1.2. Концепции и научные школы художественного образования
Художественное образование – это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства. Концепция художественного образования в Российской Федерации (далее – Концепция) опирается на основополагающий государственный документ – «Национальную доктрину образования в Российской Федерации», который устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяет стратегию и направления развития системы образования в России на период до 2025 года.
Концепция отражает волю государства в реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина России в области культуры и искусства, определяет стратегические направления государственной политики в этой сфере, указывает на перспективы развития художественного образования в единстве целей, задач и путей их достижения:
право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям;
свободу литературного и художественного видов творчества, преподавания, охрану интеллектуальной собственности;
обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Система художественного образования включает эстетическое воспитание, общее художественное образование и профессиональное художественное образование. Реализация программ художественного образования осуществляется во всех типах и видах образовательных учреждений: детских садах, общеобразовательных школах, учреждениях среднего профессионального, высшего и послевузовского профессионального образования, во всех учреждениях дополнительного образования, в том числе и детских школах искусств. Важную роль в художественном образовании играют учреждения культуры и искусства.
Современная концепция государственных стандартов общего образования сохраняет многие идеи, реализованные с различной степенью полноты в предшествующих проектах, и встраивает их в предлагаемую новую модель. Более того, в нем нашли свое отражение и провозглашенные, но не реализованные ранее продуктивные идеи, которые имеют немалый потенциал для разработки стандартов нового поколения.
Базисный образовательный план регулирует педагогический процесс, его положения должны иметь ориентирующий некатегоричный характер. Это означает, что при наличии надлежащих оснований (например, при реализации экспериментальной или авторской образовательной программы) образовательным учреждениям разрешается отступать от рекомендаций базисных программ при обязательном исполнении требований стандарта, относящихся к результатом образования.
Примерные (базисные) учебные программы по предметам призваны обеспечить возможности вариативной реализации содержания образования.
Поскольку Примерные учебные программы регулируют педагогический процесс, их положения должны иметь ориентирующий и некатегоричный характер.
Содержание и структура предметов образовательной области «Искусство» определяет Концепция содержание образовательной области «Искусство». В эту область входят «Изобразительное искусство», «Музыка», «Мировая художественная культура».
30 декабря 2001 г. утверждена Министром образования России современная концепция художественного образования, разработанная под редакцией Б.П. Юсова. В основе этой концепции лежит определяющий документ - национальная доктрина. Концепция определяет стратегическое направление государственной политики, указывает перспективы развития художественного образования. Практическая реализация должна опираться на исторически сложившуюся в России систему художественного образования. В основе данной концепции Б.П.Юсов считает необходимым образовательную область «Искусство» увязать с новым этапом духовного развития человечества, воспитывать в школе детей на основе культурно-эстетических традиций. Главным в формировании культуры является реализация будущего, его олицетворение в образах искусства через детскую художественную деятельность и творчество. В центре находится ребенок его инициатива и творчество. В помощь должны придти школьные программы как носители культуры: через полотна, скульптуру, книги, музыку, библиотеки, театры, музеи, парки, творчество мастеров искусства и т. д. Искусство должно нести воспитание на основе мировой и национальной художественной культуры путем интеграции разных видов искусства и художественно-творческой деятельности.
Концепцию всеобщей графической грамотности представляет традиционная, наиболее массовая программа «Изобразительное искусство» (НИИ школ под. ред. В.С.Кузина). Истоки этой программы лежат в начале 18 в., когда методы и принципы подготовки профессиональных художников были «спущены» в общеобразовательную школу на уроки рисования. Основным содержанием и методом профессиональной и общеобразовательной подготовки считалось рисование с натуры, вначале простых плоских предметов, затем объемных (бытовых и геометрических) в отдельности» их группы (учебные натюрморты) с помощью правил и канонов линейной перспективы. Основной теоретической и методической базой обучения является классическая школа реализма, разработанная мастерами русской академической школы.
Концепция целостного подхода к обучению и воспитанию, опирающаяся на категорию «художественный образ», разработана в конце 60-х - 70-х годах зав. лабораторией НИИ художественного воспитания. Б.П.Юсовым. Основная идея - «понимание, переживание и посильное создание художественного образа учащимися». Художественный образ - главный метод и результат процесса создания и восприятия произведения искусства. Изобразительная (графическая) грамота - средство создания художественного образа в различных видах и жанрах изобразительного искусства. В программе появились разнообразные виды изодеятельности на плоскости, в объеме, введен новый раздел эстетическое восприятие окружающей действительности и искусства. Искусство в школе стало предметом художественно развивающим и воспитывающим.
Концепция приобщения к мировой художественной культуре отражена в программе «Изобразительное искусство», разработанная в начале 70-х годов группой авторов из НИИ ХВ и эстетического совета СХ СССР под руководством Б.М. Неменского. Главная идея формирование художественной культуры как части духовной культуры. Основывается на идеях художественного воспитания (в частности 20-30- е гг. теоретические труды П.П. Блонского, А.В. Бакушинского, СТ. Шацкого, Л. С. Выготского и др.). Художественный образ занял место средства формирования художественной культуры учащихся и поставил личность ребенка во главу угла обучения и воспитания, усилив социальные функции искусства.
Концепция этнокультурного образования в Российской Федерации. В основе программы лежит комплексный подхода к изучению народной культуры. Отражена в программе «Изобразительное искусство», разработанная коллективом авторов под руководством Т.Я. Шпикаловой. В 90-е годы с ростом национального самосознания и развитием интереса к народной культуре инновационная работа была направлена на разработку нового раздела в рамках программы ИЗО, а именно раздела посвященного народному декоративно-прикладному творчеству и национальным традициям в культуре и быту. Основной задачей, наряду с обучающими и развивающими задачами, является приобщение детей к культурному национальному наследию. В основе программы положен принцип комплексного изучения темы (в комплекс входят занятия ИЗО, ДПИ, художественного труда, музыки, чтения и внеклассная работа).
- Л.В. Неретина теория и методика обучения изобразительному искусству Методическое пособие
- Оглавление
- Раздел V. Учитель организатор и руководитель учебного процесса на уроках изо. Наглядность как средство активизации изодеятельности 72
- Раздел VI. Урок изобразительного искусства как основная форма управления художественно-познавательной и творческой деятельностью учащихся 80
- Раздел VII. Современные педагогических теорий и технологий в художественном образовании 99
- Раздел VIII. Внеклассная и внешкольная работа в области художественного образования 120
- Пояснительная записка
- Распределение часов курса по темам и видам работ
- Введение Место изобразительного искусства в системе общего развития и художественного воспитания школьников
- Раскрывает образовательную ценность (обучающее, развивающее и воспитывающее значение) изобразительного искусства в формировании личности
- Раздел I. Становление КонцепциЙ и научных школ современного художественного образования. Цели и задачи преподавания изо в школе
- 1.1. Истории становления художественного образования в России конец хiх-хх вв.
- 1.2. Концепции и научные школы художественного образования
- 1.3. Цели и задачи преподавания изо в школе. Сравнительный анализ примерных программ по изобразительному искусству в общеобразовательной школе
- И художественный труд»
- Тема 1. Анализ Федерального компонента государственного общего образования предметной области «Искусство»
- Тема 1. «Сравнительный анализ примерных программ по изобразительному искусству для общеобразовательных школ»
- Тема 2. «Учебно-методический комплекс к программам изо»
- Раздел II. Закономерности проявления творческих способностей школьников на уроках изобразительного искусства
- 2.1. Учет возрастных особенностей детей в обучении на уроках изобразительного искусства
- 2.2. Взаимосвязь основных направлений деятельности в процессе художественного творчества в области пластических искусств
- Тема 1. «Экспертиза детского рисунка»
- Раздел III. Разнообразие видов художественной деятельности по изобразительному искусству
- 3.1. Виды учебных занятий и разнообразие художественной деятельности на уроках изобразительного и декоративно-прикладного искусства
- Раздел IV. Обучения изобразительному искусству в школе Основы дидактических принципов и методов
- 4.1. Система дидактических принципов обучения изобразительному искусству в школе
- 4.2. Система методов и методических приемов развития учебной мотивации на уроках изобразительного искусства
- 4.3. Педагогический рисунок как наглядный метод обучения рисованию и прием развития изобразительного творчества учащихся
- Педагогический рисунок
- Педагогический рисунок. Стилизация природных форм.
- Педагогический рисунок. Композиционное построение. Стилизация форм.
- Раздел V. Учитель организатор и руководитель учебного процесса на уроках изо. Наглядность как средство активизации изодеятельности
- 5.1. Календарно-тематическое планирование занятий по изобразительному искусству на год
- Тема 1. Выполнить иллюстративный тематический план на учебный год на листе формата а3, в изобразительных материалах и техниках, соответствующих поурочным учебным заданиям плана.
- Тема 2. Написать пояснительную записку к разработанному тематическому плану на учебный год в соответствии с современными требованиями.
- 5.2. Кабинет изобразительного искусства в школе. Методический фонд кабинета. Требования к наглядным пособиям
- Раздел VI. Урок изобразительного искусства как основная форма управления художественно-познавательной и творческой деятельностью учащихся
- 6.1. Поурочное планирование уроков изо
- 6.2. Методика организации и проведения уроков рисования с натуры и по представлению
- 6.3. Методика организации занятий по тематической композиции. Эстетическое восприятие как основное средство развития творческих способностей учащихся
- 6.4. Методика организации и проведения уроков декоративно-прикладной деятельности и конструирования. Комплексный подход в преподавании народного декоративно-прикладного искусства
- 2 Вариант урока дпд.
- 6.5. Методика организации и проведения уроков эстетического восприятия действительности и искусства. Уроки-беседы по искусству
- Составление планов-конспектов по всем видам уроков изобразительного искусства
- Раздел VII. Современные педагогических теорий и технологий в художественном образовании
- 7.1. Современных педагогических теорий и технологий в художественном образовании
- 7.2. Интеграция искусств на уроках изобразительного искусства. Музыка и литература на уроке изо
- 7.2. Инновационная работа учителя изобразительного искусства. Национально-региональный компонент программ по изобразительному искусству
- 7.3. Организация коллективной деятельность на уроках изо
- Раздел VIII. Внеклассная и внешкольная работа в области художественного образования
- 8.1. Внеклассная и внешкольная работа в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Факультативы и кружки по изобразительному искусству
- 8.2. Особенности организации занятий по изобразительному искусству в школах с углубленным изучением изобразительного искусства
- 8.3. Основные методы научно-исследовательской работы в художественного образования (в методике преподавания изобразительного искусства)
- Форма итогового контроля
- Тестовые задания «Методика обучения изобразительному искусству в школе»
- 1 Вариант
- 2 Вариант
- 3 Вариант
- Порядок проведения государственного экзамена
- Экзаменационные вопросы к государственному экзамену
- Методические указания для курсовой работы
- Введение
- Теоретическое исследование
- Опытно-педагогическая работа
- Методические рекомендации кроме (или вместо) планов-конспектов занятий могут содержать:
- Заключение
- Рекомендуемые источники и литература (основная и дополнительная) Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Документы Министерства образования России
- Стандарт основного общего образования изобразительное искусство
- К практической работе «Составление тематического планирования к урокам изобразительного искусства
- Анализ урока
- Самоанализ урока
- Неретина Лидия Владимировна