Г. Айзенк
Цель методики: выявление характерологических проявлений типов личности подростка и старшеклассника.
Возрастной диапазон применения. Данная методика рассчитана на контингент испытуемых в возрасте от 12 до 17 лет.
Области применения методики. В целом, методика, как средство получения диагностических данных, может использоваться:
В психолого-педагогической практике в целях коррекции взаимоотношений в системах: «ученик – учитель» и «ученик – класс».
При формировании классных коллективов.
При знакомстве педагога с вновь поступившим в класс подростком.
В деятельности работников «службы занятости» и отделов кадров при приеме на работу подростков.
В профессиональном отборе молодежи на различные типы профессий (в частности на профессии типа «человек – человек»).
В профподборе производственных групп в целях достижения оптимального делового и социального сотрудничества.
В спортивной практике при подборе команд.
В профориентационной работе со старшеклассниками.
Концептуальная основа методики. В разнообразных теориях личности постулируется разное количество конкретных её характеристик, имеющих индивидуальную выраженность. Для их обозначения часто используется понятие «черта». Большим по объёму и более гетерогенным по сравнению с чертой является понятие «тип». Тип личности рассматривается как целостное образование, не сводимое к набору черт. Понятие «тип» отличается более высоким уровнем обобщения и выполняет функцию категоризации свойств личности в более объёмные единицы, имеющие непосредственное отношение к наблюдаемым моделям поведения человека (М.К. Акимова, К.М. Гуревич, 2007).
В основе разработки данной методики лежит факт повторения набора сходных общепсихологических типов личности в различных авторских классификациях (Р.Кеттелл, К.Леонгард, Г.Айзенк, А. Е. Личко и др.).
Предлагаемая методика содержит опросник Г.Айзенка (подростковый вариант), классификацию типов личности в зависимости от соотношения результатов шкалы нейротизма и шкалы экстроверсии, вербальное описание особенностей каждого типа и основное направление тактики взаимоотношений с подростками каждого типа.
В качестве основного диагностического средства используется текст опросника Г.Айзенка (подростковый вариант), шкала градации результатов, характерологические проявления типа личности и рекомендации по коррекции.
Стимульный материал: инструкция, текст опросника, бланк ответов, ключ к опроснику, направления интерпретации и коррекции.
Этапы работы.
Знакомство психолога с содержанием методики.
Работа психолога по мотивации испытуемых на обследование.
Проведение диагностической процедуры в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данной методике.
Обработка и анализ полученных результатов; начинается со «шкалы лжи».
Соотнесение полученных индивидуальных данных со шкалой градации результатов.
Интерпретация диагностических данных по таблице типов личности по Г.Айзенку.
Определение направления коррекционной работы с каждым испытуемым в отдельности и по группе испытуемых.
Ход работы.
Инструкция (для психолога): «На предлагаемые вопросы испытуемый должен отвечать «да» или «нет», не раздумывая. Ответ заносится в бланк ответов под соответствующим номером».
Инструкция (для испытуемого): «Вам предлагается ряд вопросов об особенностях Вашего характера и поведения. Если Вы отвечаете на вопрос утвердительно («да»), то в бланке ответов рядом с соответствующим номером вопроса поставьте знак «+»; если отрицательно («нет»), то знак «-». Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая долго, так как важна первая реакция».
- I. Экстраверсия (э): 94
- II. Нейротизм (н): 94
- III. «Ложь»: 94
- Пояснительная записка
- Организация учебной психодиагностической практики
- Методист практики:
- Структурными компонентами учебной психодиагностической практики являются:
- Отчетная документация по практике.
- Основные критерии оценки итогов практики.
- I раздел. Психодиагностическая деятельность педагога-психолога в дошкольном учреждении
- Диагностика интеллектуальной сферы детей дошкольного возраста
- II раздел. Работа педагога-психолога с учащимися начальной школы
- Перечень рекомендуемых методик
- III раздел. Психодиагностическая работа педагога-психолога в средней школе
- Перечень рекомендуемых методик
- IV раздел. Работа психолога со старшеклассниками
- Методические материалы
- К I разделу практики
- Методика «Полянка»
- Л.А. Венгер
- Протокол к методике «Полянка»
- Обработка результатов исследования
- Методика «Сапожки» н.И. Гуткина
- Диагностика стадиального развития интеллекта н.Ф. Талызина, ю.В. Карпов
- Диагностика сформированности действий логического мышления
- Протокол к методике
- Методика «Картина» о.Е.Антипенко
- Методические материалы ко II разделу практики
- Карточка наблюдения
- Беседа с учителем
- Беседа с родителями
- Анкета для родителей
- Кривая текущей успеваемости
- Свободная беседа с учеником
- Прямые методики диагностики мотивации учения младших школьников Беседа-интервью
- «Лесенка уроков»
- Описание методики
- «Лесенка побуждений»
- Сочинение
- Проективные методики диагностики мотивации учения младших школьников Рисуночная методика
- Составление расписания на неделю
- Методика «Неоконченные предложения» ж. Нюттена
- Анкета для родителей школьников I класса
- Беседа-интервью (для I класса)
- Инструкция к методике «Неоконченные предложения» ж. Нюттена в модификации а. Б. Орлова
- Обобщающая таблица результатов диагностики мотивации учения младших школьников по выделенным показателям
- Методические материалы
- К III разделу практики
- Методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности
- Г. Айзенк
- Текст опросника Айзенка
- Бланк ответов
- Шкала градации результатов
- Тест исследования тревожности (опросник у.Д. Спилбергера; адаптирован ю.Л. Ханиным)
- Шкала ситуативной тревожности (ст)
- Обработка результатов
- Тест руки э. Вагнер
- Методика самооценки коллектива через эмоционально-символическую аналогию
- «Песчаная россыпь»
- «Мягкая глина»
- «Мерцающий маяк»
- «Алый парус»
- «Горящий факел»
- Методика экспериментального исследования организованности
- Методические материалы
- К IV разделу практики
- Опросник интерперсонального диагноза
- Т. Лири, р. Л. Лафорже, р. Ф. Сучек
- Краткая характеристика методики
- Возможности методики
- Инструкция
- Обработка результатов
- Ключ к опроснику
- Дифференциально-диагностический опросник (ддо) е.А. Климов
- Методика «Карта интересов» а. Е. Голомштока (модификация с.Я. Карпиловской)
- Опросник профессиональных склонностей л.Йовайши (модификация г.В. Резапкиной)
- Опросник профессиональных склонностей
- Обработка и анализ результатов
- Завершающая беседа
- Список использованной литературы
- Приложение 1 Оформление титульного листа дневника дневник
- Приложение 2 Примерная форма индивидуального плана
- Приложение 3 Примерная схема отчёта о практике
- Приложение 4 Структура психологического заключения и его особенности
- Приложение 5 Примерный план составления аналитической справки.
- Приложение 6 Расчет оценочной шкалы по средним величинам