logo
учебная психодиагностическая практика 3 курс ЗФ

Методика экспериментального исследования организованности

Методика экспериментального исследования организованности строится на основе изучения типич­ных для конкретного коллектива видов работ и связанных с ними проблем. Исследователь подбирает серию спе­циальных кратковремен­ных заданий, в которых эти проблемы экспери­ментально воспроизво­дятся. Членам коллек­тива предлагается вы­полнить намеченные за­дания, и по тому, как учащиеся с ними справ­ляются, судят об орга­низованности классного коллектива.

Перед выполнением каждого задания класс получает инструкцию, начинающуюся следующими словами:

Сейчас в вашем классе будет проведен эксперимент, который покажет организованность класса, то есть то, как на практике вы умеете работать вместе, справляться с возникающими при этом проблемами распределения между собой обязанностей, координации усилий, взаимодействии и подчинения друг другу. Организован­ность вашего класса как коллектива будет определена на основе выполнения нескольких, специально подобранных для этого экс­периментальных заданий.

Приведем в качестве примера серию экспериментальных заданий, которые могут быть использованы для изучения организованности школьного класса как коллектива.

Задание 1 «Квадрат». Это задание моделирует ситуа­цию, в которой организованность коллектива проявляется в том, чтобы при необходимости разделить его на микро­группы, а потом объединить их усилия для совместной ра­боты.

Задача, решаемая в данном случае, заключается в сло­жении квадрата, предварительно разрезанного на части так, как это показано на рис. 1. Дается инструкция.

Первое задание включает сложение квадрата. Для его выпол­нения вам необходимо разделиться на четыре подгруппы. Каждая подгруппа получит по конверту и должна будет как можно быстрее собрать квадрат из вложенных в него деталей. Этот квадрат состав­ляет четвертую часть того, который изображен на рис. 1 (горизонтальная и вертикальная линии). После того как задание будет выполнено, вы выберете в каждой подгруппе одного человека, который должен за­помнить, как был сложен малый квадрат. Вслед за этим квадрат разбирается, его детали вновь вкладываются в конверт, и выделен­ный в подгруппе человек подходит с ним к общему столу. Заключи­тельная часть задания выполняется тогда, когда представители всех групп соберутся у стола. Она состоит в том, чтобы из имею­щихся в их распоряжении деталей собрать один общий, большой квадрат в соответствии со схемой, показанной на рис. 1. Как только это будет сделано, задание 1 считается выполненным.

Рис.1. Схема, согласно которой разрезается на части и собирается квадрат к заданию 1.

Задание 2 «Общежитие». Цель этого задания — вы­яснить, готовы ли члены коллектива уступать друг другу способны ли они учитывать интересы друг друга, когда при­ходится принимать совместные решения.

Инструкция, которую коллектив получает перед выпол­нением этого задания, выглядит следующим образом: Представьте себе, что вашему классу необходимо поселиться в общежитии или в домиках летнего лагеря отдыха, где имеются только двухместные, трехместные и четырехместные комнаты, при­чем самых удобных из них — двухместных и трехместных — всего по две, а остальные — четырехместные. Распределите имеющиеся комнаты между собой так, чтобы все были заняты и все остались довольны распределением (число мест во всех комнатах соответству­ет количеству ребят в классе). Первыми должны быть заполнены двухместные комнаты, затем — трехместные и только после этого – четырехместные.

Задание 3 «Алфавит». При выполнении этого задания определяется умение членов коллектива совместно решать задачи.

Русский алфавит имеет 33 буквы. Вам предстоит совместно сложить из этих букв весь алфавит от А до Я. Каждый из вас полу­чит сейчас по листку бумаги и должен будет написать на нем как минимум одну из букв алфавита. Затем из написанных букв необ­ходимо будет сложить весь алфавит, причем так, чтобы ни одна из букв не была пропущена и ни разу не повторялась дважды. Если это не получится с первого раза, то процедуру написания букв на отдельных листочках нужно повторять до тех пор, пока задание не будет выполнено.

Задание 4 «Фигуры». В этом задании проверяется спо­собность членов коллектива организованно выполнять довольно сложную умственную и физическую работу, тре­бующую хорошего взаимопонимания и четкой координации действий. Дается инструкция к заданию.

Ваш класс получает задачу запомнить и по памяти воспроизвес­ти серию разных по форме и штриховке геометрических фигур, рас­положенных в определенном порядке. Для этого вы должны произ­вольно разбиться на три подгруппы, каждая из которых будет выполнять свою роль в процессе решения общей задачи. Одной из подгрупп предстоит запомнить предложенные фигуры (рис. 2), другой — нарисовать их на основе сведений, полученных от пер­вой, а третьей — проконтролировать правильность выполнения рисунка. Необходимое для успешного выполнения задания количе­ство членов в подгруппах и их состав вы определите сами после прослушивания задания.

Фигуры, изображенные на рис. 2, будут показаны первой под­группе всего на одну минуту. За это время ее участники должны за­помнить форму, штриховку и порядок расположения фигур. После окончания запоминания члены первой подгруппы передают полу­ченную информацию участникам второй и отходят в сторону на значительное от нее расстояние. Вторая подгруппа приступает к воспроизведению фигур на листе бумаги, и, как только она за­кончит свою работу, третья подгруппа, переходи от первой под­группы ко второй, проверяет, правильно ли ребята из второй под­группы по рассказу учеников первой воспроизвели фигуры. Если они убедятся в том, что все сделано верно, задание считается вы­полненным.

Рис. 2. Геометрические фигуры и схема их расположения к заданию 4.

Признаками организованности класса как коллектива в этих экспериментах считаются качество, скорость выполне­ния всех заданий и характер работы. Оценка последнего да­ется по системе перечисленных ниже признаков, каждый из которых рассматривается как отдельная характеристика организованности:

1) возникновение в процессе работы органа самоуправления, координирующего работу всех членов коллектива, и определенной структуры их соподчинения;

  1. четкое распределение обязанностей между членами коллектива;

  2. выработка плана совместных действий и руководство им в процессе работы;

  3. отсутствие конкуренции между лидерами, конфлик­тов и противоречий в системе межличностных отношений.

  4. строгая дисциплина;

  5. минимальная достаточность физических и умственных усилий, прилагаемых членами коллектива в процессе вы­полнения задания; отсутствие излишнего напряжения, не­нужных, неэкономных действий;

  6. высокая деловая активность всех участников;

  7. проявление всеми инициативы и творчества в процессе работы;

9) демонстрация единства мнений и действий по су­щественным вопросам на всех этапах работы.