Методика «Карта интересов» а. Е. Голомштока (модификация с.Я. Карпиловской)
Интересы являются важной составной частью направленности личности, ее мотивационной сферы и представляют собой форму проявления потребностей. В.Н. Мясищев, рассматривая интересы в тесной связи с потребностями личности, в то же время отмечал своеобразие интересов, заключающееся в том, что они выражают познавательное отношение к предмету, тогда как потребности отражают тенденцию к реальному овладению ими.
В литературе имеются попытки классификации интересов по разным основаниям. В соответствии с одним из таких оснований — формой деятельности — выделяют игровые, познавательные и профессиональные интересы. Однако в строгом смысле слова, все интересы являются познавательными.
Под профессиональными интересами понимают избирательную направленность личности на профессию как на социально-психологическую роль. Необходимо различать заинтересованность и устойчивый профессиональный интерес. Критерий их различия — информационный: устойчивый профессиональный интерес основан на всесторонней, объективной информации, а заинтересованность — на существенной, но ограниченной. Кроме того, профессинальный интерес характеризуется направленностью на сущностные стороны профессии: предмет и условия труда, профессиональную подготовку. Профессиональные интересы у подростка формируются на основе имеющихся познавательных интересов и тесно с ними взаимосвязаны. Поэтому диагностика познавательных интересов имеет существенное значение в практике профконсультации. Для этого используется и «Карта интересов» А. Е. Голомштока (модификация С.Я. Карпиловской)
Целью данной методики является выявление индивидуальных особенностей профессиональных интересов. Может применяться для исследования учащихся средних и старших классов. Она используется в целях профориентации и при приеме на работу. Хорошие результаты получаются при использовании данной методики в целях профориентации лиц, меняющих профессию. Рекомендуется применять методику для испытуемых в возрасте до 35 лет.
Время обследования испытуемого не ограничено, но следует предупреждать о необходимости работать в течение 40-50 мин. Возможно применять опросник в индивидуальном и групповом режиме.
При обработке результатов в каждой из строк подсчитываем количество плюсов и минусов и находим их алгебраическую сумму (т.е. к числу плюсов прибавить число минусов: +8 + (–4) = +4) — это один из способов обработки. Другой способ обработки описан в «Практикуме по экспериментальной и прикладной психологии» под ред. А.А. Крылова (Л.: ЛГУ, 1990.) Он заключается в подсчитывании количества плюсов и минусов. Результаты записываются в свободные клеточки в конце каждой строки: в первой — количество плюсов, в второй — количество минусов. Каждая строка листа ответов благодаря специальной группировке вопросов соответствует той или иной области интересов.
Анализируя полученные данные, необходимо выделить строки, содержащие наибольшее количество плюсов. Если среди них окажется несколько строк с одинаковым числом плюсов, то более выраженным интересам соответствуют те из них, которые имеют наименьшее число минусов. При оценке направленности интересов необходимо прежде всего учитывать строки с наибольшим количеством плюсов, но необходимо обратить внимание также на строки с наибольшим количеством минусов как на сферы деятельности, отвергаемые оптантом. Оценка выраженности интересов имеет пять градаций: высшая степень отрицания — от –12 до –6, интерес отрицается — от –5 до –1, интерес выражен слабо — от +1 до +4, выраженный интерес — от +5 до +7, ярко выраженный интерес — от +8 до +12.
Если используется 1 способ обработки, анализируется алгебраическая сумма. Оценка выраженности такая же, как описано выше.
Достоверные результаты получаются и в том случае, когда экспериментатор зачитывает вопросы группе испытуемых, хотя в этом случае искусственно ограничивается время ответа.
Опросник включает в себя 96 вопросов, которые распределяются в пределах 16 видов деятельности: физика, математика, электронная радиотехника, техника, химия, биология, медицина, география и геология, история, филология и журналистика, искусство, педагогика, сфера бытового обслуживания, военное дело, спорт, предпринимательство и бизнес.
Ключ
Столбцы листа ответов соответствуют следующим профессиональным интересам
Физика
Математика
Электронная радиотехника
Техника
Химия
Биология
Медицина
География и геология
История
Филология и журналистика
Искусство
Педагогика
Сфера бытового обслуживания
Военное дело
Спорт
Предпринимательство, бизнес
Процедура проведения
Раздаются перечни вопросов и листы ответов. После заполнения паспортной части листа ответов предлагается прочитать инструкцию по работе с опросником.
Инструкция «Для определения Ваших ведущих интересов предлагаем перечень вопросов. Подумайте перед ответом на каждый вопрос и постарайтесь дать как можно более точный ответ. Если Вам:
очень нравится делать то, о чем говорится в вопросе, то поставьте в бланке протокола ответов в клетке под тем же номером два плюса "++";
если просто нравится - поставьте один плюс "+";
если не знаете, сомневаетесь - поставьте ноль "0";
если не нравится поставьте один минус "–";
если очень не нравится - поставьте два минуса "– –".
Отвечайте на вопросы, не пропуская ни одного из них. Если у Вас возникают вопросы, спрашивайте сразу же.
Опросник
Любите ли Вы (нравится ли Вам, хотели бы Вы)...
Читать книги типа "Занимательная физика", "Физики шутят".
Читать книги типа "Занимательная математика", "Математические досуги".
Читать статьи в научно-популярных журналах о достижениях в области радиофизики.
Читать технические журналы "Юный техник", "Техника молодежи".
Читать об открытиях в химии, о жизни и деятельности выдающихся химиков.
Читать о жизни растений и животных.
Читать о том, как люди научились бороться с болезнями, о врачах, о достижениях в области медицины.
Знакомиться с различными странами по описаниям и географическим картам.
Читать книги об исторических личностях и событиях.
Читать произведения классиков мировой литературы.
Интересоваться историей развития искусства, слушать оперную, симфоническую, джазовую музыку.
Читать книги о жизни школы.
Интересоваться искусством кулинарии, моделирования одежды, конструирования мебели.
Читать книги о войнах и сражениях.
Читать спортивные газеты, журналы, книги о спорте и выдающихся спортсменах.
Читать об экономике разных стран, достоинствах и недостатках разных экономических путей развития.
Читать научно-популярную литературу о физических открытиях, о жизни и деятельности выдающихся физиков.
Читать научно-популярную литературу о математических открытиях, о жизни и деятельности выдающихся математиков.
Разбираться в схемах радиоаппаратуры.
Посещать технические выставки или слушать (смотреть) передачи о новинках техники.
Находить химические явления в природе, проводить опыты по химии, следить за ходом химических реакций.
Изучать биологию, ботанику, зоологию.
Изучать анатомию и физиологию
Узнавать об исследованиях новых месторождений полезных ископаемых
Изучать историю возникновения различных народов и государств.
Читать литературно-критические статьи.
Обсуждать кинофильмы, театральные постановки, художественные выставки.
Объяснять товарищам, как выполнять учебные задания, если они не могут выполнить эти задания самостоятельно.
Шить, вышивать, готовить пищу, изготовлять, совершенствовать или ремонтировать домашние бытовые приборы и устройства, мебель и т.п.
Знакомиться с военной техникой.
Ходить на матчи и спортивные состязания.
Читать газеты "Коммерсант", "Деловой мир", а также статьи о бизнесе, предпринимательстве, деловых людях.
Проводить опыты по физике.
Решать математические задачи.
Выяснять устройства электро– и радиоприборов.
Разбираться в технических чертежах, схемах.
Готовить растворы, взвешивать реактивы.
Работать в саду, на огороде, ухаживать за растениями и животными.
Изучать причины возникновения разных болезней.
Собирать коллекцию минералов.
Обсуждать текущие политические события в СНГ и других странах.
Изучать иностранные языки.
Декламировать, петь, выступать на сцене.
Читать книги малышам, помогать им что-нибудь делать, рассказывать, сочинять сказки.
Заботиться от уюте в доме, в классе, школе, приводить в порядок свое помещение.
Принимать участие в военизированных походах.
Играть в спортивные игры.
Изучать динамику курса акций на биржах (например, с помощью газеты "Коммерсант").
Заниматься в физическом кружке.
Заниматься в математическом кружке.
Исправлять электроприборы и повреждения в электросети.
Собирать и ремонтировать различные механизмы.
Заниматься в химическом кружке.
Заниматься в биологическом кружке.
Ухаживать за больным.
Составлять геологические и географические карты.
Посещать исторические музеи, знакомиться с памятниками культуры, ходить в археологические экспедиции.
Письменно излагать свои мысли, наблюдения, вести дневник.
Заниматься в драматическом кружке.
Обсуждать вопросы воспитания детей и подростков, шефствовать над трудновоспитуемыми.
Оказывать людям различные бытовые услуги.
Участвовать в военных играх и походах.
Принимать участие в спортивных соревнованиях.
Играть в настольные и компьютерные игры, имитирующие деятельность менеджера, бизнесмена (например, "монополия" и др.).
Участвовать в физических олимпиадах.
Участвовать в математических конкурсах, олимпиадах.
Собирать и ремонтировать радиоаппаратуру.
Собирать модели самолетов, планеров, кораблей или какие-либо иные конструкции.
Участвовать в химических олимпиадах.
Участвовать в биологических олимпиадах.
Знакомиться с работой медсестры и врача.
Производить топографическую съемку местности.
Выступать с сообщениями по истории, заниматься в историческом (или археологическом) кружке.
Заниматься в литературном или лингвистическом кружке.
Играть на музыкальных инструментах, рисовать, резать по дереву.
Руководить работой других.
Заботиться об экономии семейного бюджета.
Быть организатором в играх или походах.
Заниматься в спортивной секции.
Обсуждать с родителями бюджет семьи, планировать расход денег, покупки.
Выступать с докладами о новых физических открытиях, организовывать конкурсы по физике.
Организовывать математические досуги.
Заниматься в радиокружке.
Организовывать технические выставки, смотры технического творчества.
Организовывать вечера типа "Химия вокруг нас".
Проводить опытные работы по биологии.
Заниматься в кружке санитаров.
Участвовать в географических или геологических экспедициях.
Организовывать походы по родному краю с целью его изучения.
Писать сценарии литературных вечеров, организовывать литературные юбилеи, праздники.
Принимать участие в олимпиадах художественной самодеятельности.
Организовывать игры и праздники детей.
Готовить еду во время походов или оборудовать походную стоянку всем необходимым для участников похода.
Изучать военное дело.
Тренировать детские спортивные команды.
Интересоваться теми качествами, которые необходимы человеку для успешной работы в сфере управления, экономике, бизнесе.
Лист ответов к «Карте интересов»
Фамилия, Имя, Отчество (полностью, разборчиво)
__________________________________________________________
Класс ___________________________ СШ № __________________
Дата рождения _______________________Возраст _____________
(полных лет)
Пол _____________________________________________________
Дата _____________________________________________________
Очень нравится “++”
Просто нравится “+”
Не знаете, сомневаетесь ” 0”
Очень не нравится “– –“
Не нравится “–“.
| | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
“+” |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
“-“ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
“” |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- I. Экстраверсия (э): 94
- II. Нейротизм (н): 94
- III. «Ложь»: 94
- Пояснительная записка
- Организация учебной психодиагностической практики
- Методист практики:
- Структурными компонентами учебной психодиагностической практики являются:
- Отчетная документация по практике.
- Основные критерии оценки итогов практики.
- I раздел. Психодиагностическая деятельность педагога-психолога в дошкольном учреждении
- Диагностика интеллектуальной сферы детей дошкольного возраста
- II раздел. Работа педагога-психолога с учащимися начальной школы
- Перечень рекомендуемых методик
- III раздел. Психодиагностическая работа педагога-психолога в средней школе
- Перечень рекомендуемых методик
- IV раздел. Работа психолога со старшеклассниками
- Методические материалы
- К I разделу практики
- Методика «Полянка»
- Л.А. Венгер
- Протокол к методике «Полянка»
- Обработка результатов исследования
- Методика «Сапожки» н.И. Гуткина
- Диагностика стадиального развития интеллекта н.Ф. Талызина, ю.В. Карпов
- Диагностика сформированности действий логического мышления
- Протокол к методике
- Методика «Картина» о.Е.Антипенко
- Методические материалы ко II разделу практики
- Карточка наблюдения
- Беседа с учителем
- Беседа с родителями
- Анкета для родителей
- Кривая текущей успеваемости
- Свободная беседа с учеником
- Прямые методики диагностики мотивации учения младших школьников Беседа-интервью
- «Лесенка уроков»
- Описание методики
- «Лесенка побуждений»
- Сочинение
- Проективные методики диагностики мотивации учения младших школьников Рисуночная методика
- Составление расписания на неделю
- Методика «Неоконченные предложения» ж. Нюттена
- Анкета для родителей школьников I класса
- Беседа-интервью (для I класса)
- Инструкция к методике «Неоконченные предложения» ж. Нюттена в модификации а. Б. Орлова
- Обобщающая таблица результатов диагностики мотивации учения младших школьников по выделенным показателям
- Методические материалы
- К III разделу практики
- Методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности
- Г. Айзенк
- Текст опросника Айзенка
- Бланк ответов
- Шкала градации результатов
- Тест исследования тревожности (опросник у.Д. Спилбергера; адаптирован ю.Л. Ханиным)
- Шкала ситуативной тревожности (ст)
- Обработка результатов
- Тест руки э. Вагнер
- Методика самооценки коллектива через эмоционально-символическую аналогию
- «Песчаная россыпь»
- «Мягкая глина»
- «Мерцающий маяк»
- «Алый парус»
- «Горящий факел»
- Методика экспериментального исследования организованности
- Методические материалы
- К IV разделу практики
- Опросник интерперсонального диагноза
- Т. Лири, р. Л. Лафорже, р. Ф. Сучек
- Краткая характеристика методики
- Возможности методики
- Инструкция
- Обработка результатов
- Ключ к опроснику
- Дифференциально-диагностический опросник (ддо) е.А. Климов
- Методика «Карта интересов» а. Е. Голомштока (модификация с.Я. Карпиловской)
- Опросник профессиональных склонностей л.Йовайши (модификация г.В. Резапкиной)
- Опросник профессиональных склонностей
- Обработка и анализ результатов
- Завершающая беседа
- Список использованной литературы
- Приложение 1 Оформление титульного листа дневника дневник
- Приложение 2 Примерная форма индивидуального плана
- Приложение 3 Примерная схема отчёта о практике
- Приложение 4 Структура психологического заключения и его особенности
- Приложение 5 Примерный план составления аналитической справки.
- Приложение 6 Расчет оценочной шкалы по средним величинам