Форма итогового контроля
Формой итогового контроля является зачет и экзамен, который состоит из двух частей теоретической и практической.
Методические указания по выполнению зачетной работы
Программа, тематика урока (занятия), класс, возраст учащихся определяются на практических занятиях по методике ИЗО. При разработке конспекта урока (занятия) следует учесть следующие требования к современному уроку по изобразительному искусству:
Содержание учебного материала и организация урока должны отвечать дидактическим принципам.
Необходимо наличие триединой цели урока (обучающей, развивающей и воспитывающей).
Оборудование урока: дидактические пособия, музыкальный, литературный, зрительный ряд, инструменты и изобразительные материалы должны быть тщательно продуманы (оптимальное количество и высокое качество используемых пособий, наличие технических средств обучения, продуманное оформление классной доски и т.д.).
Изложению нового материала должна предшествовать подготовка детей к его восприятию: повторение известного, эмоциональный настрой (стихи, музыка, слайды и др.), вводная беседа (история жанра, материала и проч.).
Перед самостоятельной работой учащихся необходимо четко сформулировать задание, продемонстрировать этапы и технику его выполнения, желательна демонстрация образцов детских работ.
Во время самостоятельной работы вести индивидуальную работу с учащимися: осуществлять контроль методикой ведения работы, оказывать помощь в решении учебных или творческих проблем, предупреждать ошибки.
В конце урока подвести итог: закрепление пройденного материала, анализ лучших работ, обсуждение коллективной работы, оценка активности учащихся на уроке.
Основные требования к оформлению зачетной работы
План-конспект выполняется на листах бумаги формата А4. Образец выполнения конспекта урока изобразительного искусства.
Наглядность: плакаты, таблицы выполнять на листах формата А3 (количество листов зависит от разработки пособия), их можно заменить карточками для эпипроектора, размер которых 20см х 20см. Репродукции (открытки, вырезки из журналов) необходимо наклеить на плотные листы, размер которых зависит от размеров репродукций, но должен быть стандартным (форматы А4 и А3 или 20см х 20см), детские работы (образцы задания) оформить в паспарту размером стандартных форматов.
Зачет по методике обучения изобразительному искусству выставляется при условии правильно выполненного в полном объеме зачетной работы и ее защиты на практическом занятии группы. В случае неверно выполненного задания, студенту предстоит дать самоанализ разработанного им конспекта урока и ответить на ряд вопросов по теории методики организации уроков изобразительного искусства в школе. Если оформление зачетной работы не соответствует предъявляемым требованиям, в том числе и эстетическим нормам, то работа не будет зачтена.
Теоретическую часть представляют экзаменационные вопросы по дисциплине «Теории и методики обучения изобразительному искусству». Практическую часть представляет задание по анализу детского рисунка с точки зрения выявления возрастных особенностей художественного творчества и определения уровня художественных способностей.
Экзаменационные вопросы.
Место изобразительного искусства в системе общего развития и художественного воспитания школьников.
Методы обучения рисованию в дореволюционной России.
Развитие художественного образования в школах России 1917-1980 гг.
Цели, задачи и содержание занятий по изобразительному искусству в современной общеобразовательной школе. Сравнительный анализ типовых программ по изобразительному искусству.
Методы и приемы приобщения детей к изобразительному искусству.
Организация учебно-воспитательного процесса по изобразительному искусству. Тематическое планирование.
Урок ИЗО – основная форма приобщения детей к изобразительному искусству. Поурочное планирование.
Основные этапы развития детского рисунка. Учет возрастных особенностей в процессе преподавания изобразительного искусства.
Виды художественной деятельности, объем знаний, умений и навыков учащихся, предусмотренный типовой программой «Изобразительное искусство» под ред. В.С.Кузина.
Виды художественной деятельности, объем знаний, умений и навыков учащихся, предусмотренный типовой программой «Изобразительное искусство и художественный труд» под ред. Б.М.Неменского.
Методика ведения уроков рисования с натуры (живопись, графика).
Методика ведения уроков тематического рисования.
Методика ведения уроков по декоративно-прикладной деятельности.
Методика ведения уроков-бесед по изобразительному и декоративно-прикладному искусству. Организация эстетического восприятия действительности.
Методика ведения занятий по художественному конструированию.
Литература и музыка на уроках изобразительного искусства.
Учет особенностей местной художественной культуры и народных традиций при разработке регионального компонента в типовых программах по изобразительному искусству.
Педагогический рисунок, его место в процессе обучения и развития детей средствами изобразительного искусства.
Кабинет ИЗО в школе. Требования к наглядным пособиям по изобразительному искусству. Динамические таблицы.
Внеклассная и внешкольная формы работы по изобразительному искусству. Факультативные занятия по изобразительному искусству.
Школьный музей. Принципы создания, функции, организация экспозиции.
Особенности инновационной работы по художественному образованию. Исследовательская деятельность педагога.
Изобразительные техники и приемы на уроках ИЗО.
Особенности ведения уроков коллективной художественно-творческой деятельности.
Характеристика программы «Изобразительное искусство и художественный труд» под ред. Т.Я. Шпикаловой.
Практическое задание имеет три варианта:
дать эстетический анализ художественного произведения (репродукция с произведения живописи, графики по выбору студента);
провести экспертизу детского рисунка, т.е. определить возраст юного художника, оценить уровень его художественных способностей (детский рисунок прилагается к билету);
выполнить педагогический рисунок на доске к уроку рисования с натуры (тема выдается педагогом).
- Л.В. Неретина теория и методика обучения изобразительному искусству Методическое пособие
- Оглавление
- Раздел V. Учитель организатор и руководитель учебного процесса на уроках изо. Наглядность как средство активизации изодеятельности 72
- Раздел VI. Урок изобразительного искусства как основная форма управления художественно-познавательной и творческой деятельностью учащихся 80
- Раздел VII. Современные педагогических теорий и технологий в художественном образовании 99
- Раздел VIII. Внеклассная и внешкольная работа в области художественного образования 120
- Пояснительная записка
- Распределение часов курса по темам и видам работ
- Введение Место изобразительного искусства в системе общего развития и художественного воспитания школьников
- Раскрывает образовательную ценность (обучающее, развивающее и воспитывающее значение) изобразительного искусства в формировании личности
- Раздел I. Становление КонцепциЙ и научных школ современного художественного образования. Цели и задачи преподавания изо в школе
- 1.1. Истории становления художественного образования в России конец хiх-хх вв.
- 1.2. Концепции и научные школы художественного образования
- 1.3. Цели и задачи преподавания изо в школе. Сравнительный анализ примерных программ по изобразительному искусству в общеобразовательной школе
- И художественный труд»
- Тема 1. Анализ Федерального компонента государственного общего образования предметной области «Искусство»
- Тема 1. «Сравнительный анализ примерных программ по изобразительному искусству для общеобразовательных школ»
- Тема 2. «Учебно-методический комплекс к программам изо»
- Раздел II. Закономерности проявления творческих способностей школьников на уроках изобразительного искусства
- 2.1. Учет возрастных особенностей детей в обучении на уроках изобразительного искусства
- 2.2. Взаимосвязь основных направлений деятельности в процессе художественного творчества в области пластических искусств
- Тема 1. «Экспертиза детского рисунка»
- Раздел III. Разнообразие видов художественной деятельности по изобразительному искусству
- 3.1. Виды учебных занятий и разнообразие художественной деятельности на уроках изобразительного и декоративно-прикладного искусства
- Раздел IV. Обучения изобразительному искусству в школе Основы дидактических принципов и методов
- 4.1. Система дидактических принципов обучения изобразительному искусству в школе
- 4.2. Система методов и методических приемов развития учебной мотивации на уроках изобразительного искусства
- 4.3. Педагогический рисунок как наглядный метод обучения рисованию и прием развития изобразительного творчества учащихся
- Педагогический рисунок
- Педагогический рисунок. Стилизация природных форм.
- Педагогический рисунок. Композиционное построение. Стилизация форм.
- Раздел V. Учитель организатор и руководитель учебного процесса на уроках изо. Наглядность как средство активизации изодеятельности
- 5.1. Календарно-тематическое планирование занятий по изобразительному искусству на год
- Тема 1. Выполнить иллюстративный тематический план на учебный год на листе формата а3, в изобразительных материалах и техниках, соответствующих поурочным учебным заданиям плана.
- Тема 2. Написать пояснительную записку к разработанному тематическому плану на учебный год в соответствии с современными требованиями.
- 5.2. Кабинет изобразительного искусства в школе. Методический фонд кабинета. Требования к наглядным пособиям
- Раздел VI. Урок изобразительного искусства как основная форма управления художественно-познавательной и творческой деятельностью учащихся
- 6.1. Поурочное планирование уроков изо
- 6.2. Методика организации и проведения уроков рисования с натуры и по представлению
- 6.3. Методика организации занятий по тематической композиции. Эстетическое восприятие как основное средство развития творческих способностей учащихся
- 6.4. Методика организации и проведения уроков декоративно-прикладной деятельности и конструирования. Комплексный подход в преподавании народного декоративно-прикладного искусства
- 2 Вариант урока дпд.
- 6.5. Методика организации и проведения уроков эстетического восприятия действительности и искусства. Уроки-беседы по искусству
- Составление планов-конспектов по всем видам уроков изобразительного искусства
- Раздел VII. Современные педагогических теорий и технологий в художественном образовании
- 7.1. Современных педагогических теорий и технологий в художественном образовании
- 7.2. Интеграция искусств на уроках изобразительного искусства. Музыка и литература на уроке изо
- 7.2. Инновационная работа учителя изобразительного искусства. Национально-региональный компонент программ по изобразительному искусству
- 7.3. Организация коллективной деятельность на уроках изо
- Раздел VIII. Внеклассная и внешкольная работа в области художественного образования
- 8.1. Внеклассная и внешкольная работа в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Факультативы и кружки по изобразительному искусству
- 8.2. Особенности организации занятий по изобразительному искусству в школах с углубленным изучением изобразительного искусства
- 8.3. Основные методы научно-исследовательской работы в художественного образования (в методике преподавания изобразительного искусства)
- Форма итогового контроля
- Тестовые задания «Методика обучения изобразительному искусству в школе»
- 1 Вариант
- 2 Вариант
- 3 Вариант
- Порядок проведения государственного экзамена
- Экзаменационные вопросы к государственному экзамену
- Методические указания для курсовой работы
- Введение
- Теоретическое исследование
- Опытно-педагогическая работа
- Методические рекомендации кроме (или вместо) планов-конспектов занятий могут содержать:
- Заключение
- Рекомендуемые источники и литература (основная и дополнительная) Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Документы Министерства образования России
- Стандарт основного общего образования изобразительное искусство
- К практической работе «Составление тематического планирования к урокам изобразительного искусства
- Анализ урока
- Самоанализ урока
- Неретина Лидия Владимировна