8.1. Внеклассная и внешкольная работа в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Факультативы и кружки по изобразительному искусству
Помимо урочных занятий по ИЗО, ученики занимаются во внеурочное время любимым делом или в школе или вне ее. Такую работу педагога-художника называют внеклассной (внеурочной) и внешкольной.
Внеклассная работа выполняется учителем ИЗО в рамках эстетического воспитания учащихся в той школе, в которой ведет основные занятия. Внеклассная работа имеет еще одно название, ее называют внеурочной, т.к. эта работа выполняется учителем вне расписания уроков Основной целью внеклассной работы является привлечение большего числа детей к изобразительному творчеству, воспитание интереса детей к искусству.
Внеклассная форма работы имеет множество форм проявления. Некоторые из этих форм могут быть тесно связаны с уроками ИЗО и программой обучения ИЗО на уроках. Другие – не имеют этой связи.
Наиболее распространенными формами внеклассной работы являются:
Кружки ИЗО;
Лектории по искусству, экскурсии, беседы, доклады;
Просмотры кино- и видеофильмы;
Конкурсы на лучший рисунок (на определенную тему), выставки детских рисунков по итогам работы за год или четверть;
Конкурс коллективных детских рисунков на асфальте;
Конкурс стенных газет;
«Час веселых состязаний», организация малых «Третьяковок»;
вечера-концерты и др.
Внеклассная работа преследует в основном те же цели и задачи, что и учебные занятия, но она помогает решать эти задачи шире и глубже, с привлечением нового материала, в более серьезной форме, с опорой на активный и сознательный интерес учащихся, на их творческую инициативу. Она воспитывает культуру мышления и эстетических суждений, целеустремленность, самоконтроль, чувство ответственности за порученное дело, здесь глубже и ярче проявляются индивидуальные склонности и способности.
Внеурочную работу с детьми можно условно разделить на три группы:
индивидуальная работа учащихся с периодической консультацией у учителя;
групповая работа (кружки, студии, клубы и другие объединения учащихся);
массовая работа (организация тематических вечеров, лекториев, экскурсии на предприятия, и в музеи).
Руководящая роль учителя сохраняется и во внеклассных занятиях. Педагог следит за работой учащихся, их общим развитием, направляет эту работу. Учитель ИЗО проводит эстетическое воспитание детей средствами изобразительного искусства.
Для успешного руководства внеклассной работой необходимо составить план всех мероприятий, наметить их тематику. Это согласовывается с классным руководителем, с учащимися. Учитывается общешкольный план внеклассной работы, возрастные особенности детей, их интересы. Форма и характер плана могут быть самыми разнообразными: табельная, иллюстрированная, комбинированная.
Наиболее популярны среди детей кружки по ИЗО.
Кружок – это добровольное объединение учащихся. Занятия носят преимущественно практический характер. Кружок по ИЗО может быть разновозрастным, т.е. в кружок могут ходить дети 1, 2, 3 классов, так как они относятся к одной возрастной группе – младший школьник. Ведущим занятием в таком кружке должны быть рисование на темы и иллюстрирование, а материалами ИЗО – краски, цветная бумага (аппликация), ткань (коллаж).
В подростковых классах наиболее популярными видами деятельности являются графика и декоративно-прикладные виды деятельности. Такие кружки могут объединять как младших, так и старших подростков, причем последние с большим удовольствием оказывают помощь младшим товарищам.
Успех работы кружка зависит от увлеченности учителя, методического и дидактического обеспечения, от регулярности занятий, сочетания образовательных и воспитательных задач.
Студии позволяют экспериментировать в области обработки разных материалов. Клубы любителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства объединяют несколько секций или кружков.
Экскурсии проводятся с целью показать явления, которые не могут быть показаны в классе. При организации экскурсий учитываются: темы, объем, время, возрастные особенности детей. До и после экскурсии проводятся подготовительная и итоговая беседы или выставка детских работ с целью обобщения и закрепления знаний.
Просмотр кино- и видеоматериалов позволяет рассмотреть многие проблемы более подробно. При этом обязательно проведение предварительной и итоговой бесед.
Факультативные занятия в школе введены для развития индивидуальных способностей учащихся старших классов, проявляющих интерес к тому или иному учебному предмету, для расширения и углубления знаний и навыков, полученных на обязательных занятиях. Факультативные занятия позволяют детям проявить самостоятельность в овладении научно-теоретическим материалом и практической творческой работе. Работа факультатива может проводиться либо по искусствоведческому направлению, либо с практической направленностью. Факультативные занятия в отличие от кружковых занятий стоят в расписании и являются обязательными для учащихся, записавшихся на факультатив. Отметка о прохождении учеником факультатива заносится в аттестат зрелости. Программы факультатива разработаны и утверждены МО РФ. Есть точный перечень факультативов по группе пластических искусств.
Организация праздников, тематических вечеров позволяют проводить эстетическое воспитание, используя интеграцию искусств (ИЗО, литература, музыка, танец).
- Л.В. Неретина теория и методика обучения изобразительному искусству Методическое пособие
- Оглавление
- Раздел V. Учитель организатор и руководитель учебного процесса на уроках изо. Наглядность как средство активизации изодеятельности 72
- Раздел VI. Урок изобразительного искусства как основная форма управления художественно-познавательной и творческой деятельностью учащихся 80
- Раздел VII. Современные педагогических теорий и технологий в художественном образовании 99
- Раздел VIII. Внеклассная и внешкольная работа в области художественного образования 120
- Пояснительная записка
- Распределение часов курса по темам и видам работ
- Введение Место изобразительного искусства в системе общего развития и художественного воспитания школьников
- Раскрывает образовательную ценность (обучающее, развивающее и воспитывающее значение) изобразительного искусства в формировании личности
- Раздел I. Становление КонцепциЙ и научных школ современного художественного образования. Цели и задачи преподавания изо в школе
- 1.1. Истории становления художественного образования в России конец хiх-хх вв.
- 1.2. Концепции и научные школы художественного образования
- 1.3. Цели и задачи преподавания изо в школе. Сравнительный анализ примерных программ по изобразительному искусству в общеобразовательной школе
- И художественный труд»
- Тема 1. Анализ Федерального компонента государственного общего образования предметной области «Искусство»
- Тема 1. «Сравнительный анализ примерных программ по изобразительному искусству для общеобразовательных школ»
- Тема 2. «Учебно-методический комплекс к программам изо»
- Раздел II. Закономерности проявления творческих способностей школьников на уроках изобразительного искусства
- 2.1. Учет возрастных особенностей детей в обучении на уроках изобразительного искусства
- 2.2. Взаимосвязь основных направлений деятельности в процессе художественного творчества в области пластических искусств
- Тема 1. «Экспертиза детского рисунка»
- Раздел III. Разнообразие видов художественной деятельности по изобразительному искусству
- 3.1. Виды учебных занятий и разнообразие художественной деятельности на уроках изобразительного и декоративно-прикладного искусства
- Раздел IV. Обучения изобразительному искусству в школе Основы дидактических принципов и методов
- 4.1. Система дидактических принципов обучения изобразительному искусству в школе
- 4.2. Система методов и методических приемов развития учебной мотивации на уроках изобразительного искусства
- 4.3. Педагогический рисунок как наглядный метод обучения рисованию и прием развития изобразительного творчества учащихся
- Педагогический рисунок
- Педагогический рисунок. Стилизация природных форм.
- Педагогический рисунок. Композиционное построение. Стилизация форм.
- Раздел V. Учитель организатор и руководитель учебного процесса на уроках изо. Наглядность как средство активизации изодеятельности
- 5.1. Календарно-тематическое планирование занятий по изобразительному искусству на год
- Тема 1. Выполнить иллюстративный тематический план на учебный год на листе формата а3, в изобразительных материалах и техниках, соответствующих поурочным учебным заданиям плана.
- Тема 2. Написать пояснительную записку к разработанному тематическому плану на учебный год в соответствии с современными требованиями.
- 5.2. Кабинет изобразительного искусства в школе. Методический фонд кабинета. Требования к наглядным пособиям
- Раздел VI. Урок изобразительного искусства как основная форма управления художественно-познавательной и творческой деятельностью учащихся
- 6.1. Поурочное планирование уроков изо
- 6.2. Методика организации и проведения уроков рисования с натуры и по представлению
- 6.3. Методика организации занятий по тематической композиции. Эстетическое восприятие как основное средство развития творческих способностей учащихся
- 6.4. Методика организации и проведения уроков декоративно-прикладной деятельности и конструирования. Комплексный подход в преподавании народного декоративно-прикладного искусства
- 2 Вариант урока дпд.
- 6.5. Методика организации и проведения уроков эстетического восприятия действительности и искусства. Уроки-беседы по искусству
- Составление планов-конспектов по всем видам уроков изобразительного искусства
- Раздел VII. Современные педагогических теорий и технологий в художественном образовании
- 7.1. Современных педагогических теорий и технологий в художественном образовании
- 7.2. Интеграция искусств на уроках изобразительного искусства. Музыка и литература на уроке изо
- 7.2. Инновационная работа учителя изобразительного искусства. Национально-региональный компонент программ по изобразительному искусству
- 7.3. Организация коллективной деятельность на уроках изо
- Раздел VIII. Внеклассная и внешкольная работа в области художественного образования
- 8.1. Внеклассная и внешкольная работа в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Факультативы и кружки по изобразительному искусству
- 8.2. Особенности организации занятий по изобразительному искусству в школах с углубленным изучением изобразительного искусства
- 8.3. Основные методы научно-исследовательской работы в художественного образования (в методике преподавания изобразительного искусства)
- Форма итогового контроля
- Тестовые задания «Методика обучения изобразительному искусству в школе»
- 1 Вариант
- 2 Вариант
- 3 Вариант
- Порядок проведения государственного экзамена
- Экзаменационные вопросы к государственному экзамену
- Методические указания для курсовой работы
- Введение
- Теоретическое исследование
- Опытно-педагогическая работа
- Методические рекомендации кроме (или вместо) планов-конспектов занятий могут содержать:
- Заключение
- Рекомендуемые источники и литература (основная и дополнительная) Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Документы Министерства образования России
- Стандарт основного общего образования изобразительное искусство
- К практической работе «Составление тематического планирования к урокам изобразительного искусства
- Анализ урока
- Самоанализ урока
- Неретина Лидия Владимировна