Экзаменационные вопросы к государственному экзамену
Место изобразительного искусства в системе общего развития и художественного воспитания школьников.
Художественное образование в Древнем мире.
Характеристика художественного образования эпохи Возрождения. Основные принципы художественного воспитания – Ч.Ченнини, А.Б. Альберти, Леонардо да Винчи, А.Дюрер.
Развитие методов преподавания рисования в общеобразовательных учреждениях Европы в XVII- XVIII вв. Влияние трудов Я.А.Коменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци на развитие художественной педагогики.
Художественное образование детей в зарубежной школе в ХХ в.
Характеристика художественного образования в России до XVIII в.
Художественное образование в России на рубеже XIX-XX в.
Содержание и методы художественного образования детей в 20-30 гг. ХХ в. в Советской России.
Развитие содержания предмета «Изобразительное искусство» и методов преподавания в 60-90 гг. ХХ в.
Цели, задачи и содержание занятий по изобразительному искусству в современной общеобразовательной школе. Сравнительный анализ типовых программ по изобразительному искусству.
Современные методы и приемы приобщения детей к изобразительному искусству.
Организация учебно-воспитательного процесса по изобразительному искусству. Тематическое планирование.
Урок ИЗО – основная форма приобщения детей к изобразительному искусству. Поурочное планирование: план, конспект, сценарий урока ИЗО.
Основные этапы развития детского рисунка. Учет возрастных особенностей в процессе преподавания изобразительного искусства. Особенности организации работы с одаренными детьми.
Виды художественной деятельности, объем знаний, умений и навыков учащихся, предусмотренный типовой программой «Изобразительное искусство» под ред. В.С. Кузина.
Виды художественной деятельности, объем знаний, умений и навыков учащихся, предусмотренный типовой программой «Изобразительное искусство и художественный труд» под ред. Б.М. Неменского.
Характеристика программы «Изобразительное искусство и художественный труд» под ред. Т.Я. Шпикаловой.
Методика ведения уроков рисования с натуры (живопись, графика).
Методика ведения уроков тематического рисования.
Методика ведения уроков по декоративно-прикладной деятельности.
Методика ведения уроков-бесед по изобразительному и декоративно-прикладному искусству. Организация эстетического восприятия действительности.
Методика ведения занятий по художественному конструированию.
Интеграция искусств на уроках изобразительного искусства. Литература и музыка на уроках ИЗО.
Особенности ведения уроков коллективной художественно-творческой деятельности.
Педагогический рисунок, его место в процессе обучения и развития детей средствами изобразительного искусства.
Учет особенностей местной художественной культуры и народных традиций при разработке регионального компонента в типовых программах по изобразительному искусству.
Кабинет ИЗО в школе. ТСО на уроках ИЗО. Требования к наглядным пособиям по изобразительному искусству. Динамические таблицы.
Внеклассная и внешкольная формы работы по изобразительному искусству. Факультативные занятия по изобразительному искусству. Школьный музей. Принципы создания, функции, организация экспозиции.
Особенности инновационной работы по художественному образованию. Исследовательская деятельность педагога. Диагностика художественного развития детей.
- Л.В. Неретина теория и методика обучения изобразительному искусству Методическое пособие
- Оглавление
- Раздел V. Учитель организатор и руководитель учебного процесса на уроках изо. Наглядность как средство активизации изодеятельности 72
- Раздел VI. Урок изобразительного искусства как основная форма управления художественно-познавательной и творческой деятельностью учащихся 80
- Раздел VII. Современные педагогических теорий и технологий в художественном образовании 99
- Раздел VIII. Внеклассная и внешкольная работа в области художественного образования 120
- Пояснительная записка
- Распределение часов курса по темам и видам работ
- Введение Место изобразительного искусства в системе общего развития и художественного воспитания школьников
- Раскрывает образовательную ценность (обучающее, развивающее и воспитывающее значение) изобразительного искусства в формировании личности
- Раздел I. Становление КонцепциЙ и научных школ современного художественного образования. Цели и задачи преподавания изо в школе
- 1.1. Истории становления художественного образования в России конец хiх-хх вв.
- 1.2. Концепции и научные школы художественного образования
- 1.3. Цели и задачи преподавания изо в школе. Сравнительный анализ примерных программ по изобразительному искусству в общеобразовательной школе
- И художественный труд»
- Тема 1. Анализ Федерального компонента государственного общего образования предметной области «Искусство»
- Тема 1. «Сравнительный анализ примерных программ по изобразительному искусству для общеобразовательных школ»
- Тема 2. «Учебно-методический комплекс к программам изо»
- Раздел II. Закономерности проявления творческих способностей школьников на уроках изобразительного искусства
- 2.1. Учет возрастных особенностей детей в обучении на уроках изобразительного искусства
- 2.2. Взаимосвязь основных направлений деятельности в процессе художественного творчества в области пластических искусств
- Тема 1. «Экспертиза детского рисунка»
- Раздел III. Разнообразие видов художественной деятельности по изобразительному искусству
- 3.1. Виды учебных занятий и разнообразие художественной деятельности на уроках изобразительного и декоративно-прикладного искусства
- Раздел IV. Обучения изобразительному искусству в школе Основы дидактических принципов и методов
- 4.1. Система дидактических принципов обучения изобразительному искусству в школе
- 4.2. Система методов и методических приемов развития учебной мотивации на уроках изобразительного искусства
- 4.3. Педагогический рисунок как наглядный метод обучения рисованию и прием развития изобразительного творчества учащихся
- Педагогический рисунок
- Педагогический рисунок. Стилизация природных форм.
- Педагогический рисунок. Композиционное построение. Стилизация форм.
- Раздел V. Учитель организатор и руководитель учебного процесса на уроках изо. Наглядность как средство активизации изодеятельности
- 5.1. Календарно-тематическое планирование занятий по изобразительному искусству на год
- Тема 1. Выполнить иллюстративный тематический план на учебный год на листе формата а3, в изобразительных материалах и техниках, соответствующих поурочным учебным заданиям плана.
- Тема 2. Написать пояснительную записку к разработанному тематическому плану на учебный год в соответствии с современными требованиями.
- 5.2. Кабинет изобразительного искусства в школе. Методический фонд кабинета. Требования к наглядным пособиям
- Раздел VI. Урок изобразительного искусства как основная форма управления художественно-познавательной и творческой деятельностью учащихся
- 6.1. Поурочное планирование уроков изо
- 6.2. Методика организации и проведения уроков рисования с натуры и по представлению
- 6.3. Методика организации занятий по тематической композиции. Эстетическое восприятие как основное средство развития творческих способностей учащихся
- 6.4. Методика организации и проведения уроков декоративно-прикладной деятельности и конструирования. Комплексный подход в преподавании народного декоративно-прикладного искусства
- 2 Вариант урока дпд.
- 6.5. Методика организации и проведения уроков эстетического восприятия действительности и искусства. Уроки-беседы по искусству
- Составление планов-конспектов по всем видам уроков изобразительного искусства
- Раздел VII. Современные педагогических теорий и технологий в художественном образовании
- 7.1. Современных педагогических теорий и технологий в художественном образовании
- 7.2. Интеграция искусств на уроках изобразительного искусства. Музыка и литература на уроке изо
- 7.2. Инновационная работа учителя изобразительного искусства. Национально-региональный компонент программ по изобразительному искусству
- 7.3. Организация коллективной деятельность на уроках изо
- Раздел VIII. Внеклассная и внешкольная работа в области художественного образования
- 8.1. Внеклассная и внешкольная работа в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Факультативы и кружки по изобразительному искусству
- 8.2. Особенности организации занятий по изобразительному искусству в школах с углубленным изучением изобразительного искусства
- 8.3. Основные методы научно-исследовательской работы в художественного образования (в методике преподавания изобразительного искусства)
- Форма итогового контроля
- Тестовые задания «Методика обучения изобразительному искусству в школе»
- 1 Вариант
- 2 Вариант
- 3 Вариант
- Порядок проведения государственного экзамена
- Экзаменационные вопросы к государственному экзамену
- Методические указания для курсовой работы
- Введение
- Теоретическое исследование
- Опытно-педагогическая работа
- Методические рекомендации кроме (или вместо) планов-конспектов занятий могут содержать:
- Заключение
- Рекомендуемые источники и литература (основная и дополнительная) Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Документы Министерства образования России
- Стандарт основного общего образования изобразительное искусство
- К практической работе «Составление тематического планирования к урокам изобразительного искусства
- Анализ урока
- Самоанализ урока
- Неретина Лидия Владимировна