logo
МЕТОДИКА ИЗО 2011

4.2. Система методов и методических приемов развития учебной мотивации на уроках изобразительного искусства

Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения и навыки в процессе художественного образования. Кроме дидактических принципов в методике обучения изобразительному искусству используются знания общих методов и приемов обучения

Педагогической основой всех методов является направленность на единство воспитательных, образовательных и творческих задач урока, развитие мыслительных и художественных способностей детей, их эмоциональной сферы, использование специфики предмета для развития образного мышления ребенка.

Эффективность учебной работы по предмету достигается при использовании разнообразных форм и методов (практических, наглядных и др.) обучения. Огромное значение имеет живой интерес к предмету самого учителя, его творческий подход к процессу обучения, вовлечение в этот процесс самих детей, умений наладить взаимопонимание с учащимися. Эффективность учебной работы достигается при непременном использовании общих и частных задач методики и использовании опыта других учителей, умения самосовершенствоваться, т.е. творчески подходить к своей работе.

Дидактические приемы работы отражены в известных методиках преподавания  и постоянном творческом поиске самого учителя.

Под методами обучения изобразительной деятельности и конструированию понимают систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания, определенного Программой «Изобразительного искусства».

Методы классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся. Это традиционные методы:

Методы классифицируются по соотношению деятельности учителя и учащихся. Они делятся на активные с преобладанием деятельности учащихся и пассивными с преобладанием деятельности учителя.

Методы классифицируются по месту в процессе обучения:

  1. изучения нового;

  2. повторение и закрепление пройденного атериала;

  3. закрепление и развитие навыков;

  4. проверка знаний и их оценка.

В последнее время разработана новая классификация методов. Авторами новой классификации являются: Лернер И.Я., Скаткин М.Н. она включает следующие методы обучения:

  1. Информативно – рецептивный. В информационно – рецептивный метод включаются следующие приемы: рассматривание, наблюдение, экскурсия, образец воспитателя, показ воспитателя;

  2. Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя: прием повтора, работа на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой.

  3. Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую – либо часть, а всю работу;

  4. Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком-либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно;

  5. Метод проблемного изложения, по мнению дидактов не может быть использован в обучении дошкольников и младших школьников: он применим только лишь для старших школьников.

Кроме этих общих педагогических методов и приемов существуют и специфические методы обучения в области искусства  это метод сравнения, метод игры и приемы плавного погружения в тему творчества, приемы использования музыки и литературы при восприятии произведений визуального искусства, метод коллективного творчества и приемы обобщения эстетических и художественных знаний и др.

Основные дидактические положения художественного воспитания по Б.П. Юсову, три основных метода приобщения детей изобразительной деятельности:

  1. Восприятие как основа художественно-образного мышления;

  2. Сравнение как основной прием активизации восприятия и мышления;

  3. Созидание как основной метод художественного воспитания и развития творческой личности.

Основные методы и приемы приобщения детей к изобразительному искусству (по Н.Н. Фоминой).

  1. Восприятие – основа зрительной памяти, образного мышления.

  2. Сравнение – основной путь организации сознательного восприятия, активизации мышления. Сравнение форм, цвета-колорита, языка изображения в живописи и графики и т.п.

  3. Сочетание восприятия изобразительного искусства с восприятие музыки и литературы – активизация образного мышления и творчества. От простейшего иллюстративного до интегративного характера.

  4. Игровые формы деятельности (метод игры):

  1. Метод плавного погружения в тему (разработка сценария урока):

  1. Упражнение – метод цель которого разгрузить творческую деятельность от ремесленчества, расковать образное мышление в период творчекой деятельности.

  2. Дифференциация задания (деление класса на группы для выполнения творческой работы);

  1. Коллективное и групповое творчество:

  1. Демонстрация детских работ, детская работа как объект для восприятия, самоанализ работы, защита проектов и т.п.

  2. Обобщение знаний учащихся, полученных в ходе цикла уроков.

  3. Практическая значимость результата работы, максимальное использование детских работ в эстетизации среды.

  4. Раскрытие связи искусства с жизнью, раскрытие преобразующей силы искусства.

Методы на уроках изобразительного искусства и художественного труда к программе под редакцией Б.М. Неменский

Целостность программы обеспечивают:

Есть целый ряд методов для активизации их творческого сознания:

  1. Свобода в системе ограничений, когда четкое выполнение практических задач, с одной стороны, и постоянная их сменяемость, с другой, формируют целеустремленность ребенка;

  2. Метод диалога, в котором учитель и ученик — собеседники — выясняют волнующие их обоих вопросы «зачем?» и «как?», и тогда восприятие искусства и слово органично претворяются в деятельность по созданию собственного художественного образа;

  3. Метод сравнений и ассоциаций метод коллективных, групповых и индивидуальных работ детей, развивающих в них чувство единения и ответственности.