Методика «Сапожки» н.И. Гуткина
Методика разработана Н.И. Гуткиной и позволяет выявить актуальный уровень процесса обобщения у детей 6-8 лет, а также зону его ближайшего развития.
В качестве экспериментального материала используется цветная таблица рисунков, состоящая из 35 клеток (7 рядов по 5 клеток в каждом), и лист бумаги с изображением геометрических фигур.
1 ряд — первая клетка пустая, во второй нарисована собака, в третьей — гиппопотам босиком, в четвертой — цапля, стоящая на одной ноге, а в пятой клетке стоит цифра «0».
2 ряд — первая клетка пустая, во второй клетке нарисована та же самая собака, что и в первом ряду, но только обутая в черные сапожки, в третьей клетке нарисован гиппопотам в черных сапожках, в четвертой клетке — та же самая цапля в черных сапожках, в пятой клетке стоит цифра «1».
3 ряд — первая, вторая и пятая клетки — пустые, в третьей клетке нарисован гиппопотам в черных сапожках, а в четвертой клетке — цапля без сапожек.
ряд — первая, вторая и пятая клетки — пустые, в третьей нарисован гиппопотам в черных сапожках, а в четвертой — цапля в черных сапожках.
ряд— первая и пятая клетки — пустые, во второй клетке нарисована собака в черных сапожках, в третьей — гиппопотам босиком, в четвертой — цапля босиком.
ряд — в первой клетке нарисован ежик в белых сапожках, во второй клетке — собака в черных сапожках, в третьей — гиппопотам босиком, в четвертой клетке — цапля в черных сапожках, пятая клетка — пустая.
ряд — в первой клетке нарисован снеговик, на голове которого шляпа, во второй клетке нарисован такой же снеговик, только без шляпы, в третьей клетке нарисован опять такой же снеговик, только с ведром на голове, в четвертой клетке нарисован все тот же снеговик, но на голове у него сковородка, пятая клетка — пустая.
Кроме цветной таблицы рисунков в качестве экспериментального материала используется лист бумаги с изображением двух рядов геометрических фигур. В первом ряду нарисованы: заштрихованный квадрат, заштрихованный круг (штриховка такая же, как и в квадрате), пустой треугольник и пустой прямоугольник. Во втором ряду: ромб, расчерченный в мелкую клеточку, пустая трапеция; треугольник, так же как и ромб, расчерченный в мелкую клеточку; прямоугольник, также расчерченный в мелкую клеточку.
Инструкция испытуемому: «Сейчас я научу тебя отгадывать интересные загадки. Посмотри на картинки (показывается первый ряд на таблице рисунков), кто здесь нарисован?» (Испытуемый называет картинки, в случае затруднения экспериментатор помогает ему.) «Правильно, а теперь обрати внимание: в первом ряду зверюшки нарисованы босиком и напротив них стоит цифра "0", а во втором ряду все они нарисованы в сапожках, и напротив них стоит цифра "1". Для отгадывания загадок тебе надо запомнить, что если на картинке фигурка будет нарисована босиком, то ты должен обозначать ее цифрой "О", а если в сапожках, то цифрой "1". Запомнил? Повтори, пожалуйста». (Испытуемый повторяет правило.)
Затем ребенку предлагается расставить цифры в следующих трех рядах клеток. Этот этап рассматривается как обучение и закрепление выученного правила. В случае если ребенок совершает ошибки, экспериментатор опять просит его повторить правило работы, показывает на образец (первые два ряда). Каждый свой ответ испытуемый должен объяснить, почему именно он так ответил. Обучающий этап показывает, насколько быстро и легко ребенок усваивает новое правило и может применить его при решении задач. На этом этапе экспериментатор фиксирует все ошибочные ответы испытуемого не только количественно (неправильный ответ оценивается 1 баллом), но и качественно, поскольку характер ошибок может показать, просто ли ребенок нетвердо запомнил правило и путает, где надо ставить «0», а где «1», или же он вообще не применяет в работе необходимое правило. Так, например, бывают ошибки, когда собаку обозначают цифрой «4», гиппопотам — цифрой «2», а цаплю — «1» и объясняют такие ответы, исходя из количества ног у данных персонажей. После того как экспериментатор уверен, что ребенок научился применять правило, которому его обучали, начинается этап «отгадывания загадок». «Отгадать загадку» — значит правильно обозначить фигурки цифрами «0» и «1».
I «загадка» (расположена в 4 ряду) позволяет выявить умение применить правило на новом конкретном материале.
В этом ряду впервые встречается картинка «ежик», прежде не попадавшаяся ребенку в таблице, кроме того, на ежике надеты сапожки не черного, а белого цвета. Таким образом, для успешного решения задачи должен произойти перенос усвоенного правила обозначения фигурок цифрами на новый конкретный материал (новая фигурка в сапожках другого цвета).
Ошибки, допускаемые детьми при решении этой «загадки», бывают самыми разнообразными. Это может быть неиспользование выученного правила или неправильное применение его на тех картинках, на которых испытуемый уже тренировался (т. е. тот же характер ошибок, что и на обучающем этапе, хотя именно у этого испытуемого на обучающем этапе могло и не быть ошибок), а может быть ошибка, вызванная отсутствием собственно переноса введенного правила обозначения фигурок цифрами на новый конкретный материал. Поэтому в случае неправильного решения «загадки» необходимо проанализировать характер ошибок, чтобы не сделать неправильный вывод о неумении ребенка применять правило на новом конкретном материале.
II «загадка» (расположена в 7 ряду) позволяет выявить умение осуществить эмпирическое обобщение.
В клетках этого ряда нарисованы снеговики, т. е. картинки, не встречающиеся до этого в таблице. Различаются снеговики тем, что у трех из них есть головной убор, а у одного нет. А поскольку это снеговики, то в качестве головного убора, кроме настоящей шляпы, используется любой более-менее подходящий предмет (ведро, сковородка). Испытуемому предлагается и в этом случае обозначить картинки цифрами «О» и «1». Чтобы справиться с такой задачей, необходимо сравнить I и II «загадки» и увидеть между ними связь, заключающуюся в том, что и в первом, и во втором случае три фигурка отличаются от четвертой тем, что у трех есть что-то такое, чего нет у четвертой: в первом случае сапоги, во втором — шляпы. Но чтобы понять, что различные предметы на головах снеговиков — это все — «шляпы», ребенку необходимо сделать эмпирическое обобщение. Такому обобщению, с нашей точки зрения, должно способствовать то, что на голове первого снеговика надета настоящая шляпа, дающая установку на рассматривание остальных предлогов с этой точки зрения. Поскольку и в загадке со снеговиками испытуемому требуется расставить цифры «О» и «1», то ему необходимо предположить, что ориентиром для этого должно служить наличие или отсутствие шляпы, как в прошлой загадке таким ориентиром выступало наличие или отсутствие сапожек. Если при сравнении I и II «загадок» ребенок выделял отличительные признаки-ориентиры, позволяющие решить задачу, и смог осуществить перенос усвоенного им правила обозначения фигурок с одного конкретного признака на другой (с сапожек на шляпы), то он правильно решает «загадку».
При анализе результатов прежде всего возникает вопрос, за счет чего ребенок осуществляет перенос правила обозначения фигурок с одного признака на другой (с сапожек на шляпы). Объясняется ли такой перенос правила эмпирическим обобщением отличительных признаков — и сапоги, и шляпы представляют собой детали одежды, или же содержательной абстракцией, т. е. выявлением принципа решения целого класса задач, заключающегося в ориентации на сам факт наличия или отсутствия отличительного признака независимо от формы его проявления»? Ответить на этот вопрос помогают следующие две «загадки».
III и IV «загадки», расположенные на отдельном листе бумаги и представляющие собой ряд геометрических фигур, позволяют выяснить, может ли ребенок решить задачу, требующую мышления на абстрактном уровне. Здесь уже нет фигурок, изображающих животных, соответственно, нет и никаких деталей одежды. Изображенные геометрические фигуры различаются по признаку наличия или отсутствия штриховки.
Если испытуемый во II «загадке» открыл для себя общий принцип решения подобных задач, абстрагируясь от конкретной формы отличительного признака как от несущественного момента, то он легко справляется и с этими новыми заданиями. Возможен вариант, когда решение II «загадки» осуществилось вследствие эмпирического обобщения отличительных признаков, а в III и IV «загадках» испытуемый находит принцип решения всего класса подобных задач, т. е. поднимается на уровень абстрактного мышления. Тем детям, которые «отгадали II загадку» при помощи эмпирического обобщения отличительных признаков, чтобы решить III и IV «загадки», необходимо увидеть связь между ними и предшествующими, заключающуюся в том, что и изображения конкретных персонажей, и геометрические фигуры различаются между собой (внутри каждой «загадки») по одному признаку, который каждый раз меняется. Следующим шагом испытуемого должно быть понимание, что для решения задачи форма отличительного признака является несущественным моментом, а важен сам факт наличия или отсутствия признака. Таким образом, ребенок переходит на уровень теоретического мышления, где он, абстрагируясь от формы отличительного признака и ориентируясь только на факт его наличия или отсутствия, приходит к выявлению принципа решения целого класса задач.
Обработка результатов методики проводится количественно и качественно. Выше уже указывалось, что на этапе обучения каждый неправильный ответ оценивается в 1 балл. Неправильно решенная «загадка» также оценивается в 1 балл, а правильно решенная — «0», затем вычисляется суммарный балл по всем четырем «загадкам» (обучающий этап в суммарный балл не входит). Чем хуже справился ребенок с заданием, тем больше его суммарный балл. Качественный анализ ошибок позволяет лучше понять причину неуспеха испытуемого в том или ином задании и выяснить, какого рода обучение необходимо ему для овладения той или иной мыслительной операцией.
Количественная интерпретация выглядит следующим образом:
4 балла (решил все 4 задачи) — высокий уровень эмпирического обобщения, способен к решению задач на абстрактном уровне.
3-2,5 балла (решил 2 задачи самостоятельно, 3 и 4 с помощью) — сформировано умение осуществить эмпирическое обобщение, но испытывает затруднения при переносе правила обозначения с одного признака на другой при абстрагировании.
2-1,5 балла (решил 1 задачу самостоятельно, а 2 с помощью) — умеет работать по правилу, способен к эмпирическому обобщению только с помощью взрослого.
баллов (не решил ни одной задачи самостоятельно)— умение работать по правилу сформировано недостаточно, функция эмпирического обобщения не сформирована.
- I. Экстраверсия (э): 94
- II. Нейротизм (н): 94
- III. «Ложь»: 94
- Пояснительная записка
- Организация учебной психодиагностической практики
- Методист практики:
- Структурными компонентами учебной психодиагностической практики являются:
- Отчетная документация по практике.
- Основные критерии оценки итогов практики.
- I раздел. Психодиагностическая деятельность педагога-психолога в дошкольном учреждении
- Диагностика интеллектуальной сферы детей дошкольного возраста
- II раздел. Работа педагога-психолога с учащимися начальной школы
- Перечень рекомендуемых методик
- III раздел. Психодиагностическая работа педагога-психолога в средней школе
- Перечень рекомендуемых методик
- IV раздел. Работа психолога со старшеклассниками
- Методические материалы
- К I разделу практики
- Методика «Полянка»
- Л.А. Венгер
- Протокол к методике «Полянка»
- Обработка результатов исследования
- Методика «Сапожки» н.И. Гуткина
- Диагностика стадиального развития интеллекта н.Ф. Талызина, ю.В. Карпов
- Диагностика сформированности действий логического мышления
- Протокол к методике
- Методика «Картина» о.Е.Антипенко
- Методические материалы ко II разделу практики
- Карточка наблюдения
- Беседа с учителем
- Беседа с родителями
- Анкета для родителей
- Кривая текущей успеваемости
- Свободная беседа с учеником
- Прямые методики диагностики мотивации учения младших школьников Беседа-интервью
- «Лесенка уроков»
- Описание методики
- «Лесенка побуждений»
- Сочинение
- Проективные методики диагностики мотивации учения младших школьников Рисуночная методика
- Составление расписания на неделю
- Методика «Неоконченные предложения» ж. Нюттена
- Анкета для родителей школьников I класса
- Беседа-интервью (для I класса)
- Инструкция к методике «Неоконченные предложения» ж. Нюттена в модификации а. Б. Орлова
- Обобщающая таблица результатов диагностики мотивации учения младших школьников по выделенным показателям
- Методические материалы
- К III разделу практики
- Методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности
- Г. Айзенк
- Текст опросника Айзенка
- Бланк ответов
- Шкала градации результатов
- Тест исследования тревожности (опросник у.Д. Спилбергера; адаптирован ю.Л. Ханиным)
- Шкала ситуативной тревожности (ст)
- Обработка результатов
- Тест руки э. Вагнер
- Методика самооценки коллектива через эмоционально-символическую аналогию
- «Песчаная россыпь»
- «Мягкая глина»
- «Мерцающий маяк»
- «Алый парус»
- «Горящий факел»
- Методика экспериментального исследования организованности
- Методические материалы
- К IV разделу практики
- Опросник интерперсонального диагноза
- Т. Лири, р. Л. Лафорже, р. Ф. Сучек
- Краткая характеристика методики
- Возможности методики
- Инструкция
- Обработка результатов
- Ключ к опроснику
- Дифференциально-диагностический опросник (ддо) е.А. Климов
- Методика «Карта интересов» а. Е. Голомштока (модификация с.Я. Карпиловской)
- Опросник профессиональных склонностей л.Йовайши (модификация г.В. Резапкиной)
- Опросник профессиональных склонностей
- Обработка и анализ результатов
- Завершающая беседа
- Список использованной литературы
- Приложение 1 Оформление титульного листа дневника дневник
- Приложение 2 Примерная форма индивидуального плана
- Приложение 3 Примерная схема отчёта о практике
- Приложение 4 Структура психологического заключения и его особенности
- Приложение 5 Примерный план составления аналитической справки.
- Приложение 6 Расчет оценочной шкалы по средним величинам