logo
МЕТОДИКА ИЗО 2011

Педагогический рисунок. Композиционное построение. Стилизация форм.

На наш взгляд, наиболее рациональным методом обучения детей рисованию животных может стать комбинированный метод, сочетающий в себе доступные знания для каждого возраста и элементы занимательности, которым всегда найдется место в работе с детьми.

Нельзя забывать о принципе научности обучения рисованию. Но и нет необходимости изучать на уроке скелет животного до мельчайших подробностей, также как не следует полностью игнорировать основные элементы строения скелета и надеяться при этом научить детей хорошо рисовать животных. Особенно эти знания важны для подростков, которые стремятся к высокой степени реализма в изображении.

На рисунке представлена схема скелетов лошади. Опорные точки локтевого и коленного суставов и пятки помогают вести анализ строения скелета животных в сравнении с хорошо известным детям скелетом человека. С опорой на эти знания ученику проще будет сделать зарисовку животного по памяти в любом движении.

Контрольные вопросы:

  1. Приведите примеры известных в практике принципов обучения.

  2. Как реализуется принцип наглядности на уроках изобразительного искусства? Приведите конкретные примеры.

  3. Что необходимо знать и учитывать учителю при реализации принципа доступности и посильности обучения рисованию?

  4. Какие приемы использует учитель для активизации восприятия учащихся на уроке?

  5. Какова роль репродуктивной деятельности в процессе работы над творческой декоративной композицией по мотивам народного промысла?

  6. Виды педагогического рисунка.

  7. Какие методы следует применить, чтобы активизировать восприятие детей на уроке рисования с натуры?

  8. С какой целью учитель выполняет педагогический рисунок на уроке рисования с натуры?

Практическая работа. Выполнение педагогического рисунка на доске различными материалами

Основные виды педагогического рисунка на уроке рисования: композиционные схемы, этапы построения рисунка с натуры и этапы выполнения рисунка в материале. Отработка приемов показа техники графики и живописи на классной доске.

Композиционные схемы, этапы построения рисунка с натуры и этапы выполнения рисунка в материале. Отработка приемов показа техники графики и живописи на классной доске.

Задание: Основные виды педагогического рисунка на уроке рисования с натуры: композиционные схемы, этапы построения рисунка с натуры и этапы выполнения рисунка в материале. Отработка приемов показа техники графики и живописи на классной доске. Выполнить мелом на доске композиционные рисунки натюрморта;

Практическая работа. Педагогический рисунок на уроках тематического рисования.

Композиционные зарисовки

Особенности педагогического рисунка на уроках тематического рисования. Основные схемы и этапы выполнения композиции пейзажа, интерьера, бытового и исторического жанра.

Задание:

Педагогический рисунок и показ на уроках декоративно-прикладной деятельности.

Технологические приемы декоративного рисования и конструирования на уроках декоративно-прикладной деятельности, зарисовка схем орнаментальных и декоративных композиций. Показ приемов народной кистевой росписи по дереву и керамике.

Задание:

Примерные темы педагогического рисунка Выполнить:

  1. Изображение мелом на доске листьев деревьев со словесным объяснением: одного транспортного средства (автомобиля, трамвая и пр.) со словесным объяснением; изображение цветов (полевых, садовых, комнатных) в технике акварели со словесным объяснением; разных типов деревьев (хвойных, лиственных, кустарников) мелом на доске со словесным объяснением

  2. Рисунок крестьянского дома в угловой перспективе (графическими средствами) со словесным объяснением.

  3. Этюд натюрморта в технике гуаши этюд натюрморта со словесным объяснением.

  4. Конструктивное построение птицы графическими средствами (утки, курицы, голубя, сороки, вороны и пр.) со словесным объяснением; домашнего животного со словесным объяснением; конструктивное изображение лошади мелом на доске со словесным объяснением.

  5. Изображение углем фигуры человека в движении со словесным объяснением; конструктивное изображение фигуры человека мелом на доске со словесным объяснением.

  6. Проанализировать особенности цветового восприятия и выполнить элементы кистевой народной росписи (Хохломы, Гжели, Городца) со словесным объяснением.

  7. Эскиз глиняной народной игрушки с элементами росписи (дымковской, филимоновской, каргопольской) со словесным объяснением.

  8. Выполнить эскиз-схему иллюстрации к литературному произведению графическими средствами со словесным объяснением.

  9. Выполнить эскиз иллюстрации к басне графическими средствами со словесным объяснением.

  10. Выполнить изображение архитектурного сооружения мелом на доске со словесным объяснением (храма, крепости, терема, дворца и пр.).

  11. Выполнить декоративную композицию в круге с элементами растительных форм со словесным объяснением; эскиз декоративной решетки со словесным объяснением; эскиз композиции каймы как элемента украшения народного костюма, рушника и пр. в технике гуаши со словесным объяснением.

  12. Конструктивное построение предмета (кувшина, кринки, чайника, кастрюли) с передачей светотени графическими средствами со словесным объяснением.

  13. Рисунок куба во фронтальной перспективе мелом на доске со словесным объяснением.

  14. Рисунок куба в угловой перспективе мелом на доске со словесным объяснением.

Педагогический рисунок. Поэтапное выполнение мезенского коня.