4. Психологические основы обучения и воспитания на уроках физической культуры.
Развитие внимания и способы поддержания его устойчивости. Организация эффективного восприятия на уроках физической культуры. Особенности мыслительной деятельности. Влияние физических нагрузок различной интенсивности на умственную работоспособность. Особенности проявления памяти. Интерес к физической культуре как фактор повышения активности школьников. Психологические основы обучения двигательным навыкам. Развитие психомоторных качеств. Общая характеристика педагогического общения: понятие «общение», его виды, содержание, функции, стороны и манера общения. Средства общения учителя физической культуры с учащимися: вербальные и невербальные средства. Культура речи учителя физической культуры. Факторы, обусловливающие эффективность общения. Психологические основы педагогического такта. Взаимопонимание между учителем и учащимися: сущность взаимопонимания и этапы его установления; изучение и понимание учителем учеников; обеспечение понимания себя другим; сближение позиции и поддержание взаимопонимания.
5.Мотивация занятий оздоровительной физической культурой, ее особенности у лиц разного возраста и пола. Психика как регулятор здоровья. Возрастная динамика интереса к оздоровительной физической культуре. Особенности мотивации занятий оздоровительной физической культурой работающих женщин. Источники интереса к современным видам оздоровительной физической культуры (аэробика, шейпинг, стретчинг, фитнес, китайская оздоровительная гимнастика и т.д.). Мотивация занятий оздоровительной физической культурой у лиц пожилого возраста. Формирование реалистичного отношения к физическому облику у занимающихся оздоровительной физической культурой.
6.Общие вопросы психологии спорта. Предмет психологии спорта и ее место в системе научного познания. Задачи психологии спорта. Общие психологические особенности спорта как специфичного вида деятельности. Структура спортивной деятельности.
7. Психологические особенности тренировочной и соревновательной деятельности. Понятие о процессе обучения и спортивного совершенствования. Общие психологические особенности тренировочного процесса. Психологические особенности физической подготовки. Психологические особенности тактической и технической подготовки и их связь с развитием психических функций. Специфические особенности психологической подготовки. Психические напряжения и перенапряжения в тренировочном процессе. Психологические особенности спортивного соревнования. Причины, влияющие на динамику предсоревновательного психического напряжения.
8. Психология личности и коллектива в спорте. Личность спортсмена как субъекта спортивной деятельности. Формирование личности спортсмена. Свойства нервной системы как биологические предпосылки черт личности. Психологическая структура личности спортсмена. Психологические особенности личности тренера как педагога, воспитателя и руководителя спортивных групп. Личностно обусловленные индивидуальные стили деятельности и общения спортсменов и тренера. Социально психологические особенности спортивной группы. Формальная и неформальная структура спортивной команды.
9. Психорегуляция и психотренинг в занятиях физической культурой и спортом. Методы ментального тренинга в спорте. Характеристика методов: аутогенная тренировка, мыслительная репетиция, ментальный тренинг, психотренинг волевого внимания, методы гипноза, медитационный метод, ментальный видеотренинг, макетное моделирование действий. Применение ментальной тренировки на занятиях по оздоровительной физической культуре. Психорегуляция и психогигиена в спорте.
Лабораторные занятия (тематика)
№ п/п | Номер темы |
Тема лабораторного занятия | Количество часов |
1. | 1 | Методы исследования в психологии физического воспитания и спорта. | 2 |
2. | 2 | Мотивы занятий физической культурой и спортом у школьников | 2 |
3. | 3 | Волевая сфера занимающихся физической культурой | 2 |
4. | 4 | Эмоциональная сфера личности школьника | 2 |
5. | 5 | Психологические основы профессионального мастерства учителя физической культуры. | 4 |
6. | 6 | Формирование профессионального мышления студентов. | 2 |
7. | 7 | Влияние физических нагрузок на психические процессы. | 2 |
8. | 8 | Исследования психомоторных качеств |
2 |
9. | 9 | Педагогическая психология общения тренера (учителя) с занимающимися. | 2 |
10. | 10 | Психотренинг на занятиях оздоровительной физической культурой
| 2 |
11. | 11 | Измерение состояния тревожности спортсмена
| 2 |
12. | 12 | Диагностика предсоревновательного состояния спортсмена | 2 |
13 | 13 | Мотивационная сфера личности спортсмена. | 4 |
14 | 14 | Изучение интеллектуальных свойств занимающихся спортом. | 6 |
15 | 15 | Изучение агрессивности личности в спорте. | 2
|
16 | 16 | .Изучение личностных отношений Т.Лири | 4 |
17 | 17 | Методы ментального тренинга в спорте. | 2 |
18 | 18 | Саморегуляция неблагоприятных предстартовых состояний. | 2 |
- Учебно-методический комплекс по дисциплине
- Описание содержания умкд
- Выписка из гос впо, воспроизводящая основное содержание дисциплины
- Психология физического воспитания и спорта
- 2. Технологическая карта дисциплины
- Содержание дисциплины
- 3. Личностная готовность педагога к профессиональной деятельности
- 4. Психологические основы обучения и воспитания на уроках физической культуры.
- Тема № 1. Методы исследования в психологии физического воспитания и спорта
- Литература:
- Литература:
- Тема № 5. Психологические основы профессионального мастерства учителя физической культуры
- Литература:
- Тема № 6. Формирование профессионального мышления студентов
- Литература:
- Тема № 7. Влияние физических нагрузок на психические процессы
- Литература:
- Тема № 8. Исследования психомоторных качеств
- Литература:
- Тема № 11. Измерение состояния тревожности спортсмена
- Литература:
- Тема № 12. Диагностика предсоревновательного состояния спортсмена
- Литература:
- Тема № 13. Мотивационная сфера личности спортсмена.
- Литература:
- Тема № 14. Изучение интеллектуальных свойств занимающихся спортом
- Литература:
- Тема № 15. Изучение агрессивности личности в спорте.
- Литература:
- Тема № 16. Изучение личностных отношений т.Лири
- Литература:
- Тема № 16. Методы ментального тренинга в спорте.
- Литература:
- Тема № 17. Саморегуляция неблагоприятных предстартовых состояний
- Литература:
- Организация текущего и промежуточного контроля знаний: контрольные работы и тестирование
- 7. Методическое обеспечение дисциплины:
- График самостоятельной работы студентов
- Методические рекомендации к организации внеаудиторной и аудиторной самостоятельной работы студентов
- Глоссарий
- Темы рефератов
- Критерии оценки студентов по дисциплине «Психология физического воспитания и спорта
- Профессиональная компетентность студента, изучившего дисциплину «Психология физического воспитания и спорта»
- 15. Назовите компонент в структуре деятельности учителя физической
- Второй вариант
- Вариант 2 выбрать один правильный ответ
- Вариант 3 выбрать один правильный ответ
- Профессиональная компетентность студента, изучившего дисциплину «Психология физического воспитания и спорта»
- 8. Факторы, способствующие повышению активности школьников на уроках физической культуры
- Обеспеченность дисциплины литературой