Педагогический рисунок. Композиционное построение. Стилизация форм.
На наш взгляд, наиболее рациональным методом обучения детей рисованию животных может стать комбинированный метод, сочетающий в себе доступные знания для каждого возраста и элементы занимательности, которым всегда найдется место в работе с детьми.
Нельзя забывать о принципе научности обучения рисованию. Но и нет необходимости изучать на уроке скелет животного до мельчайших подробностей, также как не следует полностью игнорировать основные элементы строения скелета и надеяться при этом научить детей хорошо рисовать животных. Особенно эти знания важны для подростков, которые стремятся к высокой степени реализма в изображении.
На рисунке представлена схема скелетов лошади. Опорные точки локтевого и коленного суставов и пятки помогают вести анализ строения скелета животных в сравнении с хорошо известным детям скелетом человека. С опорой на эти знания ученику проще будет сделать зарисовку животного по памяти в любом движении.
Контрольные вопросы:
Приведите примеры известных в практике принципов обучения.
Как реализуется принцип наглядности на уроках изобразительного искусства? Приведите конкретные примеры.
Что необходимо знать и учитывать учителю при реализации принципа доступности и посильности обучения рисованию?
Какие приемы использует учитель для активизации восприятия учащихся на уроке?
Какова роль репродуктивной деятельности в процессе работы над творческой декоративной композицией по мотивам народного промысла?
Виды педагогического рисунка.
Какие методы следует применить, чтобы активизировать восприятие детей на уроке рисования с натуры?
С какой целью учитель выполняет педагогический рисунок на уроке рисования с натуры?
Практическая работа. Выполнение педагогического рисунка на доске различными материалами
Основные виды педагогического рисунка на уроке рисования: композиционные схемы, этапы построения рисунка с натуры и этапы выполнения рисунка в материале. Отработка приемов показа техники графики и живописи на классной доске.
Композиционные схемы, этапы построения рисунка с натуры и этапы выполнения рисунка в материале. Отработка приемов показа техники графики и живописи на классной доске.
Задание: Основные виды педагогического рисунка на уроке рисования с натуры: композиционные схемы, этапы построения рисунка с натуры и этапы выполнения рисунка в материале. Отработка приемов показа техники графики и живописи на классной доске. Выполнить мелом на доске композиционные рисунки натюрморта;
выполнить мелом на доске композиционные рисунки натюрморта;
выбрать объект (предмет) рисования с натуры.
проиграть фрагмент урока рисования с натуры с педагогическим показом этапов рисования выбранного предмета.
Практическая работа. Педагогический рисунок на уроках тематического рисования.
Композиционные зарисовки
Особенности педагогического рисунка на уроках тематического рисования. Основные схемы и этапы выполнения композиции пейзажа, интерьера, бытового и исторического жанра.
Задание:
выбрать тему для композиционного рисования в любой из трех типовых программы;
проиграть фрагмент урока тематического рисования с педагогическим показом этапов выполнения композиции.
Педагогический рисунок и показ на уроках декоративно-прикладной деятельности.
Технологические приемы декоративного рисования и конструирования на уроках декоративно-прикладной деятельности, зарисовка схем орнаментальных и декоративных композиций. Показ приемов народной кистевой росписи по дереву и керамике.
Задание:
выполнить на бумаге гуашью и кистью 5-6 элементов народной росписи (по выбору на листе формата А3);
выполнить мелом на доске 4-5 схем декоративно-орнаментальной композиции в полосе или квадрате, круге или треугольнике (по выбору);
Примерные темы педагогического рисунка Выполнить:
Изображение мелом на доске листьев деревьев со словесным объяснением: одного транспортного средства (автомобиля, трамвая и пр.) со словесным объяснением; изображение цветов (полевых, садовых, комнатных) в технике акварели со словесным объяснением; разных типов деревьев (хвойных, лиственных, кустарников) мелом на доске со словесным объяснением
Рисунок крестьянского дома в угловой перспективе (графическими средствами) со словесным объяснением.
Этюд натюрморта в технике гуаши этюд натюрморта со словесным объяснением.
Конструктивное построение птицы графическими средствами (утки, курицы, голубя, сороки, вороны и пр.) со словесным объяснением; домашнего животного со словесным объяснением; конструктивное изображение лошади мелом на доске со словесным объяснением.
Изображение углем фигуры человека в движении со словесным объяснением; конструктивное изображение фигуры человека мелом на доске со словесным объяснением.
Проанализировать особенности цветового восприятия и выполнить элементы кистевой народной росписи (Хохломы, Гжели, Городца) со словесным объяснением.
Эскиз глиняной народной игрушки с элементами росписи (дымковской, филимоновской, каргопольской) со словесным объяснением.
Выполнить эскиз-схему иллюстрации к литературному произведению графическими средствами со словесным объяснением.
Выполнить эскиз иллюстрации к басне графическими средствами со словесным объяснением.
Выполнить изображение архитектурного сооружения мелом на доске со словесным объяснением (храма, крепости, терема, дворца и пр.).
Выполнить декоративную композицию в круге с элементами растительных форм со словесным объяснением; эскиз декоративной решетки со словесным объяснением; эскиз композиции каймы как элемента украшения народного костюма, рушника и пр. в технике гуаши со словесным объяснением.
Конструктивное построение предмета (кувшина, кринки, чайника, кастрюли) с передачей светотени графическими средствами со словесным объяснением.
Рисунок куба во фронтальной перспективе мелом на доске со словесным объяснением.
Рисунок куба в угловой перспективе мелом на доске со словесным объяснением.
Педагогический рисунок. Поэтапное выполнение мезенского коня.
- Л.В. Неретина теория и методика обучения изобразительному искусству Методическое пособие
- Оглавление
- Раздел V. Учитель организатор и руководитель учебного процесса на уроках изо. Наглядность как средство активизации изодеятельности 72
- Раздел VI. Урок изобразительного искусства как основная форма управления художественно-познавательной и творческой деятельностью учащихся 80
- Раздел VII. Современные педагогических теорий и технологий в художественном образовании 99
- Раздел VIII. Внеклассная и внешкольная работа в области художественного образования 120
- Пояснительная записка
- Распределение часов курса по темам и видам работ
- Введение Место изобразительного искусства в системе общего развития и художественного воспитания школьников
- Раскрывает образовательную ценность (обучающее, развивающее и воспитывающее значение) изобразительного искусства в формировании личности
- Раздел I. Становление КонцепциЙ и научных школ современного художественного образования. Цели и задачи преподавания изо в школе
- 1.1. Истории становления художественного образования в России конец хiх-хх вв.
- 1.2. Концепции и научные школы художественного образования
- 1.3. Цели и задачи преподавания изо в школе. Сравнительный анализ примерных программ по изобразительному искусству в общеобразовательной школе
- И художественный труд»
- Тема 1. Анализ Федерального компонента государственного общего образования предметной области «Искусство»
- Тема 1. «Сравнительный анализ примерных программ по изобразительному искусству для общеобразовательных школ»
- Тема 2. «Учебно-методический комплекс к программам изо»
- Раздел II. Закономерности проявления творческих способностей школьников на уроках изобразительного искусства
- 2.1. Учет возрастных особенностей детей в обучении на уроках изобразительного искусства
- 2.2. Взаимосвязь основных направлений деятельности в процессе художественного творчества в области пластических искусств
- Тема 1. «Экспертиза детского рисунка»
- Раздел III. Разнообразие видов художественной деятельности по изобразительному искусству
- 3.1. Виды учебных занятий и разнообразие художественной деятельности на уроках изобразительного и декоративно-прикладного искусства
- Раздел IV. Обучения изобразительному искусству в школе Основы дидактических принципов и методов
- 4.1. Система дидактических принципов обучения изобразительному искусству в школе
- 4.2. Система методов и методических приемов развития учебной мотивации на уроках изобразительного искусства
- 4.3. Педагогический рисунок как наглядный метод обучения рисованию и прием развития изобразительного творчества учащихся
- Педагогический рисунок
- Педагогический рисунок. Стилизация природных форм.
- Педагогический рисунок. Композиционное построение. Стилизация форм.
- Раздел V. Учитель организатор и руководитель учебного процесса на уроках изо. Наглядность как средство активизации изодеятельности
- 5.1. Календарно-тематическое планирование занятий по изобразительному искусству на год
- Тема 1. Выполнить иллюстративный тематический план на учебный год на листе формата а3, в изобразительных материалах и техниках, соответствующих поурочным учебным заданиям плана.
- Тема 2. Написать пояснительную записку к разработанному тематическому плану на учебный год в соответствии с современными требованиями.
- 5.2. Кабинет изобразительного искусства в школе. Методический фонд кабинета. Требования к наглядным пособиям
- Раздел VI. Урок изобразительного искусства как основная форма управления художественно-познавательной и творческой деятельностью учащихся
- 6.1. Поурочное планирование уроков изо
- 6.2. Методика организации и проведения уроков рисования с натуры и по представлению
- 6.3. Методика организации занятий по тематической композиции. Эстетическое восприятие как основное средство развития творческих способностей учащихся
- 6.4. Методика организации и проведения уроков декоративно-прикладной деятельности и конструирования. Комплексный подход в преподавании народного декоративно-прикладного искусства
- 2 Вариант урока дпд.
- 6.5. Методика организации и проведения уроков эстетического восприятия действительности и искусства. Уроки-беседы по искусству
- Составление планов-конспектов по всем видам уроков изобразительного искусства
- Раздел VII. Современные педагогических теорий и технологий в художественном образовании
- 7.1. Современных педагогических теорий и технологий в художественном образовании
- 7.2. Интеграция искусств на уроках изобразительного искусства. Музыка и литература на уроке изо
- 7.2. Инновационная работа учителя изобразительного искусства. Национально-региональный компонент программ по изобразительному искусству
- 7.3. Организация коллективной деятельность на уроках изо
- Раздел VIII. Внеклассная и внешкольная работа в области художественного образования
- 8.1. Внеклассная и внешкольная работа в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Факультативы и кружки по изобразительному искусству
- 8.2. Особенности организации занятий по изобразительному искусству в школах с углубленным изучением изобразительного искусства
- 8.3. Основные методы научно-исследовательской работы в художественного образования (в методике преподавания изобразительного искусства)
- Форма итогового контроля
- Тестовые задания «Методика обучения изобразительному искусству в школе»
- 1 Вариант
- 2 Вариант
- 3 Вариант
- Порядок проведения государственного экзамена
- Экзаменационные вопросы к государственному экзамену
- Методические указания для курсовой работы
- Введение
- Теоретическое исследование
- Опытно-педагогическая работа
- Методические рекомендации кроме (или вместо) планов-конспектов занятий могут содержать:
- Заключение
- Рекомендуемые источники и литература (основная и дополнительная) Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Документы Министерства образования России
- Стандарт основного общего образования изобразительное искусство
- К практической работе «Составление тематического планирования к урокам изобразительного искусства
- Анализ урока
- Самоанализ урока
- Неретина Лидия Владимировна