И художественный труд»
Второй этап «Основы художественного мышления и знаний» (среднее звено школы 5-9классы) – это три столпа пластического искусства: изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство и архитектура с дизайном. Каждому из них посвящен большой, не менее года, целостный блок уроков. На этом этапе прослеживаются связи с жизнью именно видов и жанров искусства, происходит изучение и осознание особенности языка каждого вида искусств, их сходства и различия, неповторимости духовной, социальной функции, роли в жизни человека и общества.
Третий этап «Основы художественного сознания» (10-11 классы) завершает среднее образование. Здесь всем нужно дать достаточно серьезный уровень знаний истории искусств или в курсе «Мировой художественной культуры», или в курсах параллельных программ пластических искусств, музыки, литературы, кино. Параллельно теоретическим курсам рекомендуется вести, по выбору ученика, один из практических курсов: «грамота изобразительная», «декоративная грамота», «грамота дизайна», «основы зрелищной культуры». Только в тесной взаимосвязи теории и практики можно достичь осознания пластического искусства как части культуры, материальной и духовной.
Связь с другими предметами. Межпредметные связи с природоведением и краеведением, историей, литературой и музыкой. Интеграция знаний, интеграция искусств, раскрывается понятие синтез искусств: книга, театр, кино, праздник…
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-4 классы; программа «Изобразительное искусство» авторы Т.Я. Шпиккаловой и другие.
Отличительной особенностью программы является новый взгляд на предмет «Изобразительное искусство» в школе, суть которого заключается в том, что искусство в нем рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе эстетический, художественный и нравственный опыт народа, как целостность, состоящая из народного и профессионально- художественного искусства, проявляющихся и живущих по своим законам и находящихся в постоянном взаимодействии.
Отсюда в содержании программы по-новому отражены интеграционные связи различных художественных пластов и видов искусства, в результате чего народное искусства наряду с профессионально-художественным выступает системно-образующим фактором культуры. Этим обусловлено включение в программу народного и профессионального искусства в их гармоничном единстве на протяжении всех девяти лет обучения в основной школе.
Освоение отечественного и зарубежного искусства рассматривается как процесс диалога культур, процесс взаимовлияния и взаимообогащения при сохранении собственного многообразия.
Цель программы: формирование и развитие художественной культуры личности на основе высших гуманитарных ценностей средствами отечественной и мировой культуры; развитие и формирование человека как целостной личности и неповторимой творческой индивидуальности.
Задачи:
Воспитывать уважительное и бережное отношение к художественному наследию России, интерес к искусству народов мира.
Способствовать формированию чувства национального достоинства, культуры и межнационального общения, умение видеть памятники истории и культуры в связи с историей, бытом и жизнью народа.
Способствовать формированию образного мышления, творческого воображения, культурно-исторической памяти в процессе комплексного освоения искусства России.
Развивать коммуникативные качества и активную жизненную позицию через участие учащихся в эстетическом преобразовании среды в рамках культурной жизни семьи, школы, города (села) при опоре на уважительное отношение к традициям, культуры разных народов России и установке на межнациональное согласие и культурное взаимодействие.
Особенности программы:
раскрываются доступные пониманию учащихся исконно русские художественно-культурные ценности, взаимосвязи народного и классического искусства;
активная творческая деятельность учащихся обеспечивается интеграцией уроков изобразительного искусства и художественного труда на основе народных традиций путем раскрытия разнообразных связей искусства с жизнью;
учащиеся учатся видеть и ценить мир искусства «рядом» на примерах произведений художников и народных мастеров родного края; учатся понимать, что искусство своего региона и отечества – путь к познанию искусства любых эпох и народов.
Основные виды художественной деятельности:
ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность – диалоги об искусстве;
изобразительная деятельность: живопись, графика, скульптура;
декоративно-прикладная деятельность;
художественно - конструкторская деятельность;
художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств.
Связь с другими предметами.
Межпредметные связи с природоведением и краеведением, историей, литературой и музыкой.
Комплексный подход в изучении темы народного быта и культуры с опорой на интеграцию искусств.
От межпредметных связей связей к интеграции искусств на уроках ИЗО. Раскрывается понятие синкретичность народного искусства, обусловленная целостностью народной культуры (синкретизм – нерасчлененность, слитность, характерная для первоначального состояния чего-либо).
Контрольные вопросы:
Роль и место искусства в современном содержании образования.
Раскройте цели, задачи, роль изобразительного искусства в развитии личности, обозначенные в современных нормативно-правовых документах.
Назовите основные концепции и научные школы современного художественного образования: дайте им характеристику.
Каковы возможности каждой из примерных программ «Изобразительного искусства» в раскрытии всесторонней связи искусства с жизнью, преобразующей силы искусства?
Есть ли принципиальное отличие в формулировке целей и задач предмета в примерных программах «Изобразительное искусство»?
Что нового внесла в методику обучения изобразительному искусству в школе программа под ред. Б.М. Неменского?
Что положено в основу развития детского художественного творчества в каждой их типовых программ по изобразительному искусству?
Дать характеристику Концепции этнокультурного образования в Российской Федерации. (Авторы Шпикалова Т.Я., Бакланова Т.И., Ершова Л.В.)
Практическая работа.
- Л.В. Неретина теория и методика обучения изобразительному искусству Методическое пособие
- Оглавление
- Раздел V. Учитель организатор и руководитель учебного процесса на уроках изо. Наглядность как средство активизации изодеятельности 72
- Раздел VI. Урок изобразительного искусства как основная форма управления художественно-познавательной и творческой деятельностью учащихся 80
- Раздел VII. Современные педагогических теорий и технологий в художественном образовании 99
- Раздел VIII. Внеклассная и внешкольная работа в области художественного образования 120
- Пояснительная записка
- Распределение часов курса по темам и видам работ
- Введение Место изобразительного искусства в системе общего развития и художественного воспитания школьников
- Раскрывает образовательную ценность (обучающее, развивающее и воспитывающее значение) изобразительного искусства в формировании личности
- Раздел I. Становление КонцепциЙ и научных школ современного художественного образования. Цели и задачи преподавания изо в школе
- 1.1. Истории становления художественного образования в России конец хiх-хх вв.
- 1.2. Концепции и научные школы художественного образования
- 1.3. Цели и задачи преподавания изо в школе. Сравнительный анализ примерных программ по изобразительному искусству в общеобразовательной школе
- И художественный труд»
- Тема 1. Анализ Федерального компонента государственного общего образования предметной области «Искусство»
- Тема 1. «Сравнительный анализ примерных программ по изобразительному искусству для общеобразовательных школ»
- Тема 2. «Учебно-методический комплекс к программам изо»
- Раздел II. Закономерности проявления творческих способностей школьников на уроках изобразительного искусства
- 2.1. Учет возрастных особенностей детей в обучении на уроках изобразительного искусства
- 2.2. Взаимосвязь основных направлений деятельности в процессе художественного творчества в области пластических искусств
- Тема 1. «Экспертиза детского рисунка»
- Раздел III. Разнообразие видов художественной деятельности по изобразительному искусству
- 3.1. Виды учебных занятий и разнообразие художественной деятельности на уроках изобразительного и декоративно-прикладного искусства
- Раздел IV. Обучения изобразительному искусству в школе Основы дидактических принципов и методов
- 4.1. Система дидактических принципов обучения изобразительному искусству в школе
- 4.2. Система методов и методических приемов развития учебной мотивации на уроках изобразительного искусства
- 4.3. Педагогический рисунок как наглядный метод обучения рисованию и прием развития изобразительного творчества учащихся
- Педагогический рисунок
- Педагогический рисунок. Стилизация природных форм.
- Педагогический рисунок. Композиционное построение. Стилизация форм.
- Раздел V. Учитель организатор и руководитель учебного процесса на уроках изо. Наглядность как средство активизации изодеятельности
- 5.1. Календарно-тематическое планирование занятий по изобразительному искусству на год
- Тема 1. Выполнить иллюстративный тематический план на учебный год на листе формата а3, в изобразительных материалах и техниках, соответствующих поурочным учебным заданиям плана.
- Тема 2. Написать пояснительную записку к разработанному тематическому плану на учебный год в соответствии с современными требованиями.
- 5.2. Кабинет изобразительного искусства в школе. Методический фонд кабинета. Требования к наглядным пособиям
- Раздел VI. Урок изобразительного искусства как основная форма управления художественно-познавательной и творческой деятельностью учащихся
- 6.1. Поурочное планирование уроков изо
- 6.2. Методика организации и проведения уроков рисования с натуры и по представлению
- 6.3. Методика организации занятий по тематической композиции. Эстетическое восприятие как основное средство развития творческих способностей учащихся
- 6.4. Методика организации и проведения уроков декоративно-прикладной деятельности и конструирования. Комплексный подход в преподавании народного декоративно-прикладного искусства
- 2 Вариант урока дпд.
- 6.5. Методика организации и проведения уроков эстетического восприятия действительности и искусства. Уроки-беседы по искусству
- Составление планов-конспектов по всем видам уроков изобразительного искусства
- Раздел VII. Современные педагогических теорий и технологий в художественном образовании
- 7.1. Современных педагогических теорий и технологий в художественном образовании
- 7.2. Интеграция искусств на уроках изобразительного искусства. Музыка и литература на уроке изо
- 7.2. Инновационная работа учителя изобразительного искусства. Национально-региональный компонент программ по изобразительному искусству
- 7.3. Организация коллективной деятельность на уроках изо
- Раздел VIII. Внеклассная и внешкольная работа в области художественного образования
- 8.1. Внеклассная и внешкольная работа в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Факультативы и кружки по изобразительному искусству
- 8.2. Особенности организации занятий по изобразительному искусству в школах с углубленным изучением изобразительного искусства
- 8.3. Основные методы научно-исследовательской работы в художественного образования (в методике преподавания изобразительного искусства)
- Форма итогового контроля
- Тестовые задания «Методика обучения изобразительному искусству в школе»
- 1 Вариант
- 2 Вариант
- 3 Вариант
- Порядок проведения государственного экзамена
- Экзаменационные вопросы к государственному экзамену
- Методические указания для курсовой работы
- Введение
- Теоретическое исследование
- Опытно-педагогическая работа
- Методические рекомендации кроме (или вместо) планов-конспектов занятий могут содержать:
- Заключение
- Рекомендуемые источники и литература (основная и дополнительная) Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Документы Министерства образования России
- Стандарт основного общего образования изобразительное искусство
- К практической работе «Составление тематического планирования к урокам изобразительного искусства
- Анализ урока
- Самоанализ урока
- Неретина Лидия Владимировна