6.3. Методика организации занятий по тематической композиции. Эстетическое восприятие как основное средство развития творческих способностей учащихся
К урокам тематического рисования относятся уроки, на которых дети занимаются композиционной деятельностью, т.е. сочиняют рисунки на заданные сюжеты, темы. По тематическому содержанию эти уроки можно подразделить на следующие виды:
рисование по памяти пейзажей, сцен из окружающей жизни («Осень в городе», «В лесу зимой», «Новостройки», «Спортивные соревнования», «На уроке труда», «Наш хор», и т.д.);
рисование по представлению сцен из истории страны, города и пр. («Куликовская битва», «В крестьянской избе» и пр.);
рисование по воображению фантастических композиций («Прилунение корабля», «Мы на Марсе», «Гости из космоса» и пр.);
иллюстрирование литературных произведений.
Уроки тематического рисования занимают особое, ведущее место в программе начальной школы. Это обосновывается спецификой детского изобразительного творчества. Дети любят рисовать свое видение, определение темы педагогом не сковывает композиционного разнообразия, как это происходит на уроках рисования с натуры. В старших классах, в связи с ростом значения обучения изобразительной грамоте, рисование на темы отступает на второй план, а рисование в натуры становится ведущим видом изодеятельности. Уроки тематического рисования требуют длительной подготовки, поэтому они занимают место итоговых уроков в тематическом блоке.
Значение уроков тематического рисования в художественном образовании и эстетическом воспитании:
Обучающее:
Дают представление о законах композиции.
Знакомят с жанровой композицией: исторической, мифологической, бытовой, пейзажем, натюрмортом, портретом.
Раскрывают понятие колорит и дают представление о чувственной выразительности цвета.
Знакомят с основными этапами работы художника над творческой композицией.
Закрепляет знания и умения, полученные на других уроках, на уроках рисования с натуры, декоративного рисования и уроках-беседах об искусстве.
Развивающее:
Развивают зрительную память, образное мышление и воображение.
Развивают творческие способности.
Формируют умение передавать свои мысли и чувства языком изобразительного искусства.
Формирует колористические чувства.
Развивают умение планировать работу над творческой композицией
Развивают умение давать оценку художественному произведению, рисунку товарища, собственной работе.
Воспитывающее:
Воспитывают интерес к изобразительному искусству и уважение к труду художника.
Совершенствуют умение и способности эстетического восприятия действительности.
Воспитывают самостоятельность и творческий подход к работе.
Способствуют воспитанию нравственных качеств личности в т.ч. патриотическое и интернациональное воспитание детей.
Воспитывают способность к сотрудничеству в ходе коллективной работы.
Тематическое рисование позволяет учителю определить уровень осознанности изученного материала, полученного на предыдущих уроках.
В работах учащихся, выполненных на уроках композиционной деятельности раскрывается их духовный мир, богатство зрительной памяти и уровень образного мышления, что позволяет учителю выделить одаренных детей, имеющих способности в изобразительной деятельности. Таким детям следует уделять большее внимание и предложить заниматься изобразительным искусством в школьном кружке или во внешкольных учреждениях.
Прежде чем рассмотреть структуру уроков тематического рисования, давайте представим себе ход работы художника над картиной. С чего начинается работа над художественным произведением? Как вы сами работаете над заданием по композиции, если исключить, что тема продиктована программой ВУЗа.
1. Впечатление от увиденного явления.
2. Разработка образа, сюжетной композиции.
3. Воплощение идеи в материале.
А в процессе обучения выстраиваются три вопроса: Что? Как? Чем? Если вы четко определите и сформулируете ответы на каждый из поставленных вопросов, вас, как педагога-художника, ждет успех на уроке тематического рисования.
Структура уроков рисования на темы.
1. Эмоциональный настрой на восприятие темы для творчества. Использование литературы, музыки, педагогической драматизации.
2. Вводная беседа (что?). Разбор темы предстоящей композиционной работы, ее смыслового содержания. В процессе разбора темы пополняется зрительная память учащихся. Здесь используются слайды и репродукции, как с действительности, так и с произведений художников, отвечающих по содержанию заданной теме. Для развития эмоционального отношения к изображаемому, следует подключить к анализу темы музыкальные произведения и художественное слово.
3. Анализ хода работы (как?). Анализируя ход работы, не следует останавливаться лишь на этапах работы: с чего начать и чем закончить. Здесь необходимо рассмотреть процесс композиционной деятельности.
Развивать у детей умение искать наиболее интересную, выразительную композицию (поиск может быть в младших классах “устный”, а в старших выражаться в композиционных зарисовках небольшого размера). Учитель раскрывает роль формата (горизонтали, вертикали в листе), выбора точки зрения (крупный план или высокий или низкий горизонт и т.д., размещение предметов на плоскости динамика, статика, пр.). Все эти проблемы, их анализ должны быть хорошо проиллюстрированы: репродукциями, схемами (таблицы или педрисунок) и детскими работами.
4. Анализ техники, языка и материала (чем?). Если материал ограничен учителем, то в начальных классах следует напомнить о технике, приемах и правилах работы с ним. В старших классах, где следует за авторами оставить право выбора изоматериала, как средства выражения идеи, необходимо привести примеры использования различных выразительных средств и материалов в решении темы урока.
5. Анализ задания. Задание-тема должно быть четко сформулировано и определено по времени исполнения, один или два урока. Должна быть определенной и задача на первый или последующий урок.
6. Самостоятельная работа учащихся. Во время самостоятельной работы учитель ведет индивидуальную работу с учащимися, нуждающимися в его помощи. Может появиться необходимость не только подсказки по компоновке листа, но и в помощи по рисованию какого-либо предмета или живого объекта. Учитель может помочь ученику, но зарисовку объекта можно делать только на нерабочем поле листа или вообще на другом листе, так, чтобы работа ученика была полностью самостоятельной.
7. Анализ детских работ и их оценка. Во время анализа работ детей необходимо развивать у учащихся умение давать оценку работе товарища.
Критерии оценки детской творческой тематической композиции (на заданную тему).
Раскрытие темы (полнота и глубина повествования).
Творческая самостоятельность в выборе сюжета, уровень самовыражения идеи сюжета.
Композиционное решение, как удачное выражение идеи, творческого замысла через композицию.
Владение изобразительной грамотой, уровень навыков работы выбранным изоматериалом.
Аккуратность и трудолюбие, в которых просматривается отношение детей к собственной работе. Уровень законченности работы.
Успех детей в тематическом рисовании во многом зависит от правильного планирования уроков в четверти. И так как творческий потенциал детей зависит от “насмотренности”, от богатства памяти, атак же и навыков работы, то урокам рисования на темы обязательно должна предшествовать большая подготовительная работа. Это могут быть уроки рисования с натуры, декоративного рисования и беседы по ИЗО. Например, тема народного праздника, только тогда будет посильна для детей, когда не будет у них трудностей с рисованием фигуры человека, пейзажа с постройками, когда у них будут знания о национальных костюмах, декоративно-прикладном искусстве народа. Таким образом, выстраивается целый блок уроков на тему “Сабантуй”:
1. Природа Башкирии. 2. Жилье башкир. 3. ДПИ Башкирии. 4. Зарисовка людей. 5. Изображение башкир в национальных костюмах. 6. Композиция “Сабантуй”.
Материалы ИЗО на уроках тематического рисования: акварель, гуашь, карандаш, цветной карандаш, тушь, перо, фломастер, цветные мелки, восковые мелки, гравюра на картоне, монотипия, аппликация, коллаж.
Практическая работа
Проведение фрагментов уроков в студенческой аудитории. Анализ фрагментов уроков.
Фрагмент урока проводится перед студентами всей группы на основе подготовленного ранее плана-конспекта по теме.
Фрагмент урока содержит основные этапы урока: объяснение нового материала, показ наглядных пособий и упражнений, способствующих овладению конкретными навыками по теме урока.
После проведенного фрагмента урока в группе студентов проводятся анализ и самоанализ под руководством преподавателя, разбираются различные педагогические ситуации.
Педагогические технологии обучения композиции на уроках изобразительного искусства. Деловая игра «Урок тематического рисования».
- Л.В. Неретина теория и методика обучения изобразительному искусству Методическое пособие
- Оглавление
- Раздел V. Учитель организатор и руководитель учебного процесса на уроках изо. Наглядность как средство активизации изодеятельности 72
- Раздел VI. Урок изобразительного искусства как основная форма управления художественно-познавательной и творческой деятельностью учащихся 80
- Раздел VII. Современные педагогических теорий и технологий в художественном образовании 99
- Раздел VIII. Внеклассная и внешкольная работа в области художественного образования 120
- Пояснительная записка
- Распределение часов курса по темам и видам работ
- Введение Место изобразительного искусства в системе общего развития и художественного воспитания школьников
- Раскрывает образовательную ценность (обучающее, развивающее и воспитывающее значение) изобразительного искусства в формировании личности
- Раздел I. Становление КонцепциЙ и научных школ современного художественного образования. Цели и задачи преподавания изо в школе
- 1.1. Истории становления художественного образования в России конец хiх-хх вв.
- 1.2. Концепции и научные школы художественного образования
- 1.3. Цели и задачи преподавания изо в школе. Сравнительный анализ примерных программ по изобразительному искусству в общеобразовательной школе
- И художественный труд»
- Тема 1. Анализ Федерального компонента государственного общего образования предметной области «Искусство»
- Тема 1. «Сравнительный анализ примерных программ по изобразительному искусству для общеобразовательных школ»
- Тема 2. «Учебно-методический комплекс к программам изо»
- Раздел II. Закономерности проявления творческих способностей школьников на уроках изобразительного искусства
- 2.1. Учет возрастных особенностей детей в обучении на уроках изобразительного искусства
- 2.2. Взаимосвязь основных направлений деятельности в процессе художественного творчества в области пластических искусств
- Тема 1. «Экспертиза детского рисунка»
- Раздел III. Разнообразие видов художественной деятельности по изобразительному искусству
- 3.1. Виды учебных занятий и разнообразие художественной деятельности на уроках изобразительного и декоративно-прикладного искусства
- Раздел IV. Обучения изобразительному искусству в школе Основы дидактических принципов и методов
- 4.1. Система дидактических принципов обучения изобразительному искусству в школе
- 4.2. Система методов и методических приемов развития учебной мотивации на уроках изобразительного искусства
- 4.3. Педагогический рисунок как наглядный метод обучения рисованию и прием развития изобразительного творчества учащихся
- Педагогический рисунок
- Педагогический рисунок. Стилизация природных форм.
- Педагогический рисунок. Композиционное построение. Стилизация форм.
- Раздел V. Учитель организатор и руководитель учебного процесса на уроках изо. Наглядность как средство активизации изодеятельности
- 5.1. Календарно-тематическое планирование занятий по изобразительному искусству на год
- Тема 1. Выполнить иллюстративный тематический план на учебный год на листе формата а3, в изобразительных материалах и техниках, соответствующих поурочным учебным заданиям плана.
- Тема 2. Написать пояснительную записку к разработанному тематическому плану на учебный год в соответствии с современными требованиями.
- 5.2. Кабинет изобразительного искусства в школе. Методический фонд кабинета. Требования к наглядным пособиям
- Раздел VI. Урок изобразительного искусства как основная форма управления художественно-познавательной и творческой деятельностью учащихся
- 6.1. Поурочное планирование уроков изо
- 6.2. Методика организации и проведения уроков рисования с натуры и по представлению
- 6.3. Методика организации занятий по тематической композиции. Эстетическое восприятие как основное средство развития творческих способностей учащихся
- 6.4. Методика организации и проведения уроков декоративно-прикладной деятельности и конструирования. Комплексный подход в преподавании народного декоративно-прикладного искусства
- 2 Вариант урока дпд.
- 6.5. Методика организации и проведения уроков эстетического восприятия действительности и искусства. Уроки-беседы по искусству
- Составление планов-конспектов по всем видам уроков изобразительного искусства
- Раздел VII. Современные педагогических теорий и технологий в художественном образовании
- 7.1. Современных педагогических теорий и технологий в художественном образовании
- 7.2. Интеграция искусств на уроках изобразительного искусства. Музыка и литература на уроке изо
- 7.2. Инновационная работа учителя изобразительного искусства. Национально-региональный компонент программ по изобразительному искусству
- 7.3. Организация коллективной деятельность на уроках изо
- Раздел VIII. Внеклассная и внешкольная работа в области художественного образования
- 8.1. Внеклассная и внешкольная работа в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Факультативы и кружки по изобразительному искусству
- 8.2. Особенности организации занятий по изобразительному искусству в школах с углубленным изучением изобразительного искусства
- 8.3. Основные методы научно-исследовательской работы в художественного образования (в методике преподавания изобразительного искусства)
- Форма итогового контроля
- Тестовые задания «Методика обучения изобразительному искусству в школе»
- 1 Вариант
- 2 Вариант
- 3 Вариант
- Порядок проведения государственного экзамена
- Экзаменационные вопросы к государственному экзамену
- Методические указания для курсовой работы
- Введение
- Теоретическое исследование
- Опытно-педагогическая работа
- Методические рекомендации кроме (или вместо) планов-конспектов занятий могут содержать:
- Заключение
- Рекомендуемые источники и литература (основная и дополнительная) Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Документы Министерства образования России
- Стандарт основного общего образования изобразительное искусство
- К практической работе «Составление тематического планирования к урокам изобразительного искусства
- Анализ урока
- Самоанализ урока
- Неретина Лидия Владимировна