Составление расписания на неделю
Методика С.Я.Рубинштейн в модификации В.Ф.Моргуна (1979) является продуктивной для диагностики отношения ученика к конкретным учебным предметам и учению в целом.
Учащимся выдается лист бумаги, разделенный на семь частей, каждая из которых подписана днем недели.
Инструкция испытуемому
Давай представим себе, что мы с тобой в школе будущего. Это такая школа, где дети могут сами составлять расписания уроков. Перед тобой лежит страничка из дневника такой школы. Заполни эту страничку так, как ты считаешь нужным. На каждый день можешь писать любое количество уроков. Уроки можешь писать, как хочешь. Это и будет расписание на неделю для нашей школы будущего.
Обработка полученных данных
У экспериментатора имеется реальное расписание уроков в классе. Это расписание сравнивают с расписанием школы будущего, составленным каждым испытуемым. При этом выделяются те предметы, количество которых у испытуемого меньше или больше, чем в реальном расписании, и высчитывается процент несоответствия, что позволяет провести диагностику отношения ученика к учению в целом и, особенно, к отдельным предметам.
Цветной тест отношений (Эткинд, 1987)
Методика цветового теста отношений (ЦТО) разработана на основе восьми основных цветов М. Люшера и направлена на диагностику значимых, эмоциональных отношений субъекта.
Первоначально определяется индивидуальный ранг каждого цвета по степени его предпочтения школьником — от I до VIII. Далее индивидуально каждому школьнику предъявляются понятия, которые он относит к одному из восьми предъявленных цветов. Мы разработали список понятий, охватывающий выделенные показатели мотивации учения.
Список понятий:
1. «Твой друг». 2. «Урок». 3. «Твой папа». 4. «Перемена». 5. «Учитель». 6. «Оценка "2"». 7. «Твоя учеба». 8. «Ты сам». 9. «Контрольная работа». 10. «Твоя мама». 11. «Оценка "5"». 12. «Выполнение домашнего задания». 13. «Твое любимое занятие». 14. «Твой дом».
Заключительная процедура состоит в повторном определении ранга каждого цвета по степени его предпочтения школьником. При обработке прежде всего учитывается критерий достоверности полученных результатов: школьник должен отнести заведомо положительное понятие — «отметка "5"» — к цвету высокого ранга и заведомо отрицательное — «отметка "2"» — к цвету низкого ранга. Далее сравниваются первичная и вторичная оценки школьниками ранга предпочтения каждого цвета и определяется его средний ранг.
Ранг цвета, к которому ребенок относит определенное понятие, свидетельствует об эмоциональном отношении к нему школьников. Причем, если школьник относит понятие к цвету, который по рангу занимает от I до IV места, то отношение школьника к данному понятию оценивается как положительное. Отношение школьника к понятиям с более низким рангом (V—VIII) оценивается как отрицательное. Каждое определенное понятие относится к одному из четырех показателей мотивации учения. Полученные по каждому показателю данные соотносятся между собой, и делается общий вывод.
- I. Экстраверсия (э): 94
- II. Нейротизм (н): 94
- III. «Ложь»: 94
- Пояснительная записка
- Организация учебной психодиагностической практики
- Методист практики:
- Структурными компонентами учебной психодиагностической практики являются:
- Отчетная документация по практике.
- Основные критерии оценки итогов практики.
- I раздел. Психодиагностическая деятельность педагога-психолога в дошкольном учреждении
- Диагностика интеллектуальной сферы детей дошкольного возраста
- II раздел. Работа педагога-психолога с учащимися начальной школы
- Перечень рекомендуемых методик
- III раздел. Психодиагностическая работа педагога-психолога в средней школе
- Перечень рекомендуемых методик
- IV раздел. Работа психолога со старшеклассниками
- Методические материалы
- К I разделу практики
- Методика «Полянка»
- Л.А. Венгер
- Протокол к методике «Полянка»
- Обработка результатов исследования
- Методика «Сапожки» н.И. Гуткина
- Диагностика стадиального развития интеллекта н.Ф. Талызина, ю.В. Карпов
- Диагностика сформированности действий логического мышления
- Протокол к методике
- Методика «Картина» о.Е.Антипенко
- Методические материалы ко II разделу практики
- Карточка наблюдения
- Беседа с учителем
- Беседа с родителями
- Анкета для родителей
- Кривая текущей успеваемости
- Свободная беседа с учеником
- Прямые методики диагностики мотивации учения младших школьников Беседа-интервью
- «Лесенка уроков»
- Описание методики
- «Лесенка побуждений»
- Сочинение
- Проективные методики диагностики мотивации учения младших школьников Рисуночная методика
- Составление расписания на неделю
- Методика «Неоконченные предложения» ж. Нюттена
- Анкета для родителей школьников I класса
- Беседа-интервью (для I класса)
- Инструкция к методике «Неоконченные предложения» ж. Нюттена в модификации а. Б. Орлова
- Обобщающая таблица результатов диагностики мотивации учения младших школьников по выделенным показателям
- Методические материалы
- К III разделу практики
- Методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности
- Г. Айзенк
- Текст опросника Айзенка
- Бланк ответов
- Шкала градации результатов
- Тест исследования тревожности (опросник у.Д. Спилбергера; адаптирован ю.Л. Ханиным)
- Шкала ситуативной тревожности (ст)
- Обработка результатов
- Тест руки э. Вагнер
- Методика самооценки коллектива через эмоционально-символическую аналогию
- «Песчаная россыпь»
- «Мягкая глина»
- «Мерцающий маяк»
- «Алый парус»
- «Горящий факел»
- Методика экспериментального исследования организованности
- Методические материалы
- К IV разделу практики
- Опросник интерперсонального диагноза
- Т. Лири, р. Л. Лафорже, р. Ф. Сучек
- Краткая характеристика методики
- Возможности методики
- Инструкция
- Обработка результатов
- Ключ к опроснику
- Дифференциально-диагностический опросник (ддо) е.А. Климов
- Методика «Карта интересов» а. Е. Голомштока (модификация с.Я. Карпиловской)
- Опросник профессиональных склонностей л.Йовайши (модификация г.В. Резапкиной)
- Опросник профессиональных склонностей
- Обработка и анализ результатов
- Завершающая беседа
- Список использованной литературы
- Приложение 1 Оформление титульного листа дневника дневник
- Приложение 2 Примерная форма индивидуального плана
- Приложение 3 Примерная схема отчёта о практике
- Приложение 4 Структура психологического заключения и его особенности
- Приложение 5 Примерный план составления аналитической справки.
- Приложение 6 Расчет оценочной шкалы по средним величинам