1.3. Цели и задачи преподавания изо в школе. Сравнительный анализ примерных программ по изобразительному искусству в общеобразовательной школе
Основные положения общего образования сформулированы в образовательном Государственном стандарте Российской Федерации (2010). (Приложение 2) В базисном учебном плане для общеобразовательных учреждений Российской Федерации учебная дисциплина «Изобразительное искусство» входит в образовательную область «Искусство». В Государственном стандарте РФ дается определение школьному предмету «Изобразительное искусство», который «интегрирует в себе все виды пластических искусств: изобразительные (живопись, графика, скульптура), архитектуру, дизайн, декоративно-прикладное искусство, зрелищные и экранные искусства в их связях с литературой, музыкой и жизнью общества и человека». Сформулированы основные цели, обязательный минимум содержания образовательных программ по «Изобразительному искусству» и требование к уровню подготовки выпускников по предмету (объем теоретических знаний и практических навыков в области пластических искусств).
«Изобразительное искусство» как школьная дисциплина является частью художественного образования школьников, вместе с музыкой им отводится: с 1 по 7 класс – 2 часа в неделю, с 8 по 9 класс – 1 час в неделю.
Образовательный стандарт определяется федеральным компонентом программ по ИЗО – он является основной часть учебных планов (80% ).
20 % содержания планов составляет резерв свободного учебного времени, который может быть использован разработчиками авторских программ по своему усмотрению:
как региональный компонент, направленный на изучение национально-регионального искусства и культуры;
как компонент образовательного учреждения:
вариативный компонент, углубляющий знания и навыки в области изобразительного искусства (профильная школа с углубленным изучением дисциплин эстетического цикла);
специальный компонент, связанный со спецификой учебного учреждения (специальная школа для обучения детей с отклонениями в развитии и физиологии).
В новых стандартах (2010) года Базовый учебный план называется Базисный образовательный план. Но дело не только в измененной редакции. В БОП заложены два ключевых нововведения. Первое: в базисный план впервые включена внеурочная деятельность как важная составляющая часть содержания образования, увеличивающая его вариативность и адаптивность по отношению к интересам, потребностям и способностям школьников.
Второе: в каждом классе выделяется в среднем по 10 часов в неделю на внеурочную деятельность: на занятие спортом, физической культурой, на исследовательскую и художественно-эстетическую деятельность.
В этой связи рамки учебной нагрузки изобразительного искусства значительно расширяются.
Федеральные программы (примерные, государственные) утверждаются министерством и соответствуют требованиям образовательного стандарта, а вариативная часть программ делают их отличными по содержанию. Кроме содержания программы отличаются акцентированием основных задач, структурой и принципами, определяющими основные положения в методике преподавания «Изобразительного искусства».
Изобразительное искусство является одной из художественно-образных отображения действительности. Содержание художественного образования в школе предусматривает два основных вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух основополагающих звеньев системы художественного образования и эстетического воспитания. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства с учетом его видов и жанров.
Содержание учебного предмета определяется не каждым отдельным педагогом, а вырабатывается в ходе исторического развития образования как общественного явления.
Учебная программа нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение. Она определяет общую научную и духовно-ценностную направленность преподавания предмета, оценок теорий, событий, фактов. В программе обусловлена структура расположения учебного материала по годам обучения и внутри каждого школьного класса. Полнота усвоения программных знаний, умений и навыков учащимися один из критериев успешности и эффективности процесса-обучения.
Примерные учебные программы разрабатываются на основе требований государственного образовательного стандарта относительно той или иной образовательной области.
Примерная программа по изобразительному искусству создана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников. Примерная программа дает условное распределение учебных часов по крупным разделам курса, а также определяет конкретные виды изобразительной деятельности учащихся. Она служит ориентиром для разработчиков авторских учебных программ, но не рекомендуется в качестве рабочей, поскольку не содержит распределения учебного материала по годам обучения и отдельным темам.
Программы предметной области «Изобразительное искусство» общеобразовательной школы соответствуют образовательной области «Искусство», разработанной на основе обязательного минимума содержания основного общего образования.
Программа «Изобразительное искусство» под редакцией В.С. Кузина. Предшественницей программы была программа уроков «Рисования». Программа, создана в НИИ школ Министерства просвещения РСФСР и Академии художеств СССР под рук. В.С. Кузина, А.С. Жуковой и Н.Н. Ростовцева.
Анализ программы «Изобразительное искусство» под редакцией В.С. Кузина, С.П. Ломова, С.Е. Игнатьева и др.
Главная цель художественного образования – формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием. ИЗО в общеобразовательной школе достигает с помощью специальных средств – содержания, форм и методов, соответствующих содержанию и форме самого искусства.
В содержание предмета входят эстетическое восприятие действительности и искусства, практическая художественная деятельность учащихся.
Основные задачи предмета:
овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
развитие у детей изобразительных способностей, пространственного мышления, творческого воображения, художественного вкуса, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитания интереса и любви к искусству.
В основу программы положены:
тематический принцип планирования учебного материала, отвечающий задачам нравственного и эстетического воспитания, учитывающий возрастные особенности детей и их интересы;
единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности, сочетание практики с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;
система учебно-творческих заданий на основе знакомства с народным декоративно-прикладным искусством;
система межпредметных связей (чтение, русский язык, музыка, труд, природоведение), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков ИЗО, их связь с жизнью;
соблюдение преемственности в изотворчестве детей разных этапов обучения;
направленность содержания программы на развитие у детей эмоционально-эстетическое и нравственно-оценочное отношение к действительности, эмоциональный отклик на красоту окружающего мира.
Основные виды деятельности (должны быть тесно взаимосвязаны, дополнять друг друга):
рисование с натуры (рисунок, живопись);
рисование на темы и иллюстрирование (композиция);
декоративная работа;
лепка;
аппликация с элементами дизайна;
беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Рисование с натуры включает в себя рисование по памяти и представлению объектов действительности. Длительность выполнения заданий от 7-15 минут до 1-3 уроков. Для развития зрительной памяти и пространственных представлений у учащихся нужно чаще рисовать по памяти и по представлению.
Учащиеся изучают простейшие закономерности перспективы, конструктивного строения предметов, светотени и цветоведения.
Особое внимание уделяется восприятию и передаче красоты, выражающейся в плавности линий, изящных очертаниях, пропорциональности форм, гармонии цветовых сочетаний, логической взаимосвязи групп.
Рисование на темы – это рисование композиции на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений…
Закрепляются навыки грамотного изображения, осознанность знаний, приобретенных на уроках рисования с натуры.
Важное значение приобретает выработка умений выразительно выполнять композиционный рисунок, самостоятельно (творчески) решать композиционные задачи и передавать художественно-выразительными средствами свое отношение к выбранному сюжету.
Изучение художественно-выразительных средств композиции (симметрия, динамика, точка зрения, колорит …).
Декоративная работа – это выполнение упражнений на основе образцов народного искусства, самостоятельных орнаментальных композиций, составление эскизов оформительских работ.
Раскрывается значения народного искусства как средства трудового, нравственного, эстетического и патриотического воспитания.
Основы декоративной композиции и колористики.
Прикладной характер знаний и умений, приобретенных на занятиях декоративной деятельностью.
Знания о самобытности народных промыслов как части народной (национальной) культуры.
Лепка – формирует объемное видение предметов, помогает осмыслить пластические особенности форм, развивает чувство цельности пространственной композиции.
Включает лепку предметов (объектов) с натуры, по памяти и сюжетных композиций по представлению.
Формирует навыки работы от плоских форм (листья) к объему и пространственным много предметным (фигурным) композициям.
Аппликация это составление цветных наклеенных рисунков предметов с натуры (овощей, фруктов, цветов, животных), сюжетных композиций и декоративных работ.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас основаны на показе произведений искусства.
Воспитывают интерес к искусству, любовь к нему, расширяют представление об окружающем мире.
Развивают умение понимать картины и некоторые средства художественной выразительности.
Воспитывают бережное отношение к памятникам культуры
Связь с другими предметами. Межпредметные связи с чтением, русским языком, музыкой, трудом, природоведением.
Учитель может работать по примерному тематическому плану, предложенному в программе, или составить свой тематический план, используя перечень примерных заданий. Возможно включение тем и заданий, связанных с особенностями региональной и национальной культурой, не нарушая при этом логику изучения курса, ориентируясь на объем конкретных знаний и умений учащихся. Содержание разделов «Знания и умения» по каждому классу является базовым (обязательным) компонентом художественного образования.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» Под ред Б.М. Неменского.
Более двадцати лет существует программа «Изобразительное искусство и художественный труд» для общеобразовательных школ, созданная Б.М. Неменским совместно с коллективом единомышленников. За это время она значительно изменилась, пополнилась новыми разделами и темами. Главным смысловым стержнем программы, предметом изучения является связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка. Предусматривается привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Вокруг этой идеи структурируется программа.
Целью программы является духовно-нравственное развитие ребенка, то есть формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Иными словами, необходимо создать условия для развития творческого начала, для формирования внутренне свободного человека.
Задачи реализуемые в программе:
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. (Развитие чувственного познания. Эстетическая оценка искусства и жизни.)
Развитие творческого потенциала (художественно-образного мышления).
Овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков.
Общие задачи предмета «изобразительное искусство» в общеобразовательной школе сводятся к двум основным.
Первая задача увлечение искусством. Вне увлечения искусством, вне восторга, наслаждения его творениями не может быть сформирована потребность постоянного, на всю жизнь, общения с ним.
Вторая задача приобщение к художественной культуре. Данная задача расшифровывается в трех элементах, которые в своем триединстве раскрывают ее сущность:
искусство как культура (содержание искусства);
искусство как творчество (собственная творческая деятельность);
искусство как язык (профессиональный опыт).
Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура); конструктивных (архитектура, дизайн); различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства (традиционного крестьянского и народных промыслов), а также постижение роли художника в синтетических искусствах (на экране и в театре).
Основными авторскими принципами построения содержания программы являются: принцип создания атмосферы увлеченности искусством, принцип выделения трех видов художественной деятельности.
Методические принципы построения содержания программы:
принцип «от жизни через искусство к жизни»;
принцип целостности и неспешности эмоционального освоения материала каждой темы;
принцип проживания как форма обучения и форма освоения художественного опыта;
принцип единства восприятия и созидания.
Рассматривая роль искусства в системе общего образования, Б.М. Неменский выделяет три уровня, связанные с возрастными этапами развития ребенка.
Первый уровень (начальная школа) – «Языковый».
Второй уровень (основная школа) – «Эстетическо-художественный».
Третий уровень (старшая школа) – «Духовно-эстетический».
Структура программы «Изобразительное искусство и художественный труд». Для ясного представления о структуре программы изобразим ее в виде «храма искусств» (схема 3) с пьедесталом и крышей это схема развития доминирующих на каждом этапе проблем обучения приобщения учащихся к искусству. Храм этот состоит из трех частей, соответствующих этапам обучения, которая раскрывает содержание программы, три основных этапа художественного образования средствами трех пластических искусств.
Первый этап «Основы художественных представлений» (начальная школа 1-4 классы) – как пьедестал всего здания художественных знаний, сложен из четырех ступеней и имеет принципиально значение для получения базисных знаний в области трех пластических искусств. И здесь особо значимо содержание первых двух классов – их никак нельзя миновать, в них заложены основы всего курса, всех этапов формирования художественного мышления.
Как подсказывает схема, первый этап, начальные классы имеют целью эмоциональное приобщение к связям искусства с жизнью. Искусство познается именно в этой связи: познается его роль в жизни каждого из нас и осознаются средства – язык, посредством которого искусство эту свою функцию выполняет.
На первом этапе искусства не делятся на виды и жанры – их жизненные роли познаются как бы от личности ребенка «вширь культур народов Земли».
Второй этап «Основы художественного мышления и знаний» (среднее звено школы 5-9классы) – это три столпа пластического искусства: изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство и архитектура с дизайном. Каждому из них посвящен большой, не менее года, целостный блок уроков. На этом этапе прослеживаются связи с жизнью именно видов и жанров искусства, происходит изучение и осознание особенности языка каждого вида искусств, их сходства и различия, неповторимости духовной, социальной функции, роли в жизни человека и общества.
Схема 3. Структура программы «Изобразительное искусство
- Л.В. Неретина теория и методика обучения изобразительному искусству Методическое пособие
- Оглавление
- Раздел V. Учитель организатор и руководитель учебного процесса на уроках изо. Наглядность как средство активизации изодеятельности 72
- Раздел VI. Урок изобразительного искусства как основная форма управления художественно-познавательной и творческой деятельностью учащихся 80
- Раздел VII. Современные педагогических теорий и технологий в художественном образовании 99
- Раздел VIII. Внеклассная и внешкольная работа в области художественного образования 120
- Пояснительная записка
- Распределение часов курса по темам и видам работ
- Введение Место изобразительного искусства в системе общего развития и художественного воспитания школьников
- Раскрывает образовательную ценность (обучающее, развивающее и воспитывающее значение) изобразительного искусства в формировании личности
- Раздел I. Становление КонцепциЙ и научных школ современного художественного образования. Цели и задачи преподавания изо в школе
- 1.1. Истории становления художественного образования в России конец хiх-хх вв.
- 1.2. Концепции и научные школы художественного образования
- 1.3. Цели и задачи преподавания изо в школе. Сравнительный анализ примерных программ по изобразительному искусству в общеобразовательной школе
- И художественный труд»
- Тема 1. Анализ Федерального компонента государственного общего образования предметной области «Искусство»
- Тема 1. «Сравнительный анализ примерных программ по изобразительному искусству для общеобразовательных школ»
- Тема 2. «Учебно-методический комплекс к программам изо»
- Раздел II. Закономерности проявления творческих способностей школьников на уроках изобразительного искусства
- 2.1. Учет возрастных особенностей детей в обучении на уроках изобразительного искусства
- 2.2. Взаимосвязь основных направлений деятельности в процессе художественного творчества в области пластических искусств
- Тема 1. «Экспертиза детского рисунка»
- Раздел III. Разнообразие видов художественной деятельности по изобразительному искусству
- 3.1. Виды учебных занятий и разнообразие художественной деятельности на уроках изобразительного и декоративно-прикладного искусства
- Раздел IV. Обучения изобразительному искусству в школе Основы дидактических принципов и методов
- 4.1. Система дидактических принципов обучения изобразительному искусству в школе
- 4.2. Система методов и методических приемов развития учебной мотивации на уроках изобразительного искусства
- 4.3. Педагогический рисунок как наглядный метод обучения рисованию и прием развития изобразительного творчества учащихся
- Педагогический рисунок
- Педагогический рисунок. Стилизация природных форм.
- Педагогический рисунок. Композиционное построение. Стилизация форм.
- Раздел V. Учитель организатор и руководитель учебного процесса на уроках изо. Наглядность как средство активизации изодеятельности
- 5.1. Календарно-тематическое планирование занятий по изобразительному искусству на год
- Тема 1. Выполнить иллюстративный тематический план на учебный год на листе формата а3, в изобразительных материалах и техниках, соответствующих поурочным учебным заданиям плана.
- Тема 2. Написать пояснительную записку к разработанному тематическому плану на учебный год в соответствии с современными требованиями.
- 5.2. Кабинет изобразительного искусства в школе. Методический фонд кабинета. Требования к наглядным пособиям
- Раздел VI. Урок изобразительного искусства как основная форма управления художественно-познавательной и творческой деятельностью учащихся
- 6.1. Поурочное планирование уроков изо
- 6.2. Методика организации и проведения уроков рисования с натуры и по представлению
- 6.3. Методика организации занятий по тематической композиции. Эстетическое восприятие как основное средство развития творческих способностей учащихся
- 6.4. Методика организации и проведения уроков декоративно-прикладной деятельности и конструирования. Комплексный подход в преподавании народного декоративно-прикладного искусства
- 2 Вариант урока дпд.
- 6.5. Методика организации и проведения уроков эстетического восприятия действительности и искусства. Уроки-беседы по искусству
- Составление планов-конспектов по всем видам уроков изобразительного искусства
- Раздел VII. Современные педагогических теорий и технологий в художественном образовании
- 7.1. Современных педагогических теорий и технологий в художественном образовании
- 7.2. Интеграция искусств на уроках изобразительного искусства. Музыка и литература на уроке изо
- 7.2. Инновационная работа учителя изобразительного искусства. Национально-региональный компонент программ по изобразительному искусству
- 7.3. Организация коллективной деятельность на уроках изо
- Раздел VIII. Внеклассная и внешкольная работа в области художественного образования
- 8.1. Внеклассная и внешкольная работа в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Факультативы и кружки по изобразительному искусству
- 8.2. Особенности организации занятий по изобразительному искусству в школах с углубленным изучением изобразительного искусства
- 8.3. Основные методы научно-исследовательской работы в художественного образования (в методике преподавания изобразительного искусства)
- Форма итогового контроля
- Тестовые задания «Методика обучения изобразительному искусству в школе»
- 1 Вариант
- 2 Вариант
- 3 Вариант
- Порядок проведения государственного экзамена
- Экзаменационные вопросы к государственному экзамену
- Методические указания для курсовой работы
- Введение
- Теоретическое исследование
- Опытно-педагогическая работа
- Методические рекомендации кроме (или вместо) планов-конспектов занятий могут содержать:
- Заключение
- Рекомендуемые источники и литература (основная и дополнительная) Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Документы Министерства образования России
- Стандарт основного общего образования изобразительное искусство
- К практической работе «Составление тематического планирования к урокам изобразительного искусства
- Анализ урока
- Самоанализ урока
- Неретина Лидия Владимировна