logo
УМКД Псих

4. Психологические основы обучения и воспитания на уроках физической культуры.

Развитие внимания и способы поддержания его устойчивости. Организация эффективного восприятия на уроках физической культуры. Особенности мыслительной деятельности. Влияние физических нагрузок различной интенсивности на умственную работоспособность. Особенности проявления памяти. Интерес к физической культуре как фактор повышения активности школьников. Психологические основы обучения двигательным навыкам. Развитие психомоторных качеств. Общая характеристика педагогического общения: понятие «общение», его виды, содержание, функции, стороны и манера общения. Средства общения учителя физической культуры с учащимися: вербальные и невербальные средства. Культура речи учителя физической культуры. Факторы, обусловливающие эффективность общения. Психологические основы педагогического такта. Взаимопонимание между учителем и учащимися: сущность взаимопонимания и этапы его установления; изучение и понимание учителем учеников; обеспечение понимания себя другим; сближение позиции и поддержание взаимопонимания.

5.Мотивация занятий оздоровительной физической культурой, ее особенности у лиц разного возраста и пола. Психика как регулятор здоровья. Возрастная динамика интереса к оздоровительной физической культуре. Особенности мотивации занятий оздоровительной физической культурой работающих женщин. Источники интереса к современным видам оздоровительной физической культуры (аэробика, шейпинг, стретчинг, фитнес, китайская оздоровительная гимнастика и т.д.). Мотивация занятий оздоровительной физической культурой у лиц пожилого возраста. Формирование реалистичного отношения к физическому облику у занимающихся оздоровительной физической культурой.

6.Общие вопросы психологии спорта. Предмет психологии спорта и ее место в системе научного познания. Задачи психологии спорта. Общие психологические особенности спорта как специфичного вида деятельности. Структура спортивной деятельности.

7. Психологические особенности тренировочной и соревновательной деятельности. Понятие о процессе обучения и спортивного совершенствования. Общие психологические особенности тренировочного процесса. Психологические особенности физической подготовки. Психологические особенности тактической и технической подготовки и их связь с развитием психических функций. Специфические особенности психологической подготовки. Психические напряжения и перенапряжения в тренировочном процессе. Психологические особенности спортивного соревнования. Причины, влияющие на динамику предсоревновательного психического напряжения.

8. Психология личности и коллектива в спорте. Личность спортсмена как субъекта спортивной деятельности. Формирование личности спортсмена. Свойства нервной системы как биологические предпосылки черт личности. Психологическая структура личности спортсмена. Психологические особенности личности тренера как педагога, воспитателя и руководителя спортивных групп. Личностно обусловленные индивидуальные стили деятельности и общения спортсменов и тренера. Социально психологические особенности спортивной группы. Формальная и неформальная структура спортивной команды.

9. Психорегуляция и психотренинг в занятиях физической культурой и спортом. Методы ментального тренинга в спорте. Характеристика методов: аутогенная тренировка, мыслительная репетиция, ментальный тренинг, психотренинг волевого внимания, методы гипноза, медитационный метод, ментальный видеотренинг, макетное моделирование действий. Применение ментальной тренировки на занятиях по оздоровительной физической культуре. Психорегуляция и психогигиена в спорте.

Лабораторные занятия (тематика)

№ п/п

Номер темы

Тема лабораторного занятия

Количество часов

1.

1

Методы исследования в психологии физического воспитания и спорта.

2

2.

2

Мотивы занятий физической культурой и спортом у школьников

2

3.

3

Волевая сфера занимающихся физической культурой

2

4.

4

Эмоциональная сфера личности школьника

2

5.

5

Психологические основы профессионального мастерства учителя физической культуры.

4

6.

6

Формирование профессионального мышления студентов.

2

7.

7

Влияние физических нагрузок на психические процессы.

2

8.

8

Исследования психомоторных качеств

2

9.

9

Педагогическая психология общения тренера (учителя) с занимающимися.

2

10.

10

Психотренинг на занятиях оздоровительной физической культурой

2

11.

11

Измерение состояния тревожности спортсмена

2

12.

12

Диагностика предсоревновательного состояния спортсмена

2

13

13

Мотивационная сфера личности спортсмена.

4

14

14

Изучение интеллектуальных свойств занимающихся спортом.

6

15

15

Изучение агрессивности личности в спорте.

2

16

16

.Изучение личностных отношений Т.Лири

4

17

17

Методы ментального тренинга в спорте.

2

18

18

Саморегуляция неблагоприятных предстартовых состояний.

2