4.2. Система методов и методических приемов развития учебной мотивации на уроках изобразительного искусства
Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения и навыки в процессе художественного образования. Кроме дидактических принципов в методике обучения изобразительному искусству используются знания общих методов и приемов обучения
Педагогической основой всех методов является направленность на единство воспитательных, образовательных и творческих задач урока, развитие мыслительных и художественных способностей детей, их эмоциональной сферы, использование специфики предмета для развития образного мышления ребенка.
Эффективность учебной работы по предмету достигается при использовании разнообразных форм и методов (практических, наглядных и др.) обучения. Огромное значение имеет живой интерес к предмету самого учителя, его творческий подход к процессу обучения, вовлечение в этот процесс самих детей, умений наладить взаимопонимание с учащимися. Эффективность учебной работы достигается при непременном использовании общих и частных задач методики и использовании опыта других учителей, умения самосовершенствоваться, т.е. творчески подходить к своей работе.
Дидактические приемы работы отражены в известных методиках преподавания и постоянном творческом поиске самого учителя.
Под методами обучения изобразительной деятельности и конструированию понимают систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания, определенного Программой «Изобразительного искусства».
Методы классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся. Это традиционные методы:
словесные – беседа, рассказ, лекция, работа с книгой;
наглядные – восприятие, наблюдения явлений в действительности или их изображение;
практические – репродуктивные упражнения, лабораторно-опытная и творческая работа.
Методы классифицируются по соотношению деятельности учителя и учащихся. Они делятся на активные с преобладанием деятельности учащихся и пассивными с преобладанием деятельности учителя.
Методы классифицируются по месту в процессе обучения:
изучения нового;
повторение и закрепление пройденного атериала;
закрепление и развитие навыков;
проверка знаний и их оценка.
В последнее время разработана новая классификация методов. Авторами новой классификации являются: Лернер И.Я., Скаткин М.Н. она включает следующие методы обучения:
Информативно – рецептивный. В информационно – рецептивный метод включаются следующие приемы: рассматривание, наблюдение, экскурсия, образец воспитателя, показ воспитателя;
Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя: прием повтора, работа на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой.
Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую – либо часть, а всю работу;
Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком-либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно;
Метод проблемного изложения, по мнению дидактов не может быть использован в обучении дошкольников и младших школьников: он применим только лишь для старших школьников.
Кроме этих общих педагогических методов и приемов существуют и специфические методы обучения в области искусства это метод сравнения, метод игры и приемы плавного погружения в тему творчества, приемы использования музыки и литературы при восприятии произведений визуального искусства, метод коллективного творчества и приемы обобщения эстетических и художественных знаний и др.
Основные дидактические положения художественного воспитания по Б.П. Юсову, три основных метода приобщения детей изобразительной деятельности:
Восприятие как основа художественно-образного мышления;
Сравнение как основной прием активизации восприятия и мышления;
Созидание как основной метод художественного воспитания и развития творческой личности.
Основные методы и приемы приобщения детей к изобразительному искусству (по Н.Н. Фоминой).
Восприятие – основа зрительной памяти, образного мышления.
Сравнение – основной путь организации сознательного восприятия, активизации мышления. Сравнение форм, цвета-колорита, языка изображения в живописи и графики и т.п.
Сочетание восприятия изобразительного искусства с восприятие музыки и литературы – активизация образного мышления и творчества. От простейшего иллюстративного до интегративного характера.
Игровые формы деятельности (метод игры):
уподобление – создание ситуации когда дети уподобляются кому-либо мастеру, художнику, зрителю (деловые игры), сказочному герою, ветру, морозу (фантастические игровые ситуации);
драматизация – организация игры по сценарию, основанному на принципах драматургии: завязка, кульминация и итог. В ходе драматической игры, мини-спектакля дети призваны играть те или иные роли, в ходе драмы решаются творческие проблемы и выполняются варианты их решения. (Как вернуть потерянные узоры бабочке? как сложить собачку?). Включение в мини-спектакль кукол и динамических пособий.
Метод плавного погружения в тему (разработка сценария урока):
эмоциональный настрой класса – «увертюра», настрой на восприятие темы: зрительный ряд, музыкальный ряд, литературный ряд, эмоциональный рассказ, сказка…
восприятие – активизация мышления через сравнение. Опора на зрительный опыт, анализ произведения с эмоционально-эстетической оценкой…
изучение образного языка, поиск средств изображения…
самостоятельная работа – творчество.
Упражнение – метод цель которого разгрузить творческую деятельность от ремесленчества, расковать образное мышление в период творчекой деятельности.
Дифференциация задания (деление класса на группы для выполнения творческой работы);
вариативность задания с целью последующего сравнения (добро – зло, живопись – графика, перо кисть);
сочетание индивидуального и группового задания.
Коллективное и групповое творчество:
индивидуальный процесс, из результатов которого слагается коллективное произведение;
коллективный процесс работы над произведением.
Демонстрация детских работ, детская работа как объект для восприятия, самоанализ работы, защита проектов и т.п.
Обобщение знаний учащихся, полученных в ходе цикла уроков.
Практическая значимость результата работы, максимальное использование детских работ в эстетизации среды.
Раскрытие связи искусства с жизнью, раскрытие преобразующей силы искусства.
Методы на уроках изобразительного искусства и художественного труда к программе под редакцией Б.М. Неменский
Целостность программы обеспечивают:
метод поэтапных открытий через вычленение тем каждого урока и неповторимости их;
метод единства восприятия и созидания, когда все виды деятельно сти на уроке направлены на эмоциональное переживание художественного образа;
обобщающие уроки в конце четверти, позволяющие перевести ее тематику на новый уровень осознания;
метод широких ассоциаций, опирающийся на культуру и такт учителя, на личностное восприятие детьми искусства.
Есть целый ряд методов для активизации их творческого сознания:
Свобода в системе ограничений, когда четкое выполнение практических задач, с одной стороны, и постоянная их сменяемость, с другой, формируют целеустремленность ребенка;
Метод диалога, в котором учитель и ученик — собеседники — выясняют волнующие их обоих вопросы «зачем?» и «как?», и тогда восприятие искусства и слово органично претворяются в деятельность по созданию собственного художественного образа;
Метод сравнений и ассоциаций метод коллективных, групповых и индивидуальных работ детей, развивающих в них чувство единения и ответственности.
- Л.В. Неретина теория и методика обучения изобразительному искусству Методическое пособие
- Оглавление
- Раздел V. Учитель организатор и руководитель учебного процесса на уроках изо. Наглядность как средство активизации изодеятельности 72
- Раздел VI. Урок изобразительного искусства как основная форма управления художественно-познавательной и творческой деятельностью учащихся 80
- Раздел VII. Современные педагогических теорий и технологий в художественном образовании 99
- Раздел VIII. Внеклассная и внешкольная работа в области художественного образования 120
- Пояснительная записка
- Распределение часов курса по темам и видам работ
- Введение Место изобразительного искусства в системе общего развития и художественного воспитания школьников
- Раскрывает образовательную ценность (обучающее, развивающее и воспитывающее значение) изобразительного искусства в формировании личности
- Раздел I. Становление КонцепциЙ и научных школ современного художественного образования. Цели и задачи преподавания изо в школе
- 1.1. Истории становления художественного образования в России конец хiх-хх вв.
- 1.2. Концепции и научные школы художественного образования
- 1.3. Цели и задачи преподавания изо в школе. Сравнительный анализ примерных программ по изобразительному искусству в общеобразовательной школе
- И художественный труд»
- Тема 1. Анализ Федерального компонента государственного общего образования предметной области «Искусство»
- Тема 1. «Сравнительный анализ примерных программ по изобразительному искусству для общеобразовательных школ»
- Тема 2. «Учебно-методический комплекс к программам изо»
- Раздел II. Закономерности проявления творческих способностей школьников на уроках изобразительного искусства
- 2.1. Учет возрастных особенностей детей в обучении на уроках изобразительного искусства
- 2.2. Взаимосвязь основных направлений деятельности в процессе художественного творчества в области пластических искусств
- Тема 1. «Экспертиза детского рисунка»
- Раздел III. Разнообразие видов художественной деятельности по изобразительному искусству
- 3.1. Виды учебных занятий и разнообразие художественной деятельности на уроках изобразительного и декоративно-прикладного искусства
- Раздел IV. Обучения изобразительному искусству в школе Основы дидактических принципов и методов
- 4.1. Система дидактических принципов обучения изобразительному искусству в школе
- 4.2. Система методов и методических приемов развития учебной мотивации на уроках изобразительного искусства
- 4.3. Педагогический рисунок как наглядный метод обучения рисованию и прием развития изобразительного творчества учащихся
- Педагогический рисунок
- Педагогический рисунок. Стилизация природных форм.
- Педагогический рисунок. Композиционное построение. Стилизация форм.
- Раздел V. Учитель организатор и руководитель учебного процесса на уроках изо. Наглядность как средство активизации изодеятельности
- 5.1. Календарно-тематическое планирование занятий по изобразительному искусству на год
- Тема 1. Выполнить иллюстративный тематический план на учебный год на листе формата а3, в изобразительных материалах и техниках, соответствующих поурочным учебным заданиям плана.
- Тема 2. Написать пояснительную записку к разработанному тематическому плану на учебный год в соответствии с современными требованиями.
- 5.2. Кабинет изобразительного искусства в школе. Методический фонд кабинета. Требования к наглядным пособиям
- Раздел VI. Урок изобразительного искусства как основная форма управления художественно-познавательной и творческой деятельностью учащихся
- 6.1. Поурочное планирование уроков изо
- 6.2. Методика организации и проведения уроков рисования с натуры и по представлению
- 6.3. Методика организации занятий по тематической композиции. Эстетическое восприятие как основное средство развития творческих способностей учащихся
- 6.4. Методика организации и проведения уроков декоративно-прикладной деятельности и конструирования. Комплексный подход в преподавании народного декоративно-прикладного искусства
- 2 Вариант урока дпд.
- 6.5. Методика организации и проведения уроков эстетического восприятия действительности и искусства. Уроки-беседы по искусству
- Составление планов-конспектов по всем видам уроков изобразительного искусства
- Раздел VII. Современные педагогических теорий и технологий в художественном образовании
- 7.1. Современных педагогических теорий и технологий в художественном образовании
- 7.2. Интеграция искусств на уроках изобразительного искусства. Музыка и литература на уроке изо
- 7.2. Инновационная работа учителя изобразительного искусства. Национально-региональный компонент программ по изобразительному искусству
- 7.3. Организация коллективной деятельность на уроках изо
- Раздел VIII. Внеклассная и внешкольная работа в области художественного образования
- 8.1. Внеклассная и внешкольная работа в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Факультативы и кружки по изобразительному искусству
- 8.2. Особенности организации занятий по изобразительному искусству в школах с углубленным изучением изобразительного искусства
- 8.3. Основные методы научно-исследовательской работы в художественного образования (в методике преподавания изобразительного искусства)
- Форма итогового контроля
- Тестовые задания «Методика обучения изобразительному искусству в школе»
- 1 Вариант
- 2 Вариант
- 3 Вариант
- Порядок проведения государственного экзамена
- Экзаменационные вопросы к государственному экзамену
- Методические указания для курсовой работы
- Введение
- Теоретическое исследование
- Опытно-педагогическая работа
- Методические рекомендации кроме (или вместо) планов-конспектов занятий могут содержать:
- Заключение
- Рекомендуемые источники и литература (основная и дополнительная) Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Документы Министерства образования России
- Стандарт основного общего образования изобразительное искусство
- К практической работе «Составление тематического планирования к урокам изобразительного искусства
- Анализ урока
- Самоанализ урока
- Неретина Лидия Владимировна