logo
МЕТОДИКА ИЗО 2011

Форма итогового контроля

Формой итогового контроля является зачет и экзамен, который состоит из двух частей теоретической и практической.

Методические указания по выполнению зачетной работы

Программа, тематика урока (занятия), класс, возраст учащихся определяются на практических занятиях по методике ИЗО. При разработке конспекта урока (занятия) следует учесть следующие требования к современному уроку по изобразительному искусству:

  1. Содержание учебного материала и организация урока должны отвечать дидактическим принципам.

  2. Необходимо наличие триединой цели урока (обучающей, развивающей и воспитывающей).

  3. Оборудование урока: дидактические пособия, музыкальный, литературный, зрительный ряд, инструменты и изобразительные материалы должны быть тщательно продуманы (оптимальное количество и высокое качество используемых пособий, наличие технических средств обучения, продуманное оформление классной доски и т.д.).

  4. Изложению нового материала должна предшествовать подготовка детей к его восприятию: повторение известного, эмоциональный настрой (стихи, музыка, слайды и др.), вводная беседа (история жанра, материала и проч.).

  5. Перед самостоятельной работой учащихся необходимо четко сформулировать задание, продемонстрировать этапы и технику его выполнения, желательна демонстрация образцов детских работ.

  6. Во время самостоятельной работы вести индивидуальную работу с учащимися: осуществлять контроль методикой ведения работы, оказывать помощь в решении учебных или творческих проблем, предупреждать ошибки.

  7. В конце урока подвести итог: закрепление пройденного материала, анализ лучших работ, обсуждение коллективной работы, оценка активности учащихся на уроке.

Основные требования к оформлению зачетной работы

План-конспект выполняется на листах бумаги формата А4. Образец выполнения конспекта урока изобразительного искусства.

Наглядность: плакаты, таблицы выполнять на листах формата А3 (количество листов зависит от разработки пособия), их можно заменить карточками для эпипроектора, размер которых 20см х 20см. Репродукции (открытки, вырезки из журналов) необходимо наклеить на плотные листы, размер которых зависит от размеров репродукций, но должен быть стандартным (форматы А4 и А3 или 20см х 20см), детские работы (образцы задания) оформить в паспарту размером стандартных форматов.

Зачет по методике обучения изобразительному искусству выставляется при условии правильно выполненного в полном объеме зачетной работы и ее защиты на практическом занятии группы. В случае неверно выполненного задания, студенту предстоит дать самоанализ разработанного им конспекта урока и ответить на ряд вопросов по теории методики организации уроков изобразительного искусства в школе. Если оформление зачетной работы не соответствует предъявляемым требованиям, в том числе и эстетическим нормам, то работа не будет зачтена.

Теоретическую часть представляют экзаменационные вопросы по дисциплине «Теории и методики обучения изобразительному искусству». Практическую часть представляет задание по анализу детского рисунка с точки зрения выявления возрастных особенностей художественного творчества и определения уровня художественных способностей.

Экзаменационные вопросы.

  1. Место изобразительного искусства в системе общего развития и художественного воспитания школьников.

  2. Методы обучения рисованию в дореволюционной России.

  3. Развитие художественного образования в школах России 1917-1980 гг.

  4. Цели, задачи и содержание занятий по изобразительному искусству в современной общеобразовательной школе. Сравнительный анализ типовых программ по изобразительному искусству.

  5. Методы и приемы приобщения детей к изобразительному искусству.

  6. Организация учебно-воспитательного процесса по изобразительному искусству. Тематическое планирование.

  7. Урок ИЗО – основная форма приобщения детей к изобразительному искусству. Поурочное планирование.

  8. Основные этапы развития детского рисунка. Учет возрастных особенностей в процессе преподавания изобразительного искусства.

  9. Виды художественной деятельности, объем знаний, умений и навыков учащихся, предусмотренный типовой программой «Изобразительное искусство» под ред. В.С.Кузина.

  10. Виды художественной деятельности, объем знаний, умений и навыков учащихся, предусмотренный типовой программой «Изобразительное искусство и художественный труд» под ред. Б.М.Неменского.

  11. Методика ведения уроков рисования с натуры (живопись, графика).

  12. Методика ведения уроков тематического рисования.

  13. Методика ведения уроков по декоративно-прикладной деятельности.

  14. Методика ведения уроков-бесед по изобразительному и декоративно-прикладному искусству. Организация эстетического восприятия действительности.

  15. Методика ведения занятий по художественному конструированию.

  16. Литература и музыка на уроках изобразительного искусства.

  17. Учет особенностей местной художественной культуры и народных традиций при разработке регионального компонента в типовых программах по изобразительному искусству.

  18. Педагогический рисунок, его место в процессе обучения и развития детей средствами изобразительного искусства.

  19. Кабинет ИЗО в школе. Требования к наглядным пособиям по изобразительному искусству. Динамические таблицы.

  20. Внеклассная и внешкольная формы работы по изобразительному искусству. Факультативные занятия по изобразительному искусству.

  21. Школьный музей. Принципы создания, функции, организация экспозиции.

  22. Особенности инновационной работы по художественному образованию. Исследовательская деятельность педагога.

  23. Изобразительные техники и приемы на уроках ИЗО.

  24. Особенности ведения уроков коллективной художественно-творческой деятельности.

  25. Характеристика программы «Изобразительное искусство и художественный труд» под ред. Т.Я. Шпикаловой.

Практическое задание имеет три варианта: