I раздел. Психодиагностическая деятельность педагога-психолога в дошкольном учреждении
Цель: приобрести практические умения в области диагностики развития интеллектуальной сферы детей дошкольного возраста.
Задачи:
Познакомиться со спецификой работы педагога-психолога в дошкольном учреждении.
Научиться изготавливать стимульный материал для психодиагностического обследования дошкольника.
Овладеть умением организации психодиагностического исследования дошкольника.
Научиться эффективному анализу и интерпретации полученных результатов, подготовке психологического заключения по итогам исследования.
Приобрести навыки разработки рекомендаций по результатам диагностического обследования.
Этапы практики:
1 этап. Знакомство с педагогом-психологом дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).
В беседе с педагогом-психологом студенты узнают об особенностях ведения документации (годовой план работы психологической службы ДОУ; план-сетка работы на неделю; журнал учета групповых форм работы, журнал учета индивидуальной работы с детьми и др.). Студенты составляют перечень и указывают форму заполнения документации психолога, а также дают анализ годового плана педагога-психолога.
Студенты знакомятся с психодиагностическим направлением деятельности педагога-психолога. При изучении особенностей психодиагностического направления деятельности психолога необходимо обратить внимание на следующие вопросы:
1. Подготовка к диагностической работе. Отбор тестового материала, составление графика работы, протоколов обследования.
2. Проведение диагностического исследования, заполнение протокола.
3. Составление психологического заключения.
4. Разработка рекомендаций для воспитателей и родителей.
5. Проведение консультаций для воспитателей и родителей.
Студенты проводят анализ кабинета педагога-психолога, при этом необходимо отметить:
наличие отдельного помещения для кабинета у педагога-психолога;
соответствие кабинета требованиям «Положения о кабинете психологической службы учреждений образования».
2 этап. Планирование и подготовка к диагностике интеллектуальной сферы дошкольника. Совместно с психологом осуществляется подбор методик для диагностики интеллектуальной сферы детей. Студенты изготавливают необходимый стимульный материал, получают информацию по процедуре диагностического обследования дошкольника и ведению протокола.
Рекомендуемые методики даны в методических материалах к первому разделу практики.
3 этап. Проведение психологической диагностики, как в групповом, так и в индивидуальном вариантах старшей группы детского сада.
4 этап. Практиканты с помощью педагога-психолога ДОУ и методиста практики от факультета проводят обработку и анализ результатов диагностики, составляют психологическое заключение с рекомендациями по итогам исследования.
5 этап. На протяжении всей практики оказывать посильную диагностическую помощь педагогу-психологу дошкольного учреждения.
Работа с отчетной документацией по разделу психологической практики.
Отчетные документы по I разделу практики:
Психодиагностический инструментарий (текст методики, стимульный материал).
Протоколы (копии) обследования.
Психологические заключения (копии) с рекомендациями воспитателю и родителям (приложение 4).
- I. Экстраверсия (э): 94
- II. Нейротизм (н): 94
- III. «Ложь»: 94
- Пояснительная записка
- Организация учебной психодиагностической практики
- Методист практики:
- Структурными компонентами учебной психодиагностической практики являются:
- Отчетная документация по практике.
- Основные критерии оценки итогов практики.
- I раздел. Психодиагностическая деятельность педагога-психолога в дошкольном учреждении
- Диагностика интеллектуальной сферы детей дошкольного возраста
- II раздел. Работа педагога-психолога с учащимися начальной школы
- Перечень рекомендуемых методик
- III раздел. Психодиагностическая работа педагога-психолога в средней школе
- Перечень рекомендуемых методик
- IV раздел. Работа психолога со старшеклассниками
- Методические материалы
- К I разделу практики
- Методика «Полянка»
- Л.А. Венгер
- Протокол к методике «Полянка»
- Обработка результатов исследования
- Методика «Сапожки» н.И. Гуткина
- Диагностика стадиального развития интеллекта н.Ф. Талызина, ю.В. Карпов
- Диагностика сформированности действий логического мышления
- Протокол к методике
- Методика «Картина» о.Е.Антипенко
- Методические материалы ко II разделу практики
- Карточка наблюдения
- Беседа с учителем
- Беседа с родителями
- Анкета для родителей
- Кривая текущей успеваемости
- Свободная беседа с учеником
- Прямые методики диагностики мотивации учения младших школьников Беседа-интервью
- «Лесенка уроков»
- Описание методики
- «Лесенка побуждений»
- Сочинение
- Проективные методики диагностики мотивации учения младших школьников Рисуночная методика
- Составление расписания на неделю
- Методика «Неоконченные предложения» ж. Нюттена
- Анкета для родителей школьников I класса
- Беседа-интервью (для I класса)
- Инструкция к методике «Неоконченные предложения» ж. Нюттена в модификации а. Б. Орлова
- Обобщающая таблица результатов диагностики мотивации учения младших школьников по выделенным показателям
- Методические материалы
- К III разделу практики
- Методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности
- Г. Айзенк
- Текст опросника Айзенка
- Бланк ответов
- Шкала градации результатов
- Тест исследования тревожности (опросник у.Д. Спилбергера; адаптирован ю.Л. Ханиным)
- Шкала ситуативной тревожности (ст)
- Обработка результатов
- Тест руки э. Вагнер
- Методика самооценки коллектива через эмоционально-символическую аналогию
- «Песчаная россыпь»
- «Мягкая глина»
- «Мерцающий маяк»
- «Алый парус»
- «Горящий факел»
- Методика экспериментального исследования организованности
- Методические материалы
- К IV разделу практики
- Опросник интерперсонального диагноза
- Т. Лири, р. Л. Лафорже, р. Ф. Сучек
- Краткая характеристика методики
- Возможности методики
- Инструкция
- Обработка результатов
- Ключ к опроснику
- Дифференциально-диагностический опросник (ддо) е.А. Климов
- Методика «Карта интересов» а. Е. Голомштока (модификация с.Я. Карпиловской)
- Опросник профессиональных склонностей л.Йовайши (модификация г.В. Резапкиной)
- Опросник профессиональных склонностей
- Обработка и анализ результатов
- Завершающая беседа
- Список использованной литературы
- Приложение 1 Оформление титульного листа дневника дневник
- Приложение 2 Примерная форма индивидуального плана
- Приложение 3 Примерная схема отчёта о практике
- Приложение 4 Структура психологического заключения и его особенности
- Приложение 5 Примерный план составления аналитической справки.
- Приложение 6 Расчет оценочной шкалы по средним величинам