logo
УМКД Псих

8. Факторы, способствующие повышению активности школьников на уроках физической культуры

Активность учащихся во многом зависит от многих факторов, основными из которых являются: правильная постановка задач урока, создание положительного эмоционального фона, оптимальная загруженность школьников на уроке.

Создание положительного эмоционального фона имеет исключительное значение на уроках, в том числе и на уроках физической культуры. Как правило, он формируется у школьников еще до начала урока и должен сохраняться на всем его протяжении. Однако эмоциональный фон может меняться по ходу занятия. Это зависит от самочувствия учеников, их интереса к физической культуре как к предмету, к физическим упражнениям, конкретному уроку или личности учителя, от оценок их деятельности, настроя, поведения и самочувствия учителя.

Существует несколько основных факторов, способствующих повышению эмоциональности урока и вызывающих радость у школьников, выполняющих физические упражнения.

Обстановка на уроке и поведение учителя существенно влияют на эмоциональность занятий, иногда превращая все дело в шутку. Урок физической культуры всегда приносит удовлетворение и радость, если школьники двигаются, а не сидят, скучая на скамейках, если они видят учителя в хорошем настроении, понимают его шутки, знают и наглядно ощущают результаты своего труда. Излишняя возбужденность учителя (суетливость, шумливость), как правило, приводит к повышению неорганизованной активности учеников. Не следует смешить и развлекать школьников, бесконечно шутить с ними. Важно, чтобы строгость, точность и четкость действий учителя перемежались улыбками, словами поощрения уче­ников за их успехи, подбадриванием их при временных неудачах.

Использование игрового и соревновательного методов, в силу их психологических особенностей, всегда вызывает у школьников сильную эмоциональную реакцию. Следует помнить, что часто эта реакция может быть настолько сильной, что выполнение учебных задач становится практически невозможным. Сильные эмоции по своей природе долго затухают после окончания игры или соревнования, поэтому использовать эти методы на уроке следует, определив их место, форму и меру.

Упражнения в соревновательной форме рекомендуется планировать на конец урока. Совершенно недопустимо использовать их перед разучиванием техники физических упражнений.

Игра - это привычная форма занятий для школьников Для детей младшего школьного возраста это не только развлечение, но и способ развития (возрастная особенность). С помощью игр, требующих проявления двигательной активности, ученики усваи­вают правила и нормы рациональных форм движения, развивают психические и физические качества, коммуникативные способности. На уроках с младшими школьниками важно использовать сюжетные игры, при этом учитель, создавая определенный игровой сюжет деятельности для учеников, включает в содержание урока программный учебный материал. Применяя такой метод, учитель сам должен стать участником игры, поверить в реальность создаваемых им образов и выполнять соответствующую сюжету роль. С повышением возраста школьников следует использовать игры, отличающиеся все большей реалистичностью. Это могут быть разнообразные спортивные игры, вначале с упрощенными пра­вилами и условиями выполнения, затем полностью соответству­ющие реальным требованиям.

3. Разнообразие используемых на уроке средств и методов. Известно, что однообразная физическая деятельность приводит к развитию неблагоприятных психических состояний: монотония, психическое пресыщение.

Существует множество способов разнообразить средства и методы проведения уроков: использовать фронтальную, групповую или круговую организацию занятий; включать различные новые физические упражнения (например, для развития одного и того же физического качества можно использовать разные по содержанию упражнения); менять обстановку, условия урока (переход из спортивного зала на воздух, музыкальное сопровождение ходьбы, бега, общеразвивающих упражнений в вводной части урока). Правильная постановка задач урока. Исследователи проблем, связанных с изучением проявлений активности школь­ников на уроках физической культуры, отмечают снижение учебной активности у учащихся из-за того, что учитель допускает ошиб­ки, ставя задачи урока. Наиболее типичными из них являются следующие:

учитель перечисляет упражнения, которые будут выполнять ученики на уроке, вместо того чтобы поставить задачу, которую следует решить;

задача, которая ставится учителем, значима для него, а не для учеников;

учитель ставит неконкретную задачу («научиться метать», «бу­дем учиться играть в баскетбол»);

учитель ставит непривлекательные задачи для учеников; конк­ретная и грамотно сформулированная задача не всегда приводит к желаемому результату. Важно, чтобы учебная задача была связана с интересами школьников и их потребностями;

учитель ставит перед учениками задачу, недостижимую в пре­делах одного урока. Это создает у школьников впечатление, что усилия, которые они затратят на данном уроке, напрасны.

Оптимизация загруженности школьников на уроке. Оптимальная загруженность учащихся на уроке может быть достигнута рядом специальных организационно-дидактических мер, основными из которых являются:1) устранение ненужных пауз на уроке, которое осуществля­ется несколькими способами: обеспечив спортивным инвентарем всех членов учебной группы; выполняя с учениками в паузах подготовительные и подводящие упражнения; поручая ученикам наблюдение за качеством выполнения упражнений однокласс­никами;

2) осуществление постоянного контроля учителя за ученика­ми в процессе всего урока (школьники предупреждены, что все их действия и поведение будут оценены, причем оценивается не только уровень знаний, умений и навыков, приобретаемых ими на уроке, но и их активность, внимательность и дисциплиниро­ванность);

3) включение в учебную деятельность всех учеников, даже тех, которые освобождены от выполнения физических упражнений. Освобожденные, присутствующие на уроке, получают задание внимательно следить за тем, что делают остальные, мысленно выполнять все упражнения. Известно, что идеомоторная тренировка не только способствует формированию двигательных умений, но и развивает (в незначительной степени) физические качества. Освобожденных учеников следует привлекать к судейству, использовать в роли помощников-организаторов.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:

Основная литература

1.Вяткин, Б.А. Диагностика и регулирование психического состояния спортсмена в соревнованиях: учеб.пособие / Б.А.Вяткин. – Пермь, 1974.

2.Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: Учебн. пособие. / Е.Н.Гогунов, Б.И. Мартьянов – М.: Издат.-й центр «Академия, 2002.

3.Ильин, Е.П. Психология физического воспитания: Учеб. пособие / Е.П. Ильин. – М.: Просвещение, 1987.

4.Методики психодиагностики в спорте: учебн. пособие для студентов пед. ин-тов /В.Л. Марищук, Ю.М.Блудов, В.А.Плахтиенко и др.-2-е изд., доп и испр. – М.: Просвещение, 1990.

5.Психология: учеб. пособие для ин-ов / под. ред. В.М. Мельникова. - М.: ФиС, 1987.

6.Серова, Л.К. Психология личности спортсмена: учеб. пособие / Л.К.Серова. – М.: Советский спорт, 2007.

Дополнительная

1. Агеевец, В.У. Внедрение оздоровительной систем йоги в практику психофизической рекреации / В.У. Агеевец, Т.В. Састамойнен // Теория и практика физической культуры. №5, 2004.

2. Гордон, С.М. Оценка психической готовности к соревновательной деятельности спортсменов разных специализаций и квалификаций / С.М. Гордон, А.Б. Ильин // Теория и практика физической культуры. № 2, 2004.

3. Данейка, К.В. 10 уроков психофизической тренировки / К.В. Данейка. - М.: ФиС, 1987.

4. Данейка, К.В. Движение, дыхание, психофизическая нагрузка / К.В. Данейка. – М.: ФиС,1986.

5. Дикунов, А.М. Структура педагогического мастерства /А.М. Дикунов // Теория и практика физической культуры.- №12, 1994.

6. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П.Ильин. – СПб. Питер. 2003.

6. Кретти, Б.Дж. Психология в современном спорте / Б.Дж. Кретти. - М.: ФиС, 1978.

7. Попов, А.Л. Спортивная психология /А.Л. Попов. -М.: Флинте, 1998.

Практикум по спортивной психологии /лод ред. И.П. Волкова. - СПб.: Питер, 2002.

8. Смоленцева, В.Н. Развитие навыков психорегуляции у спортсменок в процессе спортивного совершенствования / В.Н. Смоленцева // Теория и практика физической культуры. №2, 2004.

9. Цзен, Н.В. Психотренинг: игры и упражнения /Н.В. Цзен, Ю.В. Пахомов - М.: ФиС, 1980.

10. Чернышенко, Ю.К. Возрастная динамика мотивов потребностей детей 6-10 лет в различных видах физкультурно-спортивной деятельности / Ю.К. Чернышенко, В.А. Баландин // Теория и практика физической культуры. №8, 2004.

11. Шевадрин, Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н.И. Шевадрин. - М.: Владос, 1998.

12. Шумакова, Н.Ю. Взаимосвязь физических упражнений с агрессивным поведением подростков /Н.Ю. Шумакова // Теория и практика физической культуры. №9, 2002.