Тема 11. Психология и образование лиц с нарушениями слуха
Среди детей с ограниченными возможностями значительную категорию составляют дети с различными выраженными отклонениями слуха. По данным Всемирной организации здравоохранения, в настоящее время количество людей, страдающих умеренными, тяжелыми и глубокими нарушениями слуха в мире, достигает свыше 40 млн. человек. Педагогика глухих и слабослышащих детей входит в компетенцию такой отрасли специальной педагогики как – сурдопедагогика.
Особенности поведения и психологии людей с недостатками слуха впервые привлекли внимание педагогов и врачей – психиатров приблизительно в середине 19 века. В начале 20 века появляются первые психологические исследования. К их числу относится опубликованная в 1911 году в России работа А.Н. Поросятникова, посвященная изучению особенностей памяти глухонемых школьников. В 20-е годы систематическая разработка проблем специальной психологии проходила под руководством Л.С. Выготского и под влиянием его идей. Им была создана теория о структуре детского психического развития, отклоняющегося от нормального. Л.С. Выготским были введены понятия о первичном дефекте и его прямых последствиях (вторичный дефект). Применительно к рассматриваемой категории детей нарушение слухового восприятия – это первичный дефект; замедленное и своеобразное развитие – это вторичный дефект. Его ученики Л.В. Занков и И.М. Соловьев проводят исследования развития восприятия, мышления, памяти и речи детей с нарушениями слуха. Результаты этих исследований были обобщены в первой монографии по сурдопсихологии «Очерки психологии глухонемого ребенка», вышедшей в 1940 году.
Как известно, ощущения, восприятия являются чувственной основой нашего познания. Они являются основными источниками наших знаний об окружающем мире. Среди различных форм и видов ощущений главное значение имеют слуховые и зрительные. Мы живем в мире звуков, форм, красок. Такие источники информации, как радио, телевидение, кино, театр, музыка, во многом основаны на слуховых ощущениях.
Конечно, важную дополняющую роль при этом играют и зрительные ощущения. Потеря слуха лишает ребенка возможности нормального восприятия этих источников информации и ограничивает тем самым процесс его интеллектуального развития. Но, как показывает педагогическая практика, эти недостатки могут быть компенсированы применением специальных методов и различных технических средств в обучении.
Особенно важна роль слуховых ощущений и восприятий в овладении речью. На их основе происходит развитие ее активной и пассивной форм. Слыша речь окружающих, ребенок начинает подражать ей и произносить первые слова. С помощью речи он получает основную информацию, усваивает знания и опыт, который ему передают взрослые.
Нарушение восприятия устной речи окружающих, естественно влечет за собой и нарушение формирования активной речи. Ребенок, лишенный слуха, никогда не сможет самостоятельно овладеть ею. Практически такой ребенок остается немым, если его не обучают речи по специальной методике.
Слух – отражение действительности в форме звуковых явлений, способность человека воспринимать и различать звуки.
На долю слуха приходится только около 2% информации о внешнем мире, которую человек получает через органы чувств.
Но Л.С. Выготский писал: «Глухонемота человека оказывается неизмеримо большим несчастьем, чем слепота, потому что она изолирует его от общения с людьми. Она прямее, чем слепота нарушает социальные связи личности».
Нарушения слуха той или иной степени встречаются достаточно часто и у взрослых, и у детей разного возраста. Многие из них носят временный характер, например, при простудах, при отитах (воспаление среднего уха), образование серных пробок, при аномальном строении наружного и среднего уха (отсутствие или недоразвитие ушных раковин, заращение слуховых проходов, дефекты барабанной перепонки). Такого рода нарушения называются кондуктивными. Современная медицина владеет разнообразными методами их лечения: как консервативными, так и оперативными. Как правило, в результате лечения, иногда длительного, слух восстанавливается.
Другую группу нарушений слуха составляют стойкие нарушения, связанные с поражением внутреннего уха – нейросенсорная тугоухость и глухота. При этих нарушениях современная медицина восстановить нормальный слух не в силах. Речь может идти лишь о поддерживающей терапии, определенных профилактических мероприятиях, слухопротезировании (подбор индивидуальных слуховых аппаратов) и длительной систематической педагогической коррекции.
Причины нарушения слуха. Нарушения слуха могут быть врожденными и приобретенными. Врожденные нарушения слуха встречаются значительно реже, примерно у 25% детей с недостатками слуха, чем приобретенные.
Причинами тугоухости и глухоты могут быть заболевания матери во время беременности, особенно опасны краснуха, грипп, различные родовые травмы (вследствие сдавления и деформации головки плода во время осложненных родов), детские инфекции, например, корь, скарлатина, свинка; такие заболевания ребенка, как грипп, дифтерия, менингит, пневмония, травмы головы, ушибы головы в грудном и преддошкольном возрасте, применение таких антибиотиков, как: стрептомицин, канамицин, гентамицин, различные заболевания носоглотки, дающие осложнения и приводящие к поражениям органов слуха (если поражено внутреннее ухо в большинстве случаев наступает глухота, если же среднее ухо, чаще наступает тугоухость).
Велика вероятность появления стойкого понижения слуха, если ребенок родился ослабленным, с малым весом, недоношенным, если у его родителей или других родственников нарушен слух. В специальной литературе упоминаются и такие причины нарушений слуха, как браки между близкими родственниками, а также большая разница в возрасте вступивших в брак.
Распространенный в прошлом летальный исход заболевания менингитом благодаря достижениям медицины стал в настоящее время относительной редкостью. В подавляющем большинстве случаев такие больные выживают, но страдают от тяжелых последствий слухового поражения.
Слуховые нарушения иногда развиваются вследствие длительного воздействия очень сильного шума, при которых появляется ощущение давления или боли в ухе.
Даже незначительное снижение слуха в раннем детстве, отрицательно сказывается на формировании речи ребенка. А при тяжелой тугоухости и глухоте без специального обучения он вообще не овладевает речью. Это происходит потому, что ребенок не слышит своего голоса и речи окружающих и, следовательно, не может ей подражать.
Резкое недоразвитие речи или ее отсутствие затрудняют контакты неслышащего ребенка с окружающим миром, нарушают процесс формирования познавательной деятельности и в целом его личности.
При наличии раннего адекватного коррекционного воздействия эти тяжелые последствия могут быть уменьшены. В стране создана система сурдологической и педагогической помощи детям с нарушенным слухом, начиная с первых месяцев жизни.
Глухота – это проблема, повергающая в ужас и отчаяние родителей, окружающих их родных и близких, когда они узнают, что это страшное слово – диагноз их любимого малыша. Им кажется, что он уже никогда не станет таким как все дети вокруг. Мир рушится, и жизнь теряет положительную эмоциональную окраску.
При первом подозрении на снижение слуха у ребенка его необходимо обследовать в сурдологическом кабинете. Там уточняется состояние слуховой функции ребенка, намечаются необходимые медицинские мероприятия (лечение, слухопротезирование).
Исследования показывают на решающее значение раннего, с первых месяцев жизни слухопротезирования и ранней работы по развития слуховой функции. Было установлено, что в тех случаях, когда слухопротезирование проводилось у детей 4-5 месяцев наблюдался значительный прогресс в речевом развитии.
Когда же дети начинали пользоваться слуховыми аппаратами после 9 месяцев, успехи были не столь значительны.
В раннем возрасте (на протяжении первых 2-3 лет жизни) коррекционно-педагогическая работа организуется в семье. Родители получают необходимые консультации по воспитанию и обучению своего неслышащего малыша у сурдопедагога сурдологического кабинета.
Категории детей с нарушениями слуха. Всех детей с нарушением слуха делят на 2 большие группы:
1 группа – глухие дети (дети с полным выпадением слуха, который не может быть самостоятельно использован ими для накопления речевого запаса).
Глухота бывает абсолютной лишь в исключительных случаях. Обычно сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать отдельные очень громкие звуки (гудок, свисток, звонки, громкий голос над ухом).
Глухие дети делятся на 2 категории:
А) Ранооглохшие (глухие без речи) – нарушение слуха произошло до сформирования речи.
Б) Позднооглохшие (глухие, сохранившие в той или иной мере речь).
2 группа – слабослышащие (дети, с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие, но сохраняющей возможность самостоятельного накопления речевого запаса при помощи слухового анализатора).
Слабослышащие дети делятся на 2 категории:
А) дети, обладающие крайне ограниченной или глубоко недоразвитой речью (отдельные искаженные слова, фразы).
Б) дети, владеющие развернутой речью с небольшими недостатками в ее грамматическом построении и ошибками в произношении и письме.
Уровень речевого развития ребенка с нарушениями слуха зависит от 4 условий:
1. От степени нарушения слуха. Чем тяжелее слуховой дефект, тем, речь оказывается более недоразвитой.
2. От времени возникновения слухового дефекта. Чем позже возникает слуховой дефект, тем больше оснований для сохранности достигнутого речевого развития.
Ребенок, который полностью теряет слух до 3-3,5 лет, обычно совсем не сохраняет той речи, которую он успел приобрести в период, когда слух его был сохранен. Тоже самое, если слух теряется частично. Даже не значительное понижение слуха, возникшее в очень раннем возрасте, может привести к задержке развития речи, но если ребенок частично теряет слух после 3 лет, то речь останется более сохранной.
От педагогических условий развития ребенка с нарушением слуха. Если для ребенка, только что потерявшего слух, создаются специальные педагогические условия в д/с или дома, если его рано обеспечивают звукоусиливающей аппаратурой, обучают чтению с губ, исправляют ошибки, допускаемые им в речи, ведут беседы на доступном ему словаре, то речь его будет развиваться лучше.
От индивидуальных особенностей ребенка. Более активные, живые, общительные дети говорят лучше, чем вялые и замкнутые. Неслышащий и плохо говорящий (или совсем не говорящий) дошкольник нуждается в правильном речевом общении с учетом его ограниченных возможностей, в специальной коррекционной работе по развитию речи и слуха, что будет способствовать его нормальному психическому развитию.
- Тема 1. Специальная педагогика и специальная психология как самостоятельные отрасли науки и практики
- Вопросы и задания по теме
- Темы докладов
- Литература
- Тема 2. Виды отклоняющегося развития (дизонтогении)
- Возрастная обусловленность дизонтогенеза
- Уровни нервно-психического реагирования детей:
- Понятие о первичном и вторичном дефектах развития. Учение о компенсации
- Вопросы и задания по теме
- Темы докладов
- Литература
- Тема3. Основы дидактики специальной педагогики
- Принципы специального образования
- Методы обучения
- Формы организации специального обучения
- Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования
- Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования
- Вопросы и задания по теме
- Литература
- Тема 4. Инклюзивное образование
- Восемь принципов инклюзивного образования:
- Другие варианты обучения детей-инвалидов в России
- Вопросы и задания по теме
- Тема 5. Модели психологической помощи
- Принципы
- Тема 6. Психологическая поддержка в системе психологической помощи детям с проблемами в развитии
- Вопросы и задания по теме
- Литература
- Тема 7. Адаптивное физическое воспитание в специальном образовании.
- Паспорт Здоровья и физического развития учащегося
- Вопросы и задания по теме
- Литература
- Тема 8. Современная система специальных образовательных услуг
- Профессиональная ориентация, система профессионального образования, профессиональная адаптация лиц с ограниченной трудоспособностью
- Вопросы и задания по теме
- Темы рефератов
- Литература
- Тема 9. Психология и образование детей с задержкой психического развития
- Вопросы по теме:
- Литература
- Тема 10. Психология и образование лиц с умственной отсталостью
- Степени умственной отсталости
- Образование как средство реабилитации детей с умственной отсталостью
- Вопросы по теме
- Литература:
- Тема 11. Психология и образование лиц с нарушениями слуха
- Особенности личности детей с нарушениями слуха
- Вопросы и задания по теме
- Темы докладов
- Литература
- Тема 12. Психология и образование лиц с нарушениями зрения
- Особенности психического развития детей с нарушениями зрения
- Образование детей с нарушением зрения
- Вопросы и задания по теме
- Темы докладов
- Литература
- Примерная тематика курсовых работ
- Литература
- 607220 Г. Арзамас Нижегородской обл., ул. К.Маркса, 36.
- 607220 Г. Арзамас Нижегородской области, ул. Севастопольская, 15.