Методика экспериментального исследования организованности
Методика экспериментального исследования организованности строится на основе изучения типичных для конкретного коллектива видов работ и связанных с ними проблем. Исследователь подбирает серию специальных кратковременных заданий, в которых эти проблемы экспериментально воспроизводятся. Членам коллектива предлагается выполнить намеченные задания, и по тому, как учащиеся с ними справляются, судят об организованности классного коллектива.
Перед выполнением каждого задания класс получает инструкцию, начинающуюся следующими словами:
Сейчас в вашем классе будет проведен эксперимент, который покажет организованность класса, то есть то, как на практике вы умеете работать вместе, справляться с возникающими при этом проблемами распределения между собой обязанностей, координации усилий, взаимодействии и подчинения друг другу. Организованность вашего класса как коллектива будет определена на основе выполнения нескольких, специально подобранных для этого экспериментальных заданий.
Приведем в качестве примера серию экспериментальных заданий, которые могут быть использованы для изучения организованности школьного класса как коллектива.
Задание 1 — «Квадрат». Это задание моделирует ситуацию, в которой организованность коллектива проявляется в том, чтобы при необходимости разделить его на микрогруппы, а потом объединить их усилия для совместной работы.
Задача, решаемая в данном случае, заключается в сложении квадрата, предварительно разрезанного на части так, как это показано на рис. 1. Дается инструкция.
Первое задание включает сложение квадрата. Для его выполнения вам необходимо разделиться на четыре подгруппы. Каждая подгруппа получит по конверту и должна будет как можно быстрее собрать квадрат из вложенных в него деталей. Этот квадрат составляет четвертую часть того, который изображен на рис. 1 (горизонтальная и вертикальная линии). После того как задание будет выполнено, вы выберете в каждой подгруппе одного человека, который должен запомнить, как был сложен малый квадрат. Вслед за этим квадрат разбирается, его детали вновь вкладываются в конверт, и выделенный в подгруппе человек подходит с ним к общему столу. Заключительная часть задания выполняется тогда, когда представители всех групп соберутся у стола. Она состоит в том, чтобы из имеющихся в их распоряжении деталей собрать один общий, большой квадрат в соответствии со схемой, показанной на рис. 1. Как только это будет сделано, задание 1 считается выполненным.
Рис.1. Схема, согласно которой разрезается на части и собирается квадрат к заданию 1.
Задание 2 — «Общежитие». Цель этого задания — выяснить, готовы ли члены коллектива уступать друг другу способны ли они учитывать интересы друг друга, когда приходится принимать совместные решения.
Инструкция, которую коллектив получает перед выполнением этого задания, выглядит следующим образом: Представьте себе, что вашему классу необходимо поселиться в общежитии или в домиках летнего лагеря отдыха, где имеются только двухместные, трехместные и четырехместные комнаты, причем самых удобных из них — двухместных и трехместных — всего по две, а остальные — четырехместные. Распределите имеющиеся комнаты между собой так, чтобы все были заняты и все остались довольны распределением (число мест во всех комнатах соответствует количеству ребят в классе). Первыми должны быть заполнены двухместные комнаты, затем — трехместные и только после этого – четырехместные.
Задание 3 — «Алфавит». При выполнении этого задания определяется умение членов коллектива совместно решать задачи.
Русский алфавит имеет 33 буквы. Вам предстоит совместно сложить из этих букв весь алфавит от А до Я. Каждый из вас получит сейчас по листку бумаги и должен будет написать на нем как минимум одну из букв алфавита. Затем из написанных букв необходимо будет сложить весь алфавит, причем так, чтобы ни одна из букв не была пропущена и ни разу не повторялась дважды. Если это не получится с первого раза, то процедуру написания букв на отдельных листочках нужно повторять до тех пор, пока задание не будет выполнено.
Задание 4 — «Фигуры». В этом задании проверяется способность членов коллектива организованно выполнять довольно сложную умственную и физическую работу, требующую хорошего взаимопонимания и четкой координации действий. Дается инструкция к заданию.
Ваш класс получает задачу запомнить и по памяти воспроизвести серию разных по форме и штриховке геометрических фигур, расположенных в определенном порядке. Для этого вы должны произвольно разбиться на три подгруппы, каждая из которых будет выполнять свою роль в процессе решения общей задачи. Одной из подгрупп предстоит запомнить предложенные фигуры (рис. 2), другой — нарисовать их на основе сведений, полученных от первой, а третьей — проконтролировать правильность выполнения рисунка. Необходимое для успешного выполнения задания количество членов в подгруппах и их состав вы определите сами после прослушивания задания.
Фигуры, изображенные на рис. 2, будут показаны первой подгруппе всего на одну минуту. За это время ее участники должны запомнить форму, штриховку и порядок расположения фигур. После окончания запоминания члены первой подгруппы передают полученную информацию участникам второй и отходят в сторону на значительное от нее расстояние. Вторая подгруппа приступает к воспроизведению фигур на листе бумаги, и, как только она закончит свою работу, третья подгруппа, переходи от первой подгруппы ко второй, проверяет, правильно ли ребята из второй подгруппы по рассказу учеников первой воспроизвели фигуры. Если они убедятся в том, что все сделано верно, задание считается выполненным.
Рис. 2. Геометрические фигуры и схема их расположения к заданию 4.
Признаками организованности класса как коллектива в этих экспериментах считаются качество, скорость выполнения всех заданий и характер работы. Оценка последнего дается по системе перечисленных ниже признаков, каждый из которых рассматривается как отдельная характеристика организованности:
1) возникновение в процессе работы органа самоуправления, координирующего работу всех членов коллектива, и определенной структуры их соподчинения;
четкое распределение обязанностей между членами коллектива;
выработка плана совместных действий и руководство им в процессе работы;
отсутствие конкуренции между лидерами, конфликтов и противоречий в системе межличностных отношений.
строгая дисциплина;
минимальная достаточность физических и умственных усилий, прилагаемых членами коллектива в процессе выполнения задания; отсутствие излишнего напряжения, ненужных, неэкономных действий;
высокая деловая активность всех участников;
проявление всеми инициативы и творчества в процессе работы;
9) демонстрация единства мнений и действий по существенным вопросам на всех этапах работы.
- I. Экстраверсия (э): 94
- II. Нейротизм (н): 94
- III. «Ложь»: 94
- Пояснительная записка
- Организация учебной психодиагностической практики
- Методист практики:
- Структурными компонентами учебной психодиагностической практики являются:
- Отчетная документация по практике.
- Основные критерии оценки итогов практики.
- I раздел. Психодиагностическая деятельность педагога-психолога в дошкольном учреждении
- Диагностика интеллектуальной сферы детей дошкольного возраста
- II раздел. Работа педагога-психолога с учащимися начальной школы
- Перечень рекомендуемых методик
- III раздел. Психодиагностическая работа педагога-психолога в средней школе
- Перечень рекомендуемых методик
- IV раздел. Работа психолога со старшеклассниками
- Методические материалы
- К I разделу практики
- Методика «Полянка»
- Л.А. Венгер
- Протокол к методике «Полянка»
- Обработка результатов исследования
- Методика «Сапожки» н.И. Гуткина
- Диагностика стадиального развития интеллекта н.Ф. Талызина, ю.В. Карпов
- Диагностика сформированности действий логического мышления
- Протокол к методике
- Методика «Картина» о.Е.Антипенко
- Методические материалы ко II разделу практики
- Карточка наблюдения
- Беседа с учителем
- Беседа с родителями
- Анкета для родителей
- Кривая текущей успеваемости
- Свободная беседа с учеником
- Прямые методики диагностики мотивации учения младших школьников Беседа-интервью
- «Лесенка уроков»
- Описание методики
- «Лесенка побуждений»
- Сочинение
- Проективные методики диагностики мотивации учения младших школьников Рисуночная методика
- Составление расписания на неделю
- Методика «Неоконченные предложения» ж. Нюттена
- Анкета для родителей школьников I класса
- Беседа-интервью (для I класса)
- Инструкция к методике «Неоконченные предложения» ж. Нюттена в модификации а. Б. Орлова
- Обобщающая таблица результатов диагностики мотивации учения младших школьников по выделенным показателям
- Методические материалы
- К III разделу практики
- Методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности
- Г. Айзенк
- Текст опросника Айзенка
- Бланк ответов
- Шкала градации результатов
- Тест исследования тревожности (опросник у.Д. Спилбергера; адаптирован ю.Л. Ханиным)
- Шкала ситуативной тревожности (ст)
- Обработка результатов
- Тест руки э. Вагнер
- Методика самооценки коллектива через эмоционально-символическую аналогию
- «Песчаная россыпь»
- «Мягкая глина»
- «Мерцающий маяк»
- «Алый парус»
- «Горящий факел»
- Методика экспериментального исследования организованности
- Методические материалы
- К IV разделу практики
- Опросник интерперсонального диагноза
- Т. Лири, р. Л. Лафорже, р. Ф. Сучек
- Краткая характеристика методики
- Возможности методики
- Инструкция
- Обработка результатов
- Ключ к опроснику
- Дифференциально-диагностический опросник (ддо) е.А. Климов
- Методика «Карта интересов» а. Е. Голомштока (модификация с.Я. Карпиловской)
- Опросник профессиональных склонностей л.Йовайши (модификация г.В. Резапкиной)
- Опросник профессиональных склонностей
- Обработка и анализ результатов
- Завершающая беседа
- Список использованной литературы
- Приложение 1 Оформление титульного листа дневника дневник
- Приложение 2 Примерная форма индивидуального плана
- Приложение 3 Примерная схема отчёта о практике
- Приложение 4 Структура психологического заключения и его особенности
- Приложение 5 Примерный план составления аналитической справки.
- Приложение 6 Расчет оценочной шкалы по средним величинам