«Горящий факел»
Горящий факел — это живое пламя, горючим материалом которого являются тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив.
Да, здесь хорошо проявляются все качества коллектива, которые мы видели на ступени «Алый парус». Но это не все.
Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, подымаясь на скалы, спускаясь в ущелья, проторяя первые тропы. Но разве можно чувствовать себя счастливым, если рядом кому-то трудно, если позади тебя коллективы, группы, которым нужна помощь и твоя крепкая рука. Настоящий коллектив — тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего сердца дорогу другим.
Своеобразное видение коллектива через представленные образцы-символы, умение соотнести реальную жизнь ученического коллектива с эталонной «картинкой» — это важная часть диагностики коллектива при помощи методики СКЭСА.
Самоаттестация коллектива обычно превращается в заинтересованный разговор, во время которого учащиеся обсуждают состояние дел в классе и определяют, на какой ступени развития коллектив находится. Далее они решают, как далеко их коллектив может продвинуться, и намечают, что и как нужно сделать, чтобы цель была достигнута.
Самоаттестация коллектива при помощи методики СКЭСА проводится по следующему плану:
Вступительное слово ведущего.
Общий заинтересованный разговор членов коллектива на тему «Кто мы? Какие мы?».
Коллективное обсуждение на тему «Наша программа роста».
Для проведения самоаттестации необходимо выбрать подходящее, соответственным образом оформленное место. Тон и стиль разговора должен быть доверительным, откровенным и принципиальным. Во вступительном слове ведущий говорит о месте и значении коллектива в жизни каждого человека, об особенностях его становления, выделяет задачи самоаттестации, знакомит с описанием ступеней роста коллектива, объявляет порядок проведения разговора.
Задача общего разговора на тему «Кто мы? Какие мы?» состоит в том, чтобы на основе детального анализа вдумчиво разобраться в особенностях своего коллектива, в результатах его деятельности, оценить участие каждого в общешкольных делах. Ориентирами в таком разговоре могут стать специальные вопросы, подготовленные для самоаттестации.
Выполняем ли мы всем классом полезное, нужное дело? По своей инициативе делаем это или по принуждению? Все ли достаточно внимательны друг к другу? Переживаем ли мы все вместе, если кому-либо из нас плохо? Радуемся ли мы успехам товарищей? Принимаем ли близко к сердцу их неудачи? Можно ли сказать, что наш класс отлично организован, что мы работаем, трудимся и учимся по принципу «Один — за всех, все — за одного»? Если да, то и чем это проявляется? Если нет, то почему это так? Достаточно ли хорошо мы понимаем друг друга? Умеем ли мы находить общий подход, вырабатывать общее мнение по важным для коллектива вопросам? Можем ли мы, готовы ли собрать свою волю, проявить настойчивость, принципиальность в трудные минуты?
Подобного рода «опросы помогают сосредоточить внимание ребят на жизни класса, сделать общий разговор о коллективе заинтересованным, содержательным, конкретным. Ведущий внимательно следит за высказываниями ребят, выделяет главное, отвечает на спорные высказывания, задает при необходимости дополнительные вопросы, направляет разговор в нужное русло.
Обсуждение предложенных вопросов в конечном счете приходит к оценке состояния коллектива, делается общий вывод о том, на каком уровне развития он находится. При этом, естественно, возникают споры, высказываются различные мнения. Сторонникам разных точек зрения дается возможность обсудить их. Окончательное решение о ступени развития, на которой находится коллектив, принимается простым большинством голосов, обычно без формального голосования, хотя такое, вообще говоря, не исключается.
Определяя ступень развития коллектива, участники самоаттестации обсуждают его перспективу. Наиболее ценные предложения становятся программой развития коллектива. Сюда входят предложения, касающиеся эмоционального климата, стиля взаимоотношений, самоуправления, а также различные дела, проведение которых должно сплотить коллектив. Обсуждение поступивших предложении, их ценности, реальности и целесообразности повышает активность школьников.
Здесь можно прибегнуть к специальному способу активизировать мысль учащихся, поиск оптимальных решений. Он заимствован из практики управления деятельностью творческих коллективов взрослых и получил название «брейнсторминг». Суть его в следующем. Ведущий разбивает группу, обсуждающую проблему, на две подгруппы. Одна из них должна быть более многочисленной. Это так начинаемые генераторы идей. Их задача состоит в том, чтобы, стимулируя творческую активность друг друга, выдвинуть как можно больше различных идей и предложений, касающихся программы роста коллектива. На этом этапе работы принимаются любые предложения: обычные и странные, реальные и фантастичные, разумные и на первый взгляд абсурдные. Главное состоит в том, чтобы предложений в начале дискуссии было как можно больше.
На следующем этапе в дело включается вторая часть группы, так называемые критики. Они начинают работать после того, как завершили свое дело генераторы идей. Критики подробно рассматривают предложенные идеи: отсеивают непригодные, намечают спорные, принимают наиболее интересные, ценные и практически реализуемые. Затем настает очередь обсуждения спорных.
В итоге составляется набор интересных коллективу начинаний, осуществление которых поможет ребятам сделать свой коллектив более зрелым.
Методика самооценки ученического коллектива через эмоционально-символическую аналогию (СКЭСА) позволяет наметить вполне реальные и достижимые перспективы его роста. Это очень важно для практической психолого-педагогической работы с коллективом. Не менее существенно и то, что перспективы роста коллектива намечают и принимают сами учащиеся. Поэтому они лично заинтересованы в том, чтобы реализовать намеченное. Методика СКЭСА доступна детям разных возрастов, от младших до старших школьников, что также относится к числу ее достоинств.
- I. Экстраверсия (э): 94
- II. Нейротизм (н): 94
- III. «Ложь»: 94
- Пояснительная записка
- Организация учебной психодиагностической практики
- Методист практики:
- Структурными компонентами учебной психодиагностической практики являются:
- Отчетная документация по практике.
- Основные критерии оценки итогов практики.
- I раздел. Психодиагностическая деятельность педагога-психолога в дошкольном учреждении
- Диагностика интеллектуальной сферы детей дошкольного возраста
- II раздел. Работа педагога-психолога с учащимися начальной школы
- Перечень рекомендуемых методик
- III раздел. Психодиагностическая работа педагога-психолога в средней школе
- Перечень рекомендуемых методик
- IV раздел. Работа психолога со старшеклассниками
- Методические материалы
- К I разделу практики
- Методика «Полянка»
- Л.А. Венгер
- Протокол к методике «Полянка»
- Обработка результатов исследования
- Методика «Сапожки» н.И. Гуткина
- Диагностика стадиального развития интеллекта н.Ф. Талызина, ю.В. Карпов
- Диагностика сформированности действий логического мышления
- Протокол к методике
- Методика «Картина» о.Е.Антипенко
- Методические материалы ко II разделу практики
- Карточка наблюдения
- Беседа с учителем
- Беседа с родителями
- Анкета для родителей
- Кривая текущей успеваемости
- Свободная беседа с учеником
- Прямые методики диагностики мотивации учения младших школьников Беседа-интервью
- «Лесенка уроков»
- Описание методики
- «Лесенка побуждений»
- Сочинение
- Проективные методики диагностики мотивации учения младших школьников Рисуночная методика
- Составление расписания на неделю
- Методика «Неоконченные предложения» ж. Нюттена
- Анкета для родителей школьников I класса
- Беседа-интервью (для I класса)
- Инструкция к методике «Неоконченные предложения» ж. Нюттена в модификации а. Б. Орлова
- Обобщающая таблица результатов диагностики мотивации учения младших школьников по выделенным показателям
- Методические материалы
- К III разделу практики
- Методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности
- Г. Айзенк
- Текст опросника Айзенка
- Бланк ответов
- Шкала градации результатов
- Тест исследования тревожности (опросник у.Д. Спилбергера; адаптирован ю.Л. Ханиным)
- Шкала ситуативной тревожности (ст)
- Обработка результатов
- Тест руки э. Вагнер
- Методика самооценки коллектива через эмоционально-символическую аналогию
- «Песчаная россыпь»
- «Мягкая глина»
- «Мерцающий маяк»
- «Алый парус»
- «Горящий факел»
- Методика экспериментального исследования организованности
- Методические материалы
- К IV разделу практики
- Опросник интерперсонального диагноза
- Т. Лири, р. Л. Лафорже, р. Ф. Сучек
- Краткая характеристика методики
- Возможности методики
- Инструкция
- Обработка результатов
- Ключ к опроснику
- Дифференциально-диагностический опросник (ддо) е.А. Климов
- Методика «Карта интересов» а. Е. Голомштока (модификация с.Я. Карпиловской)
- Опросник профессиональных склонностей л.Йовайши (модификация г.В. Резапкиной)
- Опросник профессиональных склонностей
- Обработка и анализ результатов
- Завершающая беседа
- Список использованной литературы
- Приложение 1 Оформление титульного листа дневника дневник
- Приложение 2 Примерная форма индивидуального плана
- Приложение 3 Примерная схема отчёта о практике
- Приложение 4 Структура психологического заключения и его особенности
- Приложение 5 Примерный план составления аналитической справки.
- Приложение 6 Расчет оценочной шкалы по средним величинам