Заключение
В заключении пишутся выводы, отражающие объем проведенной работы в рамках исследования. Если есть затруднения в их формулировке, обратитесь к содержанию введения и ответе на вопросы: достигнута ли цель, решены ли поставленные задачи, соответствует ли действительные результаты исследования прогнозируемым (предполагаемым).
Обратите внимание, не идут ли ваши выводы в разрез с общепринятым мнением в теории и практике художественного образования мнением.
Здесь же дается собственная оценка работы, аргументировано высказывается мнение о целесообразности проведения аналогичных исследований, о перспективности проведенного исследования, т.е. о возможности использования результатов данного исследования в дальнейшей научно-исследовательской работе, например, при написании дипломной работы.
Могут быть даны конкретные предложения по совершенствованию организации и методики занятий по искусству.
Список литературы
Объем и качество используемой литературы показывает, насколько студент владеет основной, необходимой и современной научной и искусствоведческой информацией. По списку литературы можно судить о глубине исследования, о его направлении и даже о точке зрения исследователя на научную проблему.
В список литературы включаются такие источники информации по проблеме исследования, как школьные программы, учебники, научные монографии, книги, методические пособия, статьи из научных сборников и журналов. В некоторых случаях, когда говорится о недостаточной изученности темы исследования и в тексте пояснительной записки упоминается содержание курсовых и дипломных работ, выполненных другими студентами, то в конце списка литературы отдельной группой могут быть перечислены рассмотренные исследования.
В список литературы рекомендуется занести следующие источники информации,
во-первых, содержание которых использовали в ходе разработки научной проблемы и темы исследования, но не цитировали в тексте курсовой работы;
во-вторых, на которую ссылались во введении или в теоретическом разделе, например, указывая имя автора-исследователя.
В-третьих, из которых брали конкретный материал для критики, пересказа (со ссылкой на источник) и прямого цитирования (с указанием страницы источника).
В разделе пояснительной записки «Список литературы» все источники оформляются в соответствии с государственным стандартом и располагаются в алфавитном порядке. В Приложении II дается образец оформления списка литературы, в который входят различные виды и формы печатных работ. В качестве образца можно использовать и список рекомендуемой литературы в данном методическом пособии.
Приложение
Приложение к курсовой работе по методике изобразительного искусства чаще всего представлено материалами, отражающими результаты опытно-педагогической деятельности студента, поиски содержания и формы наглядных пособий и, непосредственно, наглядный дидактический материал, выполненный студентом в рамках курсового проекта.
В приложении, которое размещается в конце пояснительной записки, содержится материал, не вошедший в текст основной части, но подтверждающий апробацию методического материала (фотографии, фиксирующие моменты опытной работы с детьми на уроках, и фотографии с изображением «монументальных» детских работ) и раскрывающий объем подготовительной работы (эскизы решения формы дидактического материала). Такое приложение имеет размер не более А4 и сшивается в единый блок с текстовой частью пояснительной записки
Другой вариант приложения представляет собой относительно самостоятельные части курсовой работы. Отдельно могут быть представлены иллюстрированные словари терминов и понятий по искусству, наглядные пособия размером больше формата А4, динамические пособия или объемно-пространственные композиции (куклы-модели в национальном или историческом костюме, глиняные игрушки, мобили, макеты архитектурных памятников) и папки с детскими работами. В связи с этим «автономные» приложения должны иметь подпись, содержащую название курсовой работы, имя автора, и продуманную форму хранения (см. Приложение IV).
Защита курсовой работы и критерии ее оценки
Законченные курсовые работы сдаются в назначенный срок на кафедру для их проверки научным руководителем.
Курсовая работа возвращается студенту с рецензией руководителя, в которой дается оценка работы. В рецензии могут быть замечания по содержанию и оформлению курсовой работы и рекомендации по ее доработке.
Студент может внести исправления и доработать курсовой проект, а в случае несогласия с замечаниями подготовить аргументированный ответ на них и высказать его в ходе защиты работы.
Если работа получает неудовлетворительную оценку, то студент ее исправляет и дополняет в соответствии с замечаниями в рецензии и сдает повторно на проверку вместе с ранее полученной рецензией.
Курсовая работа принимается в порядке открытой защиты перед специальной комиссией и в присутствии преподавателей кафедры и студентов. В ходе доклада по теме курсовой работы студент кратко излагает основные положения работы, доказывает правильность сделанных выводов, а также отвечает на замечания научного руководителя, которые он сделал в рецензии и на полях курсовой работы. В конце доклада студент должен ответить на вопросы, заданные членами комиссии, присутствующими на защите преподавателями и студентами.
При оценке курсовой работы комиссия учитывает как качество написания и оформления работы, так и содержательность доклада, и аргументированные ответы на замечания и вопросы в ходе защиты.
Защита курсовой работы оценивается по пятибалльной системе, за курсовую работу в зачетной книжке ставится дифференцированный зачет.
Оценка «отлично» ставится при условии, если:
пояснительная записка выполнена на высоком теоретическом уровне, с полным раскрытием темы, в ней даны глубокие обобщения теории и аргументированная самооценка результатов опытной работы;
методические разработки (сценарии занятий), выполненные в рамках проекта, прошли апробацию на педагогической практике, и результаты их успешности отражены в качестве детских работ;
дидактические материалы выполнены на высоком художественном уровне;
сделан хороший доклад по теме исследования;
даны аргументированные ответы на замечания, сделанные в рецензии руководителем проекта, и все поставленные вопросы в ходе защиты.
Оценка «хорошо» ставится, если:
пояснительная записка выполнена в полном объеме на достаточно высоком теоретическом уровне и содержит отдельные выводы и обобщения;
сделаны методические разработки (сценарии занятий) на основе теоретического исследования, но не прошли апробации в учебных заведениях;
дидактические материалы разработаны самостоятельно и выполнены на хорошем уровне;
в курсовой проект внесены исправления в соответствии с замечаниями руководителя;
сделан хороший доклад и даны ответы на вопросы, заданные в ходе защиты.
Оценку «удовлетворительно» получает студент, если:
пояснительная записка написана в соответствии с принятым планом, при наличии в ней теоретических положений и определенной логики;
имеются методические разработки (планы, конспекты занятий), не прошедшие апробации на практике;
дидактический материал представлен лишь в виде ксерокопий;
в рецензии руководителя сделаны существенные замечания, которые повлекли за собой серьезную работу, направленную на исправление и дополнение содержания курсовой работы;
сделан доклад, но были затруднения при ответах на вопросы, даны слабо аргументированные ответы на замечания присутствующих.
Студенты, не выполнившие в срок курсовую работу по методике изобразительного искусства или не защитившие ее (получившие неудовлетворительную оценку), к экзамену по методике преподавания изобразительного искусства в школе не допускаются.
- Л.В. Неретина теория и методика обучения изобразительному искусству Методическое пособие
- Оглавление
- Раздел V. Учитель организатор и руководитель учебного процесса на уроках изо. Наглядность как средство активизации изодеятельности 72
- Раздел VI. Урок изобразительного искусства как основная форма управления художественно-познавательной и творческой деятельностью учащихся 80
- Раздел VII. Современные педагогических теорий и технологий в художественном образовании 99
- Раздел VIII. Внеклассная и внешкольная работа в области художественного образования 120
- Пояснительная записка
- Распределение часов курса по темам и видам работ
- Введение Место изобразительного искусства в системе общего развития и художественного воспитания школьников
- Раскрывает образовательную ценность (обучающее, развивающее и воспитывающее значение) изобразительного искусства в формировании личности
- Раздел I. Становление КонцепциЙ и научных школ современного художественного образования. Цели и задачи преподавания изо в школе
- 1.1. Истории становления художественного образования в России конец хiх-хх вв.
- 1.2. Концепции и научные школы художественного образования
- 1.3. Цели и задачи преподавания изо в школе. Сравнительный анализ примерных программ по изобразительному искусству в общеобразовательной школе
- И художественный труд»
- Тема 1. Анализ Федерального компонента государственного общего образования предметной области «Искусство»
- Тема 1. «Сравнительный анализ примерных программ по изобразительному искусству для общеобразовательных школ»
- Тема 2. «Учебно-методический комплекс к программам изо»
- Раздел II. Закономерности проявления творческих способностей школьников на уроках изобразительного искусства
- 2.1. Учет возрастных особенностей детей в обучении на уроках изобразительного искусства
- 2.2. Взаимосвязь основных направлений деятельности в процессе художественного творчества в области пластических искусств
- Тема 1. «Экспертиза детского рисунка»
- Раздел III. Разнообразие видов художественной деятельности по изобразительному искусству
- 3.1. Виды учебных занятий и разнообразие художественной деятельности на уроках изобразительного и декоративно-прикладного искусства
- Раздел IV. Обучения изобразительному искусству в школе Основы дидактических принципов и методов
- 4.1. Система дидактических принципов обучения изобразительному искусству в школе
- 4.2. Система методов и методических приемов развития учебной мотивации на уроках изобразительного искусства
- 4.3. Педагогический рисунок как наглядный метод обучения рисованию и прием развития изобразительного творчества учащихся
- Педагогический рисунок
- Педагогический рисунок. Стилизация природных форм.
- Педагогический рисунок. Композиционное построение. Стилизация форм.
- Раздел V. Учитель организатор и руководитель учебного процесса на уроках изо. Наглядность как средство активизации изодеятельности
- 5.1. Календарно-тематическое планирование занятий по изобразительному искусству на год
- Тема 1. Выполнить иллюстративный тематический план на учебный год на листе формата а3, в изобразительных материалах и техниках, соответствующих поурочным учебным заданиям плана.
- Тема 2. Написать пояснительную записку к разработанному тематическому плану на учебный год в соответствии с современными требованиями.
- 5.2. Кабинет изобразительного искусства в школе. Методический фонд кабинета. Требования к наглядным пособиям
- Раздел VI. Урок изобразительного искусства как основная форма управления художественно-познавательной и творческой деятельностью учащихся
- 6.1. Поурочное планирование уроков изо
- 6.2. Методика организации и проведения уроков рисования с натуры и по представлению
- 6.3. Методика организации занятий по тематической композиции. Эстетическое восприятие как основное средство развития творческих способностей учащихся
- 6.4. Методика организации и проведения уроков декоративно-прикладной деятельности и конструирования. Комплексный подход в преподавании народного декоративно-прикладного искусства
- 2 Вариант урока дпд.
- 6.5. Методика организации и проведения уроков эстетического восприятия действительности и искусства. Уроки-беседы по искусству
- Составление планов-конспектов по всем видам уроков изобразительного искусства
- Раздел VII. Современные педагогических теорий и технологий в художественном образовании
- 7.1. Современных педагогических теорий и технологий в художественном образовании
- 7.2. Интеграция искусств на уроках изобразительного искусства. Музыка и литература на уроке изо
- 7.2. Инновационная работа учителя изобразительного искусства. Национально-региональный компонент программ по изобразительному искусству
- 7.3. Организация коллективной деятельность на уроках изо
- Раздел VIII. Внеклассная и внешкольная работа в области художественного образования
- 8.1. Внеклассная и внешкольная работа в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Факультативы и кружки по изобразительному искусству
- 8.2. Особенности организации занятий по изобразительному искусству в школах с углубленным изучением изобразительного искусства
- 8.3. Основные методы научно-исследовательской работы в художественного образования (в методике преподавания изобразительного искусства)
- Форма итогового контроля
- Тестовые задания «Методика обучения изобразительному искусству в школе»
- 1 Вариант
- 2 Вариант
- 3 Вариант
- Порядок проведения государственного экзамена
- Экзаменационные вопросы к государственному экзамену
- Методические указания для курсовой работы
- Введение
- Теоретическое исследование
- Опытно-педагогическая работа
- Методические рекомендации кроме (или вместо) планов-конспектов занятий могут содержать:
- Заключение
- Рекомендуемые источники и литература (основная и дополнительная) Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Документы Министерства образования России
- Стандарт основного общего образования изобразительное искусство
- К практической работе «Составление тематического планирования к урокам изобразительного искусства
- Анализ урока
- Самоанализ урока
- Неретина Лидия Владимировна