Глоссарий
Агрессивность – поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред.
Активность – как свойство темперамента показывает энергичность при преодолении трудностей, настойчивость, упрямство, решительность, целеустремленность, работоспособность.
Альтруизм – черта характера, побуждающая человека приходить на помощь людям и животным.
Апатия – психическое состояние, характеризующее эмоциональной пассивностью, безразличием, равнодушием, поверхностью чувств, ослаблением мотивов.
Астения – нервно-психическая слабость, проявляющаяся в повышенной утомляемости, истощаемости, снижение порогов ощущений, неустойчивости настроения, нарушении сна.
Возбудимость – свойство живой материи приходить в состояние возбуждения под влиянием раздражителей и сохранять его следы в течение некоторого времени.
Воля – свойство человека, проявляющее в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели.
Воля – способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом объективные и субъективные препятствия; способность к самостоятельному выбору более трудного. Но и более эффективного способа достижения цели, предусматривающая саморегуляцию деятельности за счет изменения мотивации, контроль сознания за динамикой психических процессов и их интенсивностью, намеренное изменение смысла поведения посредством воображения и эмоций.
Выразительные движения (экспрессия) – система данных от природы или выученных движений (жесты, мимика, пантомимика), при помощи которых человек невербальным путем передает информацию о своих внутренних состояниях или внешнем мире другим людям.
Группа – совокупность людей, выделенная на основе какого-либо одного или нескольких, общих для них признаков.
Групповые нормы – правила, образцы поведения, способы мышления и переживания, принятые в качестве норм в данной социальной группе, разделяемые и активно защищаемые большинством ее членов.
Действие – составляющая деятельности, починенная осознанной цели как своего предмета, но побуждаемая мотивом общей деятельности.
Депрессия – состояние душевного расстройства, подавленности, характеризующееся упадком сил и снижением активности.
Деятельность – динамичная, соподчиненная система активных процессов, отвечающая определенной потребности, подчиненная мотиву (или их группе) и реализующая самостоятельное отношение человека к миру.
Деятельность – Специфический вид человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя.
Динамичность нервной системы – Свойство, характеризующее скорость и успешность приспособления индивида к новым условиям. Базируется на легкости возникновения возбуждения и торможения в нервной системе. Является благоприятной предпосылкой обучения.
Дистресс – отрицательное влияние экстремальных условий на психику, приводящее к полной дезорганизации деятельности.
Импульсивность – характерологическая черта человека, проявляющаяся в его склонности к быстротечным, непродуктивным действиям и поступкам.
Интеллект – ум, мыслительная способность человека, предопределяющая успешность постижения, усвоения закономерностей природы и общества, а также прогнозирования на основе имеющихся знаний и опыта.
Интроверсия – обращенность сознания и интересов человека на самого себя, психологическая погруженность в свой внутренний мир, поглощенность собственными переживаниями и проблемами. И является одной из базовых черт личности и обычно сопровождается ослаблением внимания человека к тому, что происходит вокруг него, в том числе к другим людям.
Лабильность – свойство нервных процессов (нервной системы), проявляющееся в способности проводить определенное количество нервных импульсов за единицу времени. А. также характеризует скорость возникновения и прекращения нервного процесса.
Личностный смысл – обусловленное опытом, индивидуализированное отношение конкретного человека к различным событиям жизни и предметам, значимым для его жизнедеятельности.
Межличностные отношения – Субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в характере и способах их взаимног влияния в процессе совместной деятельности и общении. Межличностные отношения выступают как основа формирования психологического климата в коллективе.
Меланхолик – человек, чье поведение характеризуется замедленностью реакций на действующие стимулы, а также речевых, мыслительных и двигательных процессов.
Мотив – устойчивая внутренняя психологическая причина поведения человека, его поступков.
Мотив достижения успеха – потребность человека добиться учпехов в различных видах деятельности, особенно в ситуациях соревнования с другими людьми. Мотив достижения успеха – устойчивая мотивационная черта личности.
Мотив избегания неудачи – более или менее устойчивое стремление человека избегать неудач в тех ситуациях жизни, где результат его деятельности оценивается другими людьми. Мотив избегания неудачи – черта личности, противоположная мотиву достижения успеха.
Мотивация – динамический процесс физиологического и психологического управления поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость.
Мотивировка – разумное обоснование, объяснение самим человеком его поступков, которое не всегда соответствует истине.
Навык – Сформированное, автоматически осуществляемое движение, не требующее сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения.
Напряженность – состояние повышенного физического или психического возбуждения, сопровождаемое неприятными внутренними чувствами и требующее разрядки.
Настроение – эмоциональное состояние человека, связанное со слабо выраженными положительными или отрицательными эмоциями и существующее в течение длительного времени.
Невротизм – свойство человека, характеризующееся его повышенной возбудимостью, импульсивностью и тревожностью.
Опрос – метод психологического изучения, в процессе применения которого людям задаются вопросы и на основе ответов на них судят о психологии этих людей.
Пантомимика – система выразительных движений, совершаемых при помощи тела.
Пластичность – гибкость, легкость приспособления к новым условиям.
Потребность – состояние нужды организма, индивида, личности в чем-то, необходимом для их нормального существования.
Процессуальные тесты – психологические тесты, основная задача которых состоит в изучении позновательных и других психологических процессов. В них используются данные о психических процессах для выводов о состоянии и свойства человека.
Психика – общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых в психологии.
Психические процессы – процессы, происходящие в голове человека и отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях: ощущениях, восприятии, воображении, памяти, мышлении, речи и др.
Психодиагностика – область исследований, связанных с количественной оценкой и точным качественным анализом психологических свойств и состояний человека при помощи научно проверенных методов, дающих достоверную информацию о них.
Психологическая подготовка – это формирование, развитие и совершенствование свойств психики, необходимых для успешной деятельности спортсменов и команд.
Реактивность – сила эмоциональной реакции на внешнее или внутреннее раздражители.
Реакция – ответ организма, на какой - нибудь раздражитель.
Рефлекс – автоматическая ответная реакция организма на действие какого- либо внутреннего или внешнего раздражителя.
Рефлекс безусловный – врожденная автомотическая реакция организма на специфическое воздействие.
Рефлекс условный – приобретенная реакция организма на определенный раздражитель, возникшая в результате сочетания воздействия этого раздражителя с положительным подкреплением со стороны актуальной потребности.
Рефлексия – способность сознания человека сосредоточиться на самом себе.
Решительность – готовность перейти к практическим действиям, сформировавшееся намерение совершить определенный поступок.
Ригидность – заторможенность мышления, проявляющаяся в трудности отказа человека от однажды принятого решения, способа мышления и действия.
Ригидность – инертность, нечувствительность к изменению условий.
Саморегуляция – процесс управления человеком собственными психологическими состояниями, а также поступками.
Сангвиник – тип темперамента, характеризующийся энергичностью, общительностью, повышенной работоспособностью и быстротой реакции.
Свойство нервной системы человека – комплекс физических характеристик нервной системы, определяющих процессы возникновения, проведения, переключения и прекращения нервных импульсов в различных отделах и частях центральной нервной системы.
Сензитивность – характеристика органов чувств, выражающаяся в их способности тонко и точно воспринимать, различать и избирательно реагировать на слабые, мало отличающиеся друг от друга стимулы.
Сила нервной системы – свойство нервной системы выдерживать длительные и большие нагрузки.
Симпатия – устойчивое одобрительное эмоциональное отношение и соответствующее поведение на основе совпадения взглядов, интересов, нравственных идеалов.
Совместимость – предпосылка безкофликтного общения, благоприятная оценка и принятие позиции партнеров, обеспечивающие согласованность совместной деятельности и удовлетворенность ее результатами.
Специализированное восприятие – специфичный для каждого вида спорта тип восприятия условий, существенных для результата деятельности (например, «чувство снега» у лыжников, «чувство мяча» в спортивных играх).
Специальные способности – особенности психики конкретного человека, лежащие в основе успешного выполнения им определенного вида деятельности. Формируются на основе анатомо-физиологических особенностей (задатков) и развиваются в условиях целенаправленного воспитания.
Стресс – состояние человека (физиологическое и психологическое), возникающее в ответ, на экстремальные воздействия.
Стресс – обширный круг состояний человека, возникающий в ответ на экстремальные воздействия (информационную перегрузку, дефицит времени, опасность, угрозу, высокий темп работы, большую ответственность и т. п.).
Темперамент – динамическая характеристика психических процессов и поведение человека, проявляющаяся в их скорости, изменчивости, интенсивности и других характеристик.
Темп реакции – скорость протекания психических процессов и реакций.
Тест - стандартизированная методика психологического исследования, предназначенная для точных количественных оценок и строгих качественных определений психологии и поведения человека с ориентацией на установленные нормы оценок.
Тестирование – процесс применения тестов других психодиагностических методик для изучения и оценки психологии и поведения человека.
Тесты состояний и свойств – психологические тесты, предназначенные для диагностики устойчивых состояний и свойств человека как личности.
Тревожность – психологическое состояние повышенного беспокойства, эмоционального напряжения человека. Тревожность может выступать как ситуативное, т. е. временное, состояние человека и как устойчивая черта его личности. Соответственно, различают ситуативную и личностную тревожность.
Уровень притязаний – характеристика мотивационной сферы личности, проявляющаяся в степени трудности выбираемых субъектов целей и формирующаяся в степени трудности выбираемых субъектом целей и формирующаяся под влиянием успеха или неуспеха в определенной деятельности.
Утомление – состояние усталости, сопровождаемое пониженной работоспособностью.
Флегматик – тип темперамента человека, проявляющийся в медлительности, слабом внешнем выражении эмоций, в замедленных выразительных движениях.
Фрустрация – состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели. Состояние дезорганизации сознания и деятельности, вызванное объективно непреодолимыми или переживаемыми препятствиями к желаемой цели.
Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей человека, обуславливающих типичные для него способы поведения в определенных жизненных ситуациях и обстоятельствах и выражающих отношение человека к миру и к самому себе.
Холерик – тип темперамента, проявляющийся в бурных эмоциях, резких сменах настроения, неуравновешенности и общей подвижности.
Цель – осознанное представление о результате будущего действия, осознание личностью смысла действия. В системе целей выражается мотив личности и деятельности.
Центральная нервная система – часть нервной системы, включающая головной, промежуточный и спинной мозг.
Черта личности – устойчивое свойство личности, определяющее характерное для нее поведение.
Экстроверсия – обращенность сознания и внимания человека в основном на то, что происходит вокруг него. Противоположна интроверсии.
Эмоциональность – интегративное, многомерное свойство личности, характеризующее содержание, качества и динамику ее эмоциональной сферы.
Эмоциональная устойчивость – эмоциональное свойство личности, проявляющееся в разной степени чувствительности к эмоциональным раздражителям.
Эмпирическое научное исследование – исследование, основанное на получении, анализе и обобщении опытных данных.
- Учебно-методический комплекс по дисциплине
- Описание содержания умкд
- Выписка из гос впо, воспроизводящая основное содержание дисциплины
- Психология физического воспитания и спорта
- 2. Технологическая карта дисциплины
- Содержание дисциплины
- 3. Личностная готовность педагога к профессиональной деятельности
- 4. Психологические основы обучения и воспитания на уроках физической культуры.
- Тема № 1. Методы исследования в психологии физического воспитания и спорта
- Литература:
- Литература:
- Тема № 5. Психологические основы профессионального мастерства учителя физической культуры
- Литература:
- Тема № 6. Формирование профессионального мышления студентов
- Литература:
- Тема № 7. Влияние физических нагрузок на психические процессы
- Литература:
- Тема № 8. Исследования психомоторных качеств
- Литература:
- Тема № 11. Измерение состояния тревожности спортсмена
- Литература:
- Тема № 12. Диагностика предсоревновательного состояния спортсмена
- Литература:
- Тема № 13. Мотивационная сфера личности спортсмена.
- Литература:
- Тема № 14. Изучение интеллектуальных свойств занимающихся спортом
- Литература:
- Тема № 15. Изучение агрессивности личности в спорте.
- Литература:
- Тема № 16. Изучение личностных отношений т.Лири
- Литература:
- Тема № 16. Методы ментального тренинга в спорте.
- Литература:
- Тема № 17. Саморегуляция неблагоприятных предстартовых состояний
- Литература:
- Организация текущего и промежуточного контроля знаний: контрольные работы и тестирование
- 7. Методическое обеспечение дисциплины:
- График самостоятельной работы студентов
- Методические рекомендации к организации внеаудиторной и аудиторной самостоятельной работы студентов
- Глоссарий
- Темы рефератов
- Критерии оценки студентов по дисциплине «Психология физического воспитания и спорта
- Профессиональная компетентность студента, изучившего дисциплину «Психология физического воспитания и спорта»
- 15. Назовите компонент в структуре деятельности учителя физической
- Второй вариант
- Вариант 2 выбрать один правильный ответ
- Вариант 3 выбрать один правильный ответ
- Профессиональная компетентность студента, изучившего дисциплину «Психология физического воспитания и спорта»
- 8. Факторы, способствующие повышению активности школьников на уроках физической культуры
- Обеспеченность дисциплины литературой