Тема 12. Психология и образование лиц с нарушениями зрения
Способность видеть, то есть ощущать и воспринимать окружающую действительность посредством зрительного анализатора, называется зрением.
Через зрение человек получает около 80% информации, поступающей в кору головного мозга. Оно является определяющим в формировании представлений о реально существующих предметах и явлениях.
С помощью зрения познаются существенные признаки разнообразных объектов (свет, цвет, величина, форма), осуществляется ориентировка в пространстве, воспринимается изобразительное и архитектурное искусство, наблюдаются сложные изменения в природе.
Зрение играет огромную роль в процессе обучения в школе: при чтении, письме, изодеятельности, при выполнении лабораторных и практических работ, связанных с визуальным наблюдением и измерительными действиями.
Структурно и функционально зрительный анализатор – самый сложный и наиболее совершенный орган. Он тесно взаимодействует с двигательным, тактильным, обонятельным, слуховым анализаторами, образует с ними сложные динамические системы связей.
Уже в первые дни жизни у ребенка отмечаются содружественные реакции на свет.
На 2-м месяце – образуются зрительно – двигательные связи (возникают установочные движения глаз, хотя ребенок еще не умеет управлять своим взором и фиксировать внимание на окружающих предметах).
В 2 – 3,5 месяца – образуются зрительно – слуховые связи (в ответ на звуковой раздражитель возникают зрачковые реакции, зрачковая реакция на боль).
Таким образом, с первых дней жизни ребенка зрение тесно связано с осязанием, слухом, обонянием и другими видами чувствительности. В результате образуются сложные динамические системы связей, которые являются основой всей психической деятельности и ориентации ребенка в пространстве.
Нарушения зрения ведут к появлению вторичных отклонений в психическом и физическом развитии.
Роль зрительного анализатора в психическом развитии ребенка велика и уникальна. Но 60 – 70% населения земли подвержены глазной патологии. Нарушение деятельности глазного анализатора вызывает у ребенка значительные затруднения в познании окружающей действительности, сужает общественные контакты, ограничивает его ориентировку, возможности заниматься многими видами деятельности.
Глубокое нарушение зрения у детей может возникнуть под влиянием различных причин. Во многих случаях подлинного этиологического фактора слепоты или слабовидения установить не удается. Но в 80 – 90% случаях нарушений зрения в детском возрасте – врожденные. Органы зрения формируются на ранних этапах беременности. Воздействие на плод патогенных факторов в это время очень опасно.
Так к нарушению зрения могут привести внутриутробные инфекции плода (краснуха, грипп). К нарушению зрения могут привести внутричерепные и внутриглазные кровоизлияния, травмы головы, могут быть механические травмы глаз, термические и химические ожоги. Атрофия зрительного нерва возможна после перенесения менингита и менингоэнцефалита. Различные нарушения зрительной функции могут возникнуть после гриппа, скарлатины, дифтерии. Группу риска составляют недоношенные дети.
У детей может наблюдаться спазм аккомодации. Аккомодация глаза – приспособление глаза к ясному видению путем изменения преломляющей силы его оптических сред.
Бывает - ребенок видит хорошо. Вдруг – стрессовая ситуация. Получил «2», боится идти домой. Отругали – стресс. Ребенок сам сжимается и глаз тоже. Ребенок начинает хуже видеть. Если в это время надеть очки – глаз будет фиксировать как дефект, это состояние закрепится. Но если снять нервный стресс, не надевая очков, через некоторое время мышцы встанут на место, зрение восстановится.
Ослабляет работу аккомодации – деятельность на близком расстоянии. Нет тренировки мышц вдаль. Эта дисгармония приводит к нарушению зрения.
Степени нарушения зрения. Категории детей с нарушениями зрения. Степень нарушения зрения определяется понижением остроты зрения.
Острота зрения большинства людей, характеризующаяся способностью определять буквы или знаки десятой строки таблицы на расстоянии 5 метров, равна 1,0 и рассматривается как нормальная.
Человек, определяющий на этом расстоянии буквы и знаки 5 строки, имеет остроту зрения 0,5, а первой строки – 0,1.
Если острота зрения ниже 0,1, используется счет пальцев. Ребенок, сосчитавший раздвинутые пальцы руки на расстоянии 5 м, обладает остротой зрения – равной 0,09.
Тот же счет пальцев рук на расстоянии 2 м – соответствует остроте зрения 0,04;
на расстоянии 0,5 м – 0,01; с расстояния 30 см – 0,005; острота зрения, при которой ребенок не различает пальцев, а видит только свет, равна светоощущению; если ребенок не может отличать свет от темноты, острота зрения равна нулю.
Таким образом, в зависимости от степени снижения остроты зрения на лучше видящем глазу, при использовании очков и от возможностей использования зрительного анализатора – в педагогическом процессе выделяют следующие группы детей:
Слепые – это дети с полным отсутствием зрительных ощущений, либо имеющие остаточное зрение – 0,04 на лучше видящем глазу с применением очков, либо сохранившие способность к светоощущению.
Слабовидящие – дети с остротой зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с коррекцией обычными очками. Главное отличие этой группы детей от слепых – при выраженном снижении остроты восприятия зрительный анализатор остается основным источником восприятия информации об окружающем мире и может использоваться в качестве ведущего в учебном процессе, включая чтение и письмо.
В зависимости от времени наступления дефекта выделяют 2 категории детей:
1) слепорожденные – это дети с врожденной тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до 3-х лет;
2) ослепшие – дети, утратившие зрения в дошкольном возрасте и позже.
К прогрессирующим нарушениям зрения относятся и такие виды нарушений преломляющей способности глаза, обусловливающие значительное понижение зрения, как близорукость и дальнозоркость. Близорукость (миопия) – лучи, идущие от предмета, преломляются не на сетчатке, а перед ней; дальнозоркость (гиперметропия)– преломление лучей происходит позади сетчатки. При близорукости дети плохо видят отдаленные предметы, действия, а также то, что написано на классной доске. При чтении учащиеся приближают книгу к глазам, сильно склоняют голову во время письма, прищуривают глаза при рассматривании предметов – это первые признаки развития миопии.
Дальнозорким детям приходится чрезмерно напрягать свой аккомодационный аппарат, напряженная зрительная работа вызывает у них зрительное утомление, которое проявляется в виде головной боли, тяжести в глазах, в области лба, а иногда в головокружении, буквы при чтении сливаются, становятся неясными. При высокой степени дальнозоркости часто развивается сходящееся косоглазие.
Амблиопия – понижение зрения без видимых причин, выражающееся в снижении остроты центрального зрения. Часто возникает вследствие вынужденного бездействия глаза при косоглазии и нарушении бинокулярного зрения.
- Тема 1. Специальная педагогика и специальная психология как самостоятельные отрасли науки и практики
- Вопросы и задания по теме
- Темы докладов
- Литература
- Тема 2. Виды отклоняющегося развития (дизонтогении)
- Возрастная обусловленность дизонтогенеза
- Уровни нервно-психического реагирования детей:
- Понятие о первичном и вторичном дефектах развития. Учение о компенсации
- Вопросы и задания по теме
- Темы докладов
- Литература
- Тема3. Основы дидактики специальной педагогики
- Принципы специального образования
- Методы обучения
- Формы организации специального обучения
- Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования
- Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования
- Вопросы и задания по теме
- Литература
- Тема 4. Инклюзивное образование
- Восемь принципов инклюзивного образования:
- Другие варианты обучения детей-инвалидов в России
- Вопросы и задания по теме
- Тема 5. Модели психологической помощи
- Принципы
- Тема 6. Психологическая поддержка в системе психологической помощи детям с проблемами в развитии
- Вопросы и задания по теме
- Литература
- Тема 7. Адаптивное физическое воспитание в специальном образовании.
- Паспорт Здоровья и физического развития учащегося
- Вопросы и задания по теме
- Литература
- Тема 8. Современная система специальных образовательных услуг
- Профессиональная ориентация, система профессионального образования, профессиональная адаптация лиц с ограниченной трудоспособностью
- Вопросы и задания по теме
- Темы рефератов
- Литература
- Тема 9. Психология и образование детей с задержкой психического развития
- Вопросы по теме:
- Литература
- Тема 10. Психология и образование лиц с умственной отсталостью
- Степени умственной отсталости
- Образование как средство реабилитации детей с умственной отсталостью
- Вопросы по теме
- Литература:
- Тема 11. Психология и образование лиц с нарушениями слуха
- Особенности личности детей с нарушениями слуха
- Вопросы и задания по теме
- Темы докладов
- Литература
- Тема 12. Психология и образование лиц с нарушениями зрения
- Особенности психического развития детей с нарушениями зрения
- Образование детей с нарушением зрения
- Вопросы и задания по теме
- Темы докладов
- Литература
- Примерная тематика курсовых работ
- Литература
- 607220 Г. Арзамас Нижегородской обл., ул. К.Маркса, 36.
- 607220 Г. Арзамас Нижегородской области, ул. Севастопольская, 15.