различные задания: наброски и зарисовки с натуры, фотографируют любимый уголок, нот материалы для коллекции, находят отмершие ветки, корни, суч­ки, наплывы на деревьях, используя их затем для поделок.

Важно обеспечить эстетическую направленность природоохранительной деятельности учащихся: проводить с ними фенологические наблюдения и опыты в уголке живой природы, на учебно-опытном школь­ном участке, организовать подкормку и охрану животных, охрану зеленых насаждений.

Развитие художественного вкуса поощряет школьников к эстетической деятельности, которая характеризуется определенными результатами и предполагает, что во время занятий искусством учащиеся претворяют в жизнь доступные им элементы прекрасного. Исполняя стихотворе­ние, рассказ или сказку, они как бы заново воссоздают предлагаемые авто­ром обстоятельства, оживляя их при помощи собственных мыслей, чувств и ассоциаций, т.е. передают слушающим эмоциональное состояние героя, обогащенное личным опытом. И как бы ни был мал и ограничен этот опыт, он все же придает исполнению учащегося свежесть и неповторимое свое­образие.

Основой музыкального воспитания в школе является хоровое пение, которое обеспечивает совместное переживание героических и лирических чувств, развивает музыкальный слух, память, чувство ритма, гармонию, певческие навыки, художественный вкус. Большое место в школе отводится прослушиванию музыкальных произведений в записи, а также ознаком­лению с основами музыкальной грамоты.

Одним из средств приобщения учащихся к художественной культуре является преподавание изобразительного искусства. Оно Призвано разви­вать у школьников художественное мышление, творческое воображение, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности. Это в свою очередь ставит задачу научить детей основам изо­бразительной грамоты, сформировать у них умение пользоваться вырази­тельными средствами рисунка, живописи, лепки, декоративно-прикладного искусства.

Большую роль в формировании эстетической культуры учащихся иг­рают кино-, видео- и телефильмы. Восприятие экранизированных произве­дений литературы и искусства нуждается в некотором педагогическом ру­ководстве. Важно научить школьников правильно смотреть и понимать фильмы. Огромной силой эстетическо-эмоционального воздействия об­ладает театр. Необходимо, разумеется, предварительно готовить учащихся к восприятию театрального искусства, но самое главное - создать условия, при которых дети были бы способны поддаться обаянию игры актеров.

Таким образом, эстетическое воспитание, являясь одним из компонентов целостного педагогического процесса, призвано сформировать у школьников стремление и умение строить свою жизнь по законам красоты.