logo
МЕТОДИКА ИЗО 2011

Стандарт основного общего образования изобразительное искусство

Изучение изобразительного искусства направлено на достижение следующих целей:

ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Изобразительное искусство и его виды. Изобразительное искусство как способ познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека. Виды живописи (станковая, монументальная, декоративная), графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная), скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая), декоративно-прикладного и народного искусства, дизайна и архитектуры. Жанры изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой, исторический, батальный, анималистический).

Художественный образ и художественно-выразительные средства (специфика языка) живописи, графики и скульптуры: тон и тональные отношения, колорит, цвет и цветовой контраст, линейная и воздушная перспектива, пропорции и пропорциональные отношения, фактура, ритм, формат и композиция^.

Художественные материалы и возможности их использования.

Народное художественное творчество. Древние корни народного художественного творчества, специфика образно-символического языка в произведениях декоративно-прикладного искусства. Связь времен в народном искусстве. Различение произведений народного (фольклорного) искусства от профессионального декоративно-прикладного. Орнамент как основа декоративного украшения. Различение национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России, народов зарубежных стран. Древние образы в произведениях народного декоративно-прикладного искусства. Истоки и современное развитие народных промыслов России (дымковская, филимоновская игрушки; Гжель, Жостово, Городец, Хохлома).

Изобразительное искусство и архитектура России. Художественная культура Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Красота и своеобразие архитектуры и живописи Древней Руси. Живопись, графика, скульптура и архитектура России XVIII-XX вв. Стили и направления в русском изобразительном искусстве и архитектуре нового времени (барокко, классицизм, реализм, символизм, модерн). Художественные объединения (Товарищество передвижников, "Мир искусства " и др.). Вечные темы и великие исторические события в русском искусстве. Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве; мемориальные ансамбли. Крупнейшие художественные музеи страны (Третьяковская картинная галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина).

Курсивом в тексте здесь и далее выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

Знакомство с произведениями выдающихся русских мастеров изобразительного искусства и архитектуры (А.Рублев, Дионисий, В.В.Растрелли, Этьенн Морис Фальконе, В.И.Баженов, Ф.С.Рокотов, А.Г.Венецианов, И. Мартос, К.П.Брюллов, А.А.Иванов, В.И.Суриков, И.Е.Репин, И.И. Шишкин, И.И.Левитан, В.М.Васнецов, М.А.Врубель, Б.М.Кустодиев, В.А. Серов, К.С.Петров-Водкин, С.Т.Коненков, В.И.Мухина, В.А.Фаворский).

Зарубежное изобразительное искусство и архитектура. Знакомство с основными этапами развития зарубежного искусства (виды, жанры, стили). Синтез изобразительных искусств и архитектуры. Ведущие художественные музеи (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезденская галерея и др.). Знакомство с произведениями наиболее ярких представителей зарубежного изобразительного искусства, архитектуры, выявление своеобразия их творчества (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланд-жело Буонарроти, А.Дюрер, Рембрандт ван Рейн, Ф.Гойя, Клод Моне, П.Сезанн, Ван Гог, О.Роден, П.Пикассо, Шарль Эдуард Ле Корбюзье).

Современное изобразительное искусство. Традиции и новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях в искусстве XX в. (реализм, модерн, авангард, сюрреализм и проявления постмодернизма). Понимание смысла деятельности художника в современном мире. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Вкус и мода.

Синтез искусств1. Синтез искусств как фактор усиления эмоционального воздействия. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества.

Синтез искусств в архитектуре. Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство). Эстетическое формирование архитектурой окружающей среды и выражение общественных идей в художественных образах (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика, объем, фактура и цвет материалов). Связь архитектуры и дизайна (промышленный, рекламный, ландшафтный, дизайн интерьера и др.) в современной культуре.

Настоящий раздел совместно с разделом "Музыка в формировании духовной культуры личности" учебного предмета "Музыка" по решению образовательного учреждения может преподаваться в VIII-IX классах в рамках интегрированного учебного предмета "Искусство".

Синтез искусств в театре. Совместные действия сценариста, режиссера, художника, актеров в создании художественного образа спектакля. Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Художники театра (В.М.Васнецов, А.Н.Бенуа, Л.С.Бакст, В.Ф.Рындин, Ф.Ф.Федоровский и др.).

Специфика изображения в полиграфии. Массовость и общедоступность полиграфического изображения. Формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши, буклеты, открытки и др. Искусство книги. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Художники книги (Г.Доре, И.Я.Билибин, В.В.Лебедев, В.А.Фаворский, Т.А.Маврина и др.).

Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии. Изображение в фотографии и живописи. Особенности художественной фотографии. Создание художественного образа в фотоискусстве. Выразительные средства (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Фотохудожники — мастера российской и зарубежной школ.

Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер). Фрагменты фильмов (С.М.Эйзенштейн "Броненосец Потемкин", С.П.Урусевский "Летят журавли" и др.). Мастера кино (С.М.Эйзенштейн, А.П.Довженко, Г.М.Козинцев, А.А.Тарковский и др.). Телевизионное изображение, его особенности и возможности.

Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах.

Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства. Художник-творец-гражданин — выразитель ценностей эпохи.

ОПЫТ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Использование языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Плоское и объемное изображение формы предмета, моделировка светотенью и цветом. Построение пространства (линейная и воздушная перспектива, плановость). Композиция на плоскости и в пространстве.

Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, группы предметов, человека, фрагментов природы, интерьера, архитектурных сооружений. Работа на пленэре. Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках. Изготовление изделий в стиле художественных промыслов.

Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки, экслибриса, товарного знака, разворота журнала, сайта. Создание эскизов и моделей одежды, мебели, транспорта. Иллюстрирование литературных и музыкальных произведений. Создание художественно-декоративных проектов, объединенных единой стилистикой (предметы быта, одежда, мебель, детали интерьера и др.). Создание художественной фотографии, фотоколлажа, мультфильма, выдеофильма, раскадровки по теме. Выражение в творческой деятельности своего отношения к изображаемому — создание художественного образа.

Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушь и др.), пластилина, глины, коллажных техник, бумажной пластики и других доступных художественных материалов.

Самоопределение в видах и формах художественного творчества. Реализация совместных творческих идей в проектной деятельности: оформление школы к празднику, декорации к школьному спектаклю, костюмы к карнавалу и др. Анализ и оценка процесса и результатов собственного художественного творчества.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения изобразительного искусства ученик ДОЛЖЕН

Знать и понимать:

Уметь:

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Принцип активности и сознательности. В основе данного принципа лежит сознательное усвоение и самостоятельно осмысление знаний, приобретаемых путем интенсивного напряжения собственной умственной деятельности учащихся.

Принцип систематичности и последовательности. В типовой программе этот принцип реализуется по профессиональной схеме подготовки художников, т.е. сначала наброски с натуры, затем графика, потом живопись с натуры, далее  творческие композиции и, наконец, - само искусство, беседы о нем.

В программе Б.П. Юсова последовательность несколько иная - через активное восприятие окружающей действительности и на основе цельного художественного образа, который является основной задачей на текущем этапе обучения.

Программа Б.М. Неменского строится именно на соблюдении систематичности и последовательности в расположении тем, постановке задач, определении характера и объема работ.

Основным фактором этой программы является «целостное блоково-тематическое построение единых кругов познания в каждом году и четверти при разнообразии практической деятельности, что и ликвидирует опасность «лоскутного одеяла».

Принцип прочности прочность усвоения знаний учащимися обусловливается организацией обучения, использованием различных видов и методов обучения, а также зависит от времени обучения; память учащихся носит избирательный характер: чем важнее и интереснее для них тот или иной учебный материал, тем прочнее этот материал закрепляется и дольше сохраняется.

Принцип доступности и посильности. Принцип доступности обучения вытекает из требований, выработанных многовековой практикой общения, с одной стороны, закономерностей возрастного развития учащихся, организации и осуществления дидактического процесса в соответствии с уровнем развития учащихся - с другой. Известны классические правила, относящиеся к практической реализации принципа доступности, сформулированные еще Я.А. Коменским: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному.

Принцип научности Изображение окружающей действительности, предметов, явлений только лишь на одном интуитивном уровне, без знания правил и средств художественной выразительности невозможно, равно как не возникает произведение искусства без эмоционального переживания, без воображения, без творческого порыва. Научной основой в передаче учащимся художественного опыта? Прежде всего, это «язык искусства», - это фактически образный строй, через который художник выражает, а зритель воспринимает содержание произведения. Дать такие представления, очевидно, возможно лишь действительно на научной основе.

Принцип связи теории с практикой чем больше приобретаемые учащимися знания в своих узловых моментах взаимодействуют с жизнью, применяются в практике, используются для преобразования окружающих процессов и явлений, тем выше сознательность обучения и интерес к нему.

Принцип развивающего и воспитывающего обучения

Его реализация происходит исключительно благодаря роли и личности самого учителя, о чем уже говорилось выше. Глобальной функцией обучения является передача молодым поколениям всего содержания социальной культуры для ее воспроизводства и развития.

Принцип проблемности в обучении Создание проблемных ситуаций на уроках позволяет активизировать восприятие учащихся, будить их творческую мысль, дает возможность наиболее выразительно решать поставленные задачи. практически весь урок может быть проблемным благодаря процессу поиска творческого решения: любой тематический рисунок уже сам по себе создает одновременно несколько проблемных ситуаций, где решений может быть несколько- Следовательно, уроки художественного цикла наиболее предрасположены к созданию проблемных ситуаций, без чего творческий поиск немыслим. Проблемность обучения, тесно смыкаясь, зачастую зависит от принципа уподобления.

Принцип единства формы и содержания Лозунгом, принципом нашей программы поэтому является постоянная связь содержания с формой и в восприятии и в практической деятельности. Основным методом в этом принципе является обязательная постановка эмоционалыно-отношенческих задач в любой практической работе- Здесь необходимо подчеркнуть, что, во-первых, вне соблюдения этого принципа фактически происходит деформация понимания искусства -фетишизируется форма или вульгаризируется содержание

Принцип эмоциональности в обучении. Как педагогический принцип он применяется только и рамках частных методик предметов художественно-образовательного цикла, хотя надо признать, что эмоциональность зачастую гораздо более эффективна при восприятии сложных проблем в точных науках, чем если бы учебный материал излагался только лишь сухим языком цифр и фактов Опора на эмоциональность восприятия позволяет значительно эффективней проводить учебный процесс, устанавливая очень хорошие контакты с учениками

ПРИЛОЖЕНИЕ 4