III раздел. Психодиагностическая работа педагога-психолога в средней школе
Цель: приобрести практические умения в осуществлении психологической диагностики учащихся средней школы.
Задачи:
Сформировать у студентов-практикантов представление о системе работы психолога в средних классах школы.
Научиться планировать психологическую деятельность по реализации диагностики.
Провести психодиагностическое обследование класса учащихся средней школы.
Научиться эффективному анализу и интерпретации полученных результатов.
Приобрести навыки подготовки психологического заключения с рекомендациями для педагогов и родителей по итогам обследования.
Практика в средней школе (для студентов дневного отделения) предусматривает работу по одной из предложенных тем (выбор темы осуществляется совместно с педагогом-психологом школы и согласуется с методистом практики):
1. Изучение эмоционально-личностной сферы учащихся средней школы.
2. Изучение классного коллектива.
Этапы практики:
1 этап. Педагог-психолог школы знакомит студентов с планированием работы в средней школе, основными видами работ психолога.
Обсуждается содержание деятельности психолога по организации успешной адаптации пятиклассников в средней школе как один из важнейших видов работ.
Каждый из студентов определяется с выбором темы раздела.
2 этап. Подготовка к диагностике школьников. Изготовление необходимого стимульного и раздаточного материала. Студенты получают информацию по процедуре диагностического обследования школьника и ведению протокола.
3 этап. Проведение психологической диагностики одного класса.
4 этап. Практиканты с помощью педагога-психолога школы и методиста практики проводят обработку и анализ результатов диагностики. Производят расчет оценочной шкалы по средним величинам (приложение 6), а затем составляют аналитическую справку (приложение 5) и разрабатывают рекомендации для педагогов, родителей и учащихся.
Работа с отчетной документацией по разделу психологической практики.
Отчетные документы по III разделу практики:
Психодиагностический инструментарий (текст методики, стимульный материал).
Протоколы (копии) обследования учащихся средней школы.
Аналитическая справка (копия) с рекомендациями участникам процесса по результатам исследования, предпринятого в 5–9-х классах по изучению эмоционально-личностной сферы учащихся или классного коллектива (в зависимости от индивидуального задания) (приложение 5).
- I. Экстраверсия (э): 94
- II. Нейротизм (н): 94
- III. «Ложь»: 94
- Пояснительная записка
- Организация учебной психодиагностической практики
- Методист практики:
- Структурными компонентами учебной психодиагностической практики являются:
- Отчетная документация по практике.
- Основные критерии оценки итогов практики.
- I раздел. Психодиагностическая деятельность педагога-психолога в дошкольном учреждении
- Диагностика интеллектуальной сферы детей дошкольного возраста
- II раздел. Работа педагога-психолога с учащимися начальной школы
- Перечень рекомендуемых методик
- III раздел. Психодиагностическая работа педагога-психолога в средней школе
- Перечень рекомендуемых методик
- IV раздел. Работа психолога со старшеклассниками
- Методические материалы
- К I разделу практики
- Методика «Полянка»
- Л.А. Венгер
- Протокол к методике «Полянка»
- Обработка результатов исследования
- Методика «Сапожки» н.И. Гуткина
- Диагностика стадиального развития интеллекта н.Ф. Талызина, ю.В. Карпов
- Диагностика сформированности действий логического мышления
- Протокол к методике
- Методика «Картина» о.Е.Антипенко
- Методические материалы ко II разделу практики
- Карточка наблюдения
- Беседа с учителем
- Беседа с родителями
- Анкета для родителей
- Кривая текущей успеваемости
- Свободная беседа с учеником
- Прямые методики диагностики мотивации учения младших школьников Беседа-интервью
- «Лесенка уроков»
- Описание методики
- «Лесенка побуждений»
- Сочинение
- Проективные методики диагностики мотивации учения младших школьников Рисуночная методика
- Составление расписания на неделю
- Методика «Неоконченные предложения» ж. Нюттена
- Анкета для родителей школьников I класса
- Беседа-интервью (для I класса)
- Инструкция к методике «Неоконченные предложения» ж. Нюттена в модификации а. Б. Орлова
- Обобщающая таблица результатов диагностики мотивации учения младших школьников по выделенным показателям
- Методические материалы
- К III разделу практики
- Методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности
- Г. Айзенк
- Текст опросника Айзенка
- Бланк ответов
- Шкала градации результатов
- Тест исследования тревожности (опросник у.Д. Спилбергера; адаптирован ю.Л. Ханиным)
- Шкала ситуативной тревожности (ст)
- Обработка результатов
- Тест руки э. Вагнер
- Методика самооценки коллектива через эмоционально-символическую аналогию
- «Песчаная россыпь»
- «Мягкая глина»
- «Мерцающий маяк»
- «Алый парус»
- «Горящий факел»
- Методика экспериментального исследования организованности
- Методические материалы
- К IV разделу практики
- Опросник интерперсонального диагноза
- Т. Лири, р. Л. Лафорже, р. Ф. Сучек
- Краткая характеристика методики
- Возможности методики
- Инструкция
- Обработка результатов
- Ключ к опроснику
- Дифференциально-диагностический опросник (ддо) е.А. Климов
- Методика «Карта интересов» а. Е. Голомштока (модификация с.Я. Карпиловской)
- Опросник профессиональных склонностей л.Йовайши (модификация г.В. Резапкиной)
- Опросник профессиональных склонностей
- Обработка и анализ результатов
- Завершающая беседа
- Список использованной литературы
- Приложение 1 Оформление титульного листа дневника дневник
- Приложение 2 Примерная форма индивидуального плана
- Приложение 3 Примерная схема отчёта о практике
- Приложение 4 Структура психологического заключения и его особенности
- Приложение 5 Примерный план составления аналитической справки.
- Приложение 6 Расчет оценочной шкалы по средним величинам