logo
posobie_po_spetsps

Образование детей с нарушением зрения

Отечественная специальная педагогика многие годы выступала за воспитание и образование слепых и слабовидящих детей в специализированных учреждениях, поскольку вся система работы в специализированных учреждениях направлена не только на получение образования, но, главное, на коррекцию нарушения зрения, на разностороннее развитие ребенка, на социальную реабилитацию и подготовку к самостоятельной жизни в среде зрячих. Это–специализированные д/сады с отдельными группами для слепых и слабовидящих, группы для детей с амблиопией и косоглазием; школы-интернаты для слепых, которые имеют в своем составе классы для слабовидящих и школы-интернаты для слабовидящих с отдельными классами для слепых детей. Дети, имеющие кроме слепоты умственную отсталость, обучаются по особым программам в этих же школах.

Но за последние годы ситуация изменилась. Хотя специальные учреждения предоставляют семье надежные условия для получения образования и коррекции зрительных нарушений, в них есть необходимое техническое оборудование и дидактические средства, родители начинают отдавать детей в массовые образовательные учреждения. Причин тому несколько: родители хотят видеть своих детей каждый день, общаться с ними, влиять на их обучение и воспитание; многие семьи не имеют средств и не получают финансовую помощь от района для направления в специализированное учреждение, находящееся в другом районе страны. В результате в настоящее время возникла необходимость в создании условий для получения детьми с нарушениями зрения общего воспитания и обучения в массовых учебных заведениях.

В результате интегрированного обучения детей в массовой школе возникает ряд проблем. И это проблемы не только учащихся с нарушением зрения, но и проблемы их нормально видящих сверстников, учителей и всей общеобразовательной системы в целом.

Результаты интегрированного обучения показали, что нормально видящие подростки готовы к встрече и общению, как в школе, так и за ее пределами с детьми с нарушением зрения. Но это желание не подкреплено ни реальными навыками, ни теоретическими представлениями об особенностях развития детей с данным дефектом.

Несмотря на нейтральное доброжелательное отношение к этим детям в классе, у них возникают проблемы в плане общения. Дети оказались изолированными, предоставленными самим себе. А ведь оказавшись в новой среде, дети с нарушениями зрения испытывают не только эмоциональный дискомфорт, но и проблемы физической ориентировки в новом для них пространстве класса, школы.

Как правило, слепой ученик, интегрированный в класс нормативной школы, с грустью отмечает, что его сосед по парте отмахивается от него, как от назойливой мухи, когда он просит продиктовать то, что учитель пишет на доске.

Позиция нормально видящего соседа также вполне обоснована, поскольку он должен успеть усвоить учебный материал, предлагаемый учителем на уроке.

У нормально видящего ребенка ни в коей мере нельзя развивать чувство вины перед незрячим, поскольку в данной ситуации его реакция вполне адекватна. Неправомерно было бы обвинять его в отсутствии милосердия, ведь у него есть свои задачи, которые он должен решить в первую очередь. Проблемы подобного рода должны быть решены организационно и исходить из реальных жизненных потребностей. А это уже задача учителя и школы в целом, которая берет на себя ответственность обучения подобных детей.

Основные направления коррекционно-воспитательной работы при интегрированном обучении детей с нарушениями зрения

  1. Формирование адекватного отношения у нормально видящих учеников и учителей к зрительному дефекту новых учеников. Не секрет, что ученики в нормативной школе по-разному относятся к незрячим одноклассникам. Если слабовидящий ребенок внешне и манерой поведения не отличается от зрячих, то тотально слепой, или ребенок с тяжелым нарушением зрения может вызвать нежелание и боязнь общения с ним.

Дети класса, в который собираются принять незрячего ученика, должны быть обследованы школьным психологом, так как агрессивное поведение, открытое демонстративное отторжение могут нанести непоправимую душевную травму ребенку с нарушением зрения.

Конечно, никакой ребенок не застрахован от столкновения с агрессией, жестоким отношением, но все-таки педагогический коллектив должен стремиться к тому, чтобы взаимоотношения в классе были доброжелательными, или хотя бы нейтральными.

Лучше заранее подготовить детей, чтобы не вызывать повышенного интереса и некорректных высказываний, так как многие дети с нарушением зрения чувствуют себя скованно, неестественно и дискомфортно при публичном обнаружении их зрительных проблем.

  1. Создание психологического настроя слепого и слабовидящего учащегося на преодоление трудностей. Ребенок должен научиться спрашивать и принимать помощь от сверстников. В процессе адаптации педагогу следует проявлять инициативу, не дожидаться просьбы самого учащегося. Для этого нужно постоянно держать ребенка в поле своего зрения, постараться увидеть и почувствовать, когда ему нужна помощь.

  2. Выработать у ребенка с нарушением зрения адекватную оценку своих перцептивных и интеллектуальных возможностей (перцепция – восприятие объективной действительности органами чувств). Перцептивные возможности человека с нарушением зрения – это возможность воспринимать эту действительность без зрения. Психолог и учитель должны сформировать у незрячего ребенка уровень притязаний, который соответствует его реальным возможностям и способностям. Иногда уровень притязаний у детей с нарушением зрения бывает завышен, и такие дети в нормативном классе чувствуют себя психологически дискомфортно, сталкиваясь с объективной реальностью. Когда же уровень притязаний занижен, дети не могут реализовать себя в обществе в соответствии со своими возможностями.

  3. Учить детей с нарушением зрения общению со зрячими детьми. К сожалению, многие слепые и слабовидящие не умеют общаться, они не слушают собеседника, и диалога в общении не поучается. Отчасти, это происходит из-за чувства неполноценности, которое испытывают многие слепые. Им хочется показать, что они тоже многое знают. Либо это может быть связано с малым опытом общения: он хочет общаться, но не знает, как это осуществить и выступает с монологической речью. В таких случаях необходима деликатная помощь школьного психолога, организовывать дискуссии, диспуты, встречи, беседы, то есть такие формы общения, где нужно уметь не только говорить, но и слушать, для того, чтобы это общение состоялось.

5) Обучать ориентированию в пространстве. При этом использовать все сохранные анализаторы. Начинать от простого обследования руками объектов помещения с выделением постоянных ориентиров до использования макетов, схем пути. Ребенок должен знать основные ориентиры комнаты, где проводятся занятия, путь к своему месту. Не желательно менять обстановку и место ребенка, пока он не освоит помещение и не выработает автоматизм движений в знакомом помещении.

6)Тщательно обдумать, где посадить нового ученика. Выбор места зависит от диагноза и степени снижения зрения. Если ребенок слабовидящий, то есть острота зрения 0,05 и он не имеет выраженной светобоязни, его желательно посадить на первую парту среднего ряда. Тотально слепой ребенок, который опирается на осязание и слух, может работать за любой партой, по усмотрению учителя. Главное – учитывать степень слышимости в этом месте. Если ребенок нуждается в дополнительном освещении- рабочее место должно быть освещено настольной лампой. Если у учащегося наблюдается сильная светобоязнь, его нужно посадить спиной к окну или закрыть окно шторой.

7) Ограничивать время зрительной работы. Оптимальная нагрузка на зрение у слабовидящих учеников не более 15-20 минут непрерывной работы. Если есть возможность работать с опорой на осязание и слух, необходимо ее использовать, так как это способствует предотвращению переутомления детей, охране их зрения.

8) Известно, что около 80% всей информации человек получает с помощью зрения. Этот факт, как правило, нормально видящими не осознается, и многие операции и действия, происходящие в классе вербально не обозначаются. Поэтому большая часть информации может пройти мимо незрячего ученика. Чтобы этого не произошло, учитель и ученики должны проговаривать все то, что записывается на доске или демонстрируется, показывается для всего класса.

Учитель не должен забывать, что в его классе находится ученик, который иначе воспринимает действительность. Попросить прочитать написанное ученик, не всегда считает возможным и удобным, так как идет урок, и он не хочет мешать остальным ученикам. Тактичное и корректное отношение к ученику в классе должно начинаться с учителя. Учитель должен проговаривать то, что он пишет или показывает и приучать к этому всех детей в классе.

9) Помнить, что темп письма и чтения слепого и слабовидящего ниже. Он не сможет успевать за классом. В связи с этим, наряду, с прибором Брайля используются диктофоны, на которые записываются фрагменты урока. Поэтому учитель и ученики должны следить за четкостью произносимого, не создавать дополнительных шумов.

10) Если у ребенка имеется остаточное зрение, он может использовать специальные адаптивные устройства: оптические (очки, лупы) и неоптические (фломастеры). Детям со светобоязнью рекомендуются затемненные или темные линзы. Фломастеры желательно черного цвета с изменяющейся шириной стержня, что позволяет делать четкие, контрастные записи. Сюда же можно отнести различного цвета маркеры, которые помогают выделить наиболее важные моменты в записываемом материале.

11) Особое внимание следует обратить на фронтальную работу в классе. Чтобы дети с нарушением зрения могли принять участие во фронтальной работе, необходимы индивидуальные карточки, тексты, карты, наглядные пособия.

Наглядный материал должен учитывать особенности зрительного восприятия детей: изображения на рисунках должны быть четкими, без лишних деталей, в основных тонах (контрастно и четко), выполнены увеличенным шрифтом, размером не менее 9-10 см. Наглядный материал для слепых предъявляется в виде рельефных изображений предметов, муляжей, макетов.

12) Учитель и психолог должны вести работу с родителями. Судьба распорядилась так, что на их долю выпало тяжелое испытание – воспитание ребенка, имеющего физический недуг. Наличие такого ребенка в семье тяжело переживается, его воспитание требует больших затрат: физических, душевных, материальных.

Эта категория родителей очень ранима и чувствительна даже к самой легкой критике в адрес своего ребенка. У многих родителей возникает комплекс вины по отношению к собственному ребенку, имеющему физический недостаток с рождения или приобретенный позже.

Ситуация перехода ребенка с нарушением зрения из специализированной школы в массовую является серьезным испытанием, которое он может не выдержать, не справившись с интеллектуальными и психологическими нагрузками.

В случае, если учитель видит, что новичок не успевает по общеобразовательной программе и не приживается в данном коллективе, нужно постараться с психологом выявить причины возникших затруднений и затем постараться их устранить.

Если же коррекционные и психотерапевтические меры не принесут должных результатов, необходимо поставить вопрос перед администрацией школы и на педагогическом совете о целесообразности дальнейшего пребывания ученика в массовой школе.