logo
учебная психодиагностическая практика 3 курс ЗФ

Проективные методики диагностики мотивации учения младших школьников Рисуночная методика

Рисуночная методика носит проективный характер, отражая эмоциональное отношение субъекта к изображаемому. Рисуночные методики применяются в патопсихологической практике для диагностики тех или иных отклонений в психическом развитии ре­бенка, а также для диагностики взаимоотношений в семье и в неко­торых других целях. Мы разработали один из вариантов рисуночной методики для диагностики мотивации учения младших школьников.

Младший школьный возраст как раз приходится на время «зо­лотого века детского рисунка», как его определил Й. Шванцара (1978), указывая на детей в возрасте от пяти до десяти лет. Поэто­му закономерным является применение рисуночной методики для диагностики мотивации учения младших школьников.

Используя рисуночную методику, не следует забывать диагнос­тические возможности методик данного типа. Широко распрост­раненным является мнение, что рисуночные методики не могут быть единственными при диагностике. Здесь многое зависит от умения школьников рисовать и целого ряда других субъективных причин. Поэтому рисуночная методика применяется при диагно­стике наряду с другими методиками.

Разработанный нами вариант рисуночной методики для диаг­ностики мотивации учения младших школьников рекомендуется применять со 2-го полугодия I класса, поскольку с этого времени ученикам начинают выставлять оценки. И это делает отношение школьника к обучению более важным, что отражается в рисунке. Методика заключается в следующем. Школьникам предлагается нарисовать два рисунка: «Про самое интересное»* и «В школе». Необходимость использования для диагностики двух рисунков объясняется тем, что, во-первых, они показывают умение школь­ника рисовать; во-вторых, позволяют сравнить два рисунка по цвету, а следовательно, и более точно определить эмоциональное отношение к изображаемому; в-третьих, включение школьной темы в рисунок «Про самое интересное» свидетельствует о явно выра­женном положительном отношении к школе.

Для диагностики мотивации учения младших школьников по отношению к каждому из выделенных показателей мы использо­вали два вида характеристик рисунков:

  1. формальные характеристики, выявляющие эмоциональное отношение ученика к школе;

  2. содержательные характеристики, выявляющие отношение ученика к учению.

К формальным характеристикам относятся следующие:

а) цвет рисунка — темные, холодные тона (темно-коричне­вый, синий и т.д.) считаются проявлением отрицательных эмо­ций, т.е. отрицательного отношения к изображаемому, как и ис­пользование неподражательного цвета, не соответствующего ре­альности; светлые, теплые тона (желтый, красный и т.д.) считаются проявлением положительных эмоций, т.е. положительного отношения к изображаемому;

* Эта схема предложена В.С.Мухиной (1981).

б) тщательность прорисовывания деталей рисунка — при положи­тельном отношении изображаемое прорисовывается со всем старани­ем, при отрицательном — рисуется нарочито небрежно;

в) творческое или формальное отношение к рисунку: дина­мичность рисунка, свобода его композиции, наличие сюжета, его завершенность. Творческое отношение к рисунку определяется наличием вышеприведенных характеристик. Оно свидетельствует о положительном эмоциональном отношении к изображаемому.

В качестве дополнительных характеристик, которые могут быть использованы для диагностики эмоционального отношения к изо­бражаемому, могут также выступать:

а)использование орнаментов и симметрических композиций для выражения положительного отношения к изображаемому;

б) гиперболизация, преувеличение реальных размеров значи­мого элемента предмета.

Таким образом, формальные характеристики рисунка, выявля­ющие эмоциональное отношение школьников к учению, показы­вают, насколько изображаемое является значимым для субъекта, т. е. на их основе может быть выдвинуто предположение о том, явля­ется ли учение для школьника личностно значимой деятельностью.

К содержательным характеристикам, выявляющим показатели диагностики мотивации учения младших школьников, относятся следующие:

1. Количество рисунков «В школе»:

а) если ученик принес один либо несколько рисунков «Про самое интересное» и ни одного рисунка «В школе», несмотря на многочисленные напоминания, это свидетельствует о его отрица­тельном отношении к учению;

б) если ученик принес по собственной инициативе больше одного рисунка на школьную тему, это свидетельствует о его по­ложительном отношении к учению.

  1. Включение школьной темы в рисунок «Про самое интересное». Если включена, то это надежно свидетельствует о самом поло­жительном отношении ученика к учению.

  2. Момент школьной жизни, отраженный в рисунке:

а) урок;

б) перемена;

в) ситуация, внешне связанная со школой:

«уход от школы» — при изображении только школьного здания;

рисунок на тему с измененным названием «В школу».

Содержание рисунка ученика оценивается по данным характе­ристикам с точки зрения выраженности положительного («а») либо отрицательного отношения к учению («б», «в»). Если изображает­ся урок, это может служить показателем того, что учение является для ученика личностно значимой деятельностью; если изобража­ется перемена или другие внешние по отношению к учению ситу­ации, следовательно, для ученика личностно значимой является не учебная, а, например, игровая деятельность.

4. Отраженность содержания обучения:

а) наличие в рисунке деталей, связанных с отдельными школь­ными предметами;

б) наличие в рисунке деталей, свидетельствующих об ориента­ции на оценку.

Наличие в рисунке данных характеристик также может свиде­тельствовать о том, что учение является для школьника личностно значимой деятельностью.

5. Отраженность общения с другими субъектами:

а) с учителем;

б) со сверстниками;

в) изображен сам автор рисунка;

г) изображен учитель и ученики;

д) изображен любой ученик того же класса, но не автор рисунка.

Данные возможные варианты включения субъектов в содержа­ние рисунка могут быть интерпретированы различным образом в зависимости от содержания рисунка в целом. Однако изображение учителя, как правило, может свидетельствовать о его личностной значимости для школьника. В то же время нельзя забывать о том, что некоторые школьники просто не умеют рисовать людей.

Выявленные формальные и содержательные характеристики рисунка не являются равнозначными для диагностики мотивации учения младших школьников. Среди формальных характеристик рисунка определяющее значение имеет цвет. Среди содержатель­ных характеристик рисунка исчерпывающую информацию о том, что учение является для школьника личностно значимой деятель­ностью, может дать, например, включение ребенком школьной темы в рисунок «Про самое интересное».

Проведенное исследование показало, что оба рисунка следует давать школьникам на дом. Если рисунок «В школе» дается на уро­ке, то большинство школьников рисует то, что видит перед глаза­ми — получаются стереотипные изображения классной доски, шкафов, и только при явно выраженном отношении к учению встречаются отдельные яркие рисунки.

В целом рисуночная методика позволяет получить данные по всем выделенным показателям мотивации учения младших школь­ников. Она носит проективный характер и помогает определить реальное отношение ученика к учению в том случае, если поло­жительное отношение ученика к учению уже известно. Для адек­ватной интерпретации содержания рисунка по выделенным по­казателям необходимо после того, как ученик принес рисунок, провести беседу по уточнению его содержания.