8.3. Основные методы научно-исследовательской работы в художественного образования (в методике преподавания изобразительного искусства)
Сегодня как никогда активизировался процесс совершенствования художественного образования и воспитания, о чем говорит большая опытная работа учителей ИЗО в области преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Анализируя педагогический опыт учителей ИЗО и результаты педагогических исследований, можно выделить ряд основных направлений инновационной работы:
1) разработка нового содержания:
расширение культурологического кругозора (программа Б.М. Неменского);
углубление этнохудожественных знаний, связанных с народного художественного творчества и традиционной культуры народов России;
(программа Т.Я.Шпикаловой);
разработка регионального компонента, т.е. содержания основанного на местных культурных традициях и искусстве;
2) поиски новых изобразительных материалов и технологий, в т.ч. основы художественного конструирования и макетирования с целью развития интереса к изотворчеству и творческого потенциала (углубление технологический умений и навыков в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства);
3) совершенствование методики преподавания изобразительного искусства в школе:
развитие интеграционных связей ИЗО с другими школьными предметами гуманитарного и эстетического цикла;
полихудожественный подход к художественному воспитанию через взаимодействие искусств (интеграция музыки, литературы, изо, дпи, театра);
приемы развивающего обучения (проблемные методы, игровые приемы, педагогическая драматизация и т.п.);
4) разработка специальной методики обучения рисованию детей, имеющих физические недостатки или заторможенное развитие.
С какой целью ведутся исследования педагогического опыта? С целью повысить эффективность процесса обучения и воспитания, сделать его менее энергоемким и более результативным. Сделать опыт гласным и достоянием коллег.
Для этого необходимо распознать инновационность педагогического опыта:
Новизна – этот критерий может быть не основным, признак новизны может проявиться на уровне теории или методики или практики, т.е. на разных этапах выявления ППО (ничего нового в теории, оригинальная методическая школа, новизна может затрагивать фрагменты, элементы методической системы).
Высокая результативность
Стабильность, устойчивость результатов
Преемственность – сомнение, т.к. с одной стороны, все новое зарождается в старом, но, с другой стороны, новое может отрицать старое
Перспективность – сомнение, так как перспективность определяется на заключительном этапе практических проверок и переходе к широкому внедрению это скорее критерий связан с соответствием опыта социальному заказу и социальной актуальности.
Соответствие достижениям науки – это соответствует общефилософскому утверждению единства теории и практики.
Оптимальность - сложно рассмотреть на первых этапах вычленения опыта и его изучения, порой в ходе внедрения находятся оптимальные решения (разрабатываются наглядные пособия и подключаются ТСО и пр.)
Актуальность - соответствие тенденциям общественного развития.
Возможность творческого применения другими
Репрезентативность (достоверность достаточная проверка опыта по времени, подтверждение хороших результатов в работе учителей, взявших данный опыт на вооружение, т.е. эффективность при его переносе) – сомнительный критерий для распознания, он относится скорее к внедрению.
Если учесть, что педагогический опыт имеет индивидуальный, личностный характер, то его перенять полностью невозможно.
К.Д. Ушинский: «Передается мысль, выведенная из опыта, но не сам опыт».
П.П. Блонский: «… лишь идея, а не техника и не талант может быть сообщен одним лицом другому, и потому лишь в виде идей, т.е. в виде теоретической науки, может существовать педагогика».
Следовательно, необходимо изучить, теоретические обосновать ППО, т.е. обобщить его до идеи, которую можно перенять.
Две ступени обобщения ППО.
1 ступень – накопление опыта и обобщение его для себя.
2 ступень – обобщение опыта с целью передачи другим.
Основные этапы обобщения ППО:
1 этап распознание ППО главный критерий – устойчивые положительные результаты педагогической деятельности новатора.
2 этап выявить процессуально-содержательные факторы успешности, теоретические и методические основы опыта. Главный изучения ППО - принцип научности.
3 этап обобщение ППО теоретическое обоснование его;
4 этап комплексное представление опыта в виде практических рекомендаций.
5 этап внедрение и распространение ППО в школьную практику.
Процесс обобщения педагогического опыта - процесс опытно- исследовательской работы идет от практики через теоретическое осмысление и обоснование результатов практики к широкому внедрению.
Процесс научного исследования имеет направление от теории и теоретической гипотезы через апробацию (эксперимент, опыт) к широкому внедрению в практику.
Рассмотрим основные методы, наиболее приемлемые для научно- исследовательской и опытно-исследовательской работы в области методики преподавания ИЗО.
1. Теоретический анализ литературы по психологии изобразительного творчества, педагогике, искусствоведению и смежным дисциплинам (краеведение, этнография, история и др.), научных статей в периодических изданиях, а также сравнительный анализ школьных программ, методических и учебных пособий. Изучение литературы ведется, для того чтобы,
во-первых, познакомиться с актуальными проблемами, основными направлениями исследования, накопленным опытом в области художественного образования;
во-вторых, найти ответ на возникший вопрос или пути решения определенной проблемы;
в-третьих, получить теоретическое подтверждение верности предположений, которые возникли в ходе практики, в ходе анализа практических результатов.
2. Опытная работа нацелена
на определение содержания занятий,
на выявление возможных путей, методов и средств решения исследуемой проблемы.
В рамках исследования методических проблем опытная работа сводится к апробации разработанных конспектов уроков с новым содержанием или материалами изображения, апробации новой методики организации и ведения занятий (новых педагогических технологий).
Опытная работа дает возможность вести наблюдение за учебной и творческой деятельностью детей в естественных условиях и анализировать результаты их художественной деятельности. Для анализа и оценки результатов необходимо заранее определить объект наблюдения (изучения) и критерии оценки уровня его состояния (развития).
Таким образом, опытная работа позволяет
выявить методические условия ведения занятий и получения высокого результата,
определить критерии оценки результатов деятельности учащихся,
наметить пути дальнейшего повышения эффективности учебного процесса.
3. Экспериментальная работа ведется с целью подтверждения разработанной методики, которая получила теоретическое подтверждение и прошла частичную апробацию в ходе опытной работы. Экспериментальная работа ведется по тщательно разработанному плану, требует от исследователя четкого соблюдения методики эксперимента и наличие достаточного опыта ведения исследовательской работы. Эксперимент может проходить в искусственно созданных условиях, в ограниченной группе детей, с использованием технических и лабораторных средств. Для чистоты эксперимента выбирается две группы: контрольная и экспериментальная.
4. Наблюдение за деятельностью детей дает возможность определить критерии, характеризующие успешность воздействия педагога на деятельность учащихся (внимание, эмоциональность, активность, интерес, самостоятельность и т.п.) и выявить динамику развития того или иного качества деятельности (рост, снижение, угасание и т.п.).
5. Анализ детских работ (учебных и творческих) позволяет разработать объективные критерии оценки результатов деятельности, оценки уровня сознательности, интеллектуального развития, творческого потенциала учащихся и т.п.
6. Анкетирование и интервьюирование педагогов изобразительного искусства (студентов-практикантов) проводится с целью получения информации, подтверждающей или опровергающей предположение, выдвинутое в начале исследования, или выводы, которые сделаны студентом-исследователем в итоге теоретического исследования проблемы.
- Л.В. Неретина теория и методика обучения изобразительному искусству Методическое пособие
- Оглавление
- Раздел V. Учитель организатор и руководитель учебного процесса на уроках изо. Наглядность как средство активизации изодеятельности 72
- Раздел VI. Урок изобразительного искусства как основная форма управления художественно-познавательной и творческой деятельностью учащихся 80
- Раздел VII. Современные педагогических теорий и технологий в художественном образовании 99
- Раздел VIII. Внеклассная и внешкольная работа в области художественного образования 120
- Пояснительная записка
- Распределение часов курса по темам и видам работ
- Введение Место изобразительного искусства в системе общего развития и художественного воспитания школьников
- Раскрывает образовательную ценность (обучающее, развивающее и воспитывающее значение) изобразительного искусства в формировании личности
- Раздел I. Становление КонцепциЙ и научных школ современного художественного образования. Цели и задачи преподавания изо в школе
- 1.1. Истории становления художественного образования в России конец хiх-хх вв.
- 1.2. Концепции и научные школы художественного образования
- 1.3. Цели и задачи преподавания изо в школе. Сравнительный анализ примерных программ по изобразительному искусству в общеобразовательной школе
- И художественный труд»
- Тема 1. Анализ Федерального компонента государственного общего образования предметной области «Искусство»
- Тема 1. «Сравнительный анализ примерных программ по изобразительному искусству для общеобразовательных школ»
- Тема 2. «Учебно-методический комплекс к программам изо»
- Раздел II. Закономерности проявления творческих способностей школьников на уроках изобразительного искусства
- 2.1. Учет возрастных особенностей детей в обучении на уроках изобразительного искусства
- 2.2. Взаимосвязь основных направлений деятельности в процессе художественного творчества в области пластических искусств
- Тема 1. «Экспертиза детского рисунка»
- Раздел III. Разнообразие видов художественной деятельности по изобразительному искусству
- 3.1. Виды учебных занятий и разнообразие художественной деятельности на уроках изобразительного и декоративно-прикладного искусства
- Раздел IV. Обучения изобразительному искусству в школе Основы дидактических принципов и методов
- 4.1. Система дидактических принципов обучения изобразительному искусству в школе
- 4.2. Система методов и методических приемов развития учебной мотивации на уроках изобразительного искусства
- 4.3. Педагогический рисунок как наглядный метод обучения рисованию и прием развития изобразительного творчества учащихся
- Педагогический рисунок
- Педагогический рисунок. Стилизация природных форм.
- Педагогический рисунок. Композиционное построение. Стилизация форм.
- Раздел V. Учитель организатор и руководитель учебного процесса на уроках изо. Наглядность как средство активизации изодеятельности
- 5.1. Календарно-тематическое планирование занятий по изобразительному искусству на год
- Тема 1. Выполнить иллюстративный тематический план на учебный год на листе формата а3, в изобразительных материалах и техниках, соответствующих поурочным учебным заданиям плана.
- Тема 2. Написать пояснительную записку к разработанному тематическому плану на учебный год в соответствии с современными требованиями.
- 5.2. Кабинет изобразительного искусства в школе. Методический фонд кабинета. Требования к наглядным пособиям
- Раздел VI. Урок изобразительного искусства как основная форма управления художественно-познавательной и творческой деятельностью учащихся
- 6.1. Поурочное планирование уроков изо
- 6.2. Методика организации и проведения уроков рисования с натуры и по представлению
- 6.3. Методика организации занятий по тематической композиции. Эстетическое восприятие как основное средство развития творческих способностей учащихся
- 6.4. Методика организации и проведения уроков декоративно-прикладной деятельности и конструирования. Комплексный подход в преподавании народного декоративно-прикладного искусства
- 2 Вариант урока дпд.
- 6.5. Методика организации и проведения уроков эстетического восприятия действительности и искусства. Уроки-беседы по искусству
- Составление планов-конспектов по всем видам уроков изобразительного искусства
- Раздел VII. Современные педагогических теорий и технологий в художественном образовании
- 7.1. Современных педагогических теорий и технологий в художественном образовании
- 7.2. Интеграция искусств на уроках изобразительного искусства. Музыка и литература на уроке изо
- 7.2. Инновационная работа учителя изобразительного искусства. Национально-региональный компонент программ по изобразительному искусству
- 7.3. Организация коллективной деятельность на уроках изо
- Раздел VIII. Внеклассная и внешкольная работа в области художественного образования
- 8.1. Внеклассная и внешкольная работа в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Факультативы и кружки по изобразительному искусству
- 8.2. Особенности организации занятий по изобразительному искусству в школах с углубленным изучением изобразительного искусства
- 8.3. Основные методы научно-исследовательской работы в художественного образования (в методике преподавания изобразительного искусства)
- Форма итогового контроля
- Тестовые задания «Методика обучения изобразительному искусству в школе»
- 1 Вариант
- 2 Вариант
- 3 Вариант
- Порядок проведения государственного экзамена
- Экзаменационные вопросы к государственному экзамену
- Методические указания для курсовой работы
- Введение
- Теоретическое исследование
- Опытно-педагогическая работа
- Методические рекомендации кроме (или вместо) планов-конспектов занятий могут содержать:
- Заключение
- Рекомендуемые источники и литература (основная и дополнительная) Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Документы Министерства образования России
- Стандарт основного общего образования изобразительное искусство
- К практической работе «Составление тематического планирования к урокам изобразительного искусства
- Анализ урока
- Самоанализ урока
- Неретина Лидия Владимировна