6.5. Методика организации и проведения уроков эстетического восприятия действительности и искусства. Уроки-беседы по искусству
В программе по изобразительному искусству беседы об искусстве занимают значительное место. Беседам отводится как часть урока (вводная беседа о жанре, о технике изображения, об истории промысла, о творчестве художников-пейзажистов и пр.), так и целые уроки. Если знакомство с изоискусством в начальной школе регламентировано 10-15 минутами, то в старших классах они проходят в течение 40-45 минут.
Виды бесед об изобразительном искусстве:
Тематические беседы проводят по работам художников, объединенных одной какой-либо темой. Например: «Спорт в произведениях изобразительного искусства», «Образ женщины-матери в изобразительном искусстве», «Пейзаж родной земли», «Цветы в декоративном искусстве России» и др. Произведения для бесед подбираются с учетом разных точек зрения художников, композиций и выразительных средств, использованных для раскрытия темы в произведениях изобразительно и декоративно-прикладного искусства.
Обзорные беседы это беседы, дающие представление о видах и жанрах изоискусства. Произведения, их репродукции, подбираются так, чтобы можно было раскрыть особенности жанра или вида, все его разнообразие содержания и формы, материалов изображения и техник его использования. Например, «Виды живописи», «История становление и развитие жанра натюрморта», «Книжная графика» и др.
Ретроспективные беседы о творчестве одного художника. Здесь репродукции подбираются так, чтобы раскрыть как разнообразие интересов художника, так и его творческая индивидуальность, процесс становления мастера, его вклад в мировую и национальную культуру.
Беседы о красоте окружающего мира строятся на эстетическом восприятии реального мира (фотографии, видеозапись). Беседы предшествуют рисованию с натуры и тематическому рисованию, обогащают представление детей о предмете и явлении изображения и развивают эстетический интерес к окружающему миру.
Значение бесед по изобразительному искусству.
Дают представления о языке изобразительного искусства и учат понимать язык искусства.
Развивают зрительные представления, память, воображение.
Развивают способности эстетического восприятия явления через произведение искусств, замечать красоту повседневного и обыденного.
Развивают эмоциональную отзывчивость, развивают чувственное отношение на прекрасное и безобразное, выраженное в произведении.
Воспитывают нравственно-эстетические качества личности, патриотизм и интернационализм.
Воспитывает интерес к изобразительному искусству и труду художника.
Методика проведения бесед в начальной школе.
Беседы для детей младших классов, как правило, проводят на уроках тематического рисования с целью раскрыть содержание заданной темы, обогатить образную память и представление детей. Это беседы на 10 - 15 минут с анализом 2-3 произведений. Для развития эмоционально-чувственного отношения к увиденному учитель использует музыку и художественное слово, что обостряет восприятие и повышает уровень образного мышления и творческого отношения к переработке увиденного.
Методика проведения бесед в старших классах.
При внешней простоте уроков-бесед, организовать урок-беседу очень сложно. Сложность в том, чтобы сохранить внимание детей на высоком уровне в течение всего урока. Этому способствует не только тщательно подобранный зрительный ряд, но и активное включение детей в анализ произведений, предоставление им самостоятельной трактовки темы, содержания картины, определение главного в композиции и позиции художника, его отношение к изображаемому им явлению.
Примерный план обзорной беседы о видах и жанрах изоискусства.
Из истории возникновения вида, жанра искусства.
Характеристика, отличительные признаки предмета разговора. Сравнение с другими видами, жанрами.
Основные средства, язык и материалы.
Яркие представители этого вида художественной деятельности, их работы.
Анализ произведений может вестись по ходу всей беседы, но наиболее глубокий дается после общего знакомства с видом, жанром ИЗО. Первые произведения анализирует учитель, последующие - дети. В заключении беседы можно дать самостоятельную работу-игру в экспертов, в которой потребуется установить принадлежность произведения, его репродукции, к виду, жанру изоискусства и обосновать свое предположение.
Примерный план ретроспективной беседы.
Сведения о процессе становления художника, его детские годы и ранние проявления художественных способностей.
Основное направление в творчестве художника: вид, жанр работ. Панорамное знакомство с произведениями.
Наиболее яркие, выдающиеся произведения. История их написания, процесс работы художника над картиной/нами/. Анализ произведений должен включать в себя не только анализ содержания, но и анализ выразительных средств, специфического почерка художника /через сравнение/.
В заключении можно предложить игру в экспертов: среди репродукций с картин можно найти репродукцию с картины изучаемого художника и обосновать свое предположение. Здесь понадобится знание, представление об особенности выразительного языка произведений художника.
На уроках тематического и декоративного рисования в старших классах также проводят вводные беседы по искусству. При анализе произведений учитывается не только содержательная сторона (что можно изобразить), но и формальная (как можно изобразить). Более подробно анализируется выразительность композиции и ее средства, роль цвета и света в композиции, точки зрения и его уровня /высокая или низкая линия горизонта/, также чувственная сторона содержания, отношение художника к предмету изображения.
В старших классах учащимся предлагается поисковая исследовательская работа по теме четверти. Информация полученная учащимися самостоятельно заслушивается на уроках тематического блока. Например, блок «Современное искусство», в который входит беседа, рисование натюрморта в стили кубизма, абстрактная композиция «Я вижу музыку», суприматическая композиция для декора карандашницы и т.п.
Методика проведения экскурсии
Экскурсии на выставку – беседа на основе реальных произведений искусства: обзорная экскурсия и «экскурсия к одной картине» - основанные на художественном восприятии.
Экскурсии на природу, в реальный мир, основанные на эстетическом восприятии.
Подготовительный этап (доэкскурсионный):
знакомство с объектом восприятия;
систематизация воспринимаемых объектов для организации последовательности их восприятия и актуализации некоторых из них;
постановка проблемы восприятия, дополнение собственных знаний по теме экскурсии (уточнение сведений о художниках, о технологиях изображения и т.п.);
составление плана беседы.
План экскурсии:
постановка цели экскурсии (как в дальнейшем может быть использован зрительный опыт учащихся);
общие сведения об экспозиции;
панорамный просмотр экспозиции;
углубленный просмотр центральных произведений;
постановка вопросов (например, колористические предпочтения художника, основной жанр, в котором работает художник, техники, в которых работает художник, какая картина наиболее запомнилась, произвела яркое впечатление);
самостоятельный просмотр;
анализ увиденного (ответы на поставленные вопросы).
Контрольные вопросы:
В чем преимущество иллюстрированного тематического плана?
Назовите основные требования к тематическому плану на год, разработанному по типовой программе «Изобразительное искусство» под ред. В.С. Кузина.
От чего зависит структура урока?
Как активизировать внимание детей на уроке изобразительного искусства?
За что можно поставить оценку ученику на уроке изобразительного искусства?
Чем отличаются критерии оценки декоративной композиции, выполненной по мотивам народного промысла от критериев оценки декоративной композиции, в основе которой лежит творческая стилизация?
Чем отличаются задания по ДПИ в 5-7 классах от заданий в младших классах?
Назовите основные признаки декоративности в рисунках детей.
Основной критерий в оценке детской работы, выполненной по мотивам народного промысла?
- Л.В. Неретина теория и методика обучения изобразительному искусству Методическое пособие
- Оглавление
- Раздел V. Учитель организатор и руководитель учебного процесса на уроках изо. Наглядность как средство активизации изодеятельности 72
- Раздел VI. Урок изобразительного искусства как основная форма управления художественно-познавательной и творческой деятельностью учащихся 80
- Раздел VII. Современные педагогических теорий и технологий в художественном образовании 99
- Раздел VIII. Внеклассная и внешкольная работа в области художественного образования 120
- Пояснительная записка
- Распределение часов курса по темам и видам работ
- Введение Место изобразительного искусства в системе общего развития и художественного воспитания школьников
- Раскрывает образовательную ценность (обучающее, развивающее и воспитывающее значение) изобразительного искусства в формировании личности
- Раздел I. Становление КонцепциЙ и научных школ современного художественного образования. Цели и задачи преподавания изо в школе
- 1.1. Истории становления художественного образования в России конец хiх-хх вв.
- 1.2. Концепции и научные школы художественного образования
- 1.3. Цели и задачи преподавания изо в школе. Сравнительный анализ примерных программ по изобразительному искусству в общеобразовательной школе
- И художественный труд»
- Тема 1. Анализ Федерального компонента государственного общего образования предметной области «Искусство»
- Тема 1. «Сравнительный анализ примерных программ по изобразительному искусству для общеобразовательных школ»
- Тема 2. «Учебно-методический комплекс к программам изо»
- Раздел II. Закономерности проявления творческих способностей школьников на уроках изобразительного искусства
- 2.1. Учет возрастных особенностей детей в обучении на уроках изобразительного искусства
- 2.2. Взаимосвязь основных направлений деятельности в процессе художественного творчества в области пластических искусств
- Тема 1. «Экспертиза детского рисунка»
- Раздел III. Разнообразие видов художественной деятельности по изобразительному искусству
- 3.1. Виды учебных занятий и разнообразие художественной деятельности на уроках изобразительного и декоративно-прикладного искусства
- Раздел IV. Обучения изобразительному искусству в школе Основы дидактических принципов и методов
- 4.1. Система дидактических принципов обучения изобразительному искусству в школе
- 4.2. Система методов и методических приемов развития учебной мотивации на уроках изобразительного искусства
- 4.3. Педагогический рисунок как наглядный метод обучения рисованию и прием развития изобразительного творчества учащихся
- Педагогический рисунок
- Педагогический рисунок. Стилизация природных форм.
- Педагогический рисунок. Композиционное построение. Стилизация форм.
- Раздел V. Учитель организатор и руководитель учебного процесса на уроках изо. Наглядность как средство активизации изодеятельности
- 5.1. Календарно-тематическое планирование занятий по изобразительному искусству на год
- Тема 1. Выполнить иллюстративный тематический план на учебный год на листе формата а3, в изобразительных материалах и техниках, соответствующих поурочным учебным заданиям плана.
- Тема 2. Написать пояснительную записку к разработанному тематическому плану на учебный год в соответствии с современными требованиями.
- 5.2. Кабинет изобразительного искусства в школе. Методический фонд кабинета. Требования к наглядным пособиям
- Раздел VI. Урок изобразительного искусства как основная форма управления художественно-познавательной и творческой деятельностью учащихся
- 6.1. Поурочное планирование уроков изо
- 6.2. Методика организации и проведения уроков рисования с натуры и по представлению
- 6.3. Методика организации занятий по тематической композиции. Эстетическое восприятие как основное средство развития творческих способностей учащихся
- 6.4. Методика организации и проведения уроков декоративно-прикладной деятельности и конструирования. Комплексный подход в преподавании народного декоративно-прикладного искусства
- 2 Вариант урока дпд.
- 6.5. Методика организации и проведения уроков эстетического восприятия действительности и искусства. Уроки-беседы по искусству
- Составление планов-конспектов по всем видам уроков изобразительного искусства
- Раздел VII. Современные педагогических теорий и технологий в художественном образовании
- 7.1. Современных педагогических теорий и технологий в художественном образовании
- 7.2. Интеграция искусств на уроках изобразительного искусства. Музыка и литература на уроке изо
- 7.2. Инновационная работа учителя изобразительного искусства. Национально-региональный компонент программ по изобразительному искусству
- 7.3. Организация коллективной деятельность на уроках изо
- Раздел VIII. Внеклассная и внешкольная работа в области художественного образования
- 8.1. Внеклассная и внешкольная работа в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Факультативы и кружки по изобразительному искусству
- 8.2. Особенности организации занятий по изобразительному искусству в школах с углубленным изучением изобразительного искусства
- 8.3. Основные методы научно-исследовательской работы в художественного образования (в методике преподавания изобразительного искусства)
- Форма итогового контроля
- Тестовые задания «Методика обучения изобразительному искусству в школе»
- 1 Вариант
- 2 Вариант
- 3 Вариант
- Порядок проведения государственного экзамена
- Экзаменационные вопросы к государственному экзамену
- Методические указания для курсовой работы
- Введение
- Теоретическое исследование
- Опытно-педагогическая работа
- Методические рекомендации кроме (или вместо) планов-конспектов занятий могут содержать:
- Заключение
- Рекомендуемые источники и литература (основная и дополнительная) Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Документы Министерства образования России
- Стандарт основного общего образования изобразительное искусство
- К практической работе «Составление тематического планирования к урокам изобразительного искусства
- Анализ урока
- Самоанализ урока
- Неретина Лидия Владимировна